1 сентября 2016, 10:28

История про бронекапсулу, вороватых бобров и дизельные «Кашкаи»

Для затравки детский вопрос: почему пираты носили повязку на один глаз? «Чтобы скрывать отсутствие глаза», - по-ребячьи ответите Вы. «А вот и не верно», - скажем мы. Цель повязки — адаптация.

Дело в том, что некоторые члены пиратской команды выполняли задачи связи между нижней и верхней палубами. Матросы постоянно переходили из тьмы на свет, и обратно. Само собой, со света в темноте ничего не видно, требуется время на привыкание зрения. Повязка же скрывала глаз, который должен был видеть в трюмах. На солнце этот глаз закрыт, адаптируется к темноте. Пират бежит в трюм, повязка сдвигается, и пират видит намного лучше, чем если бы оба глаза привыкли к яркому свету.

Зачем, спросите, мы вспомнили о пиратских повязках? Да затем, что точно такие же носили солдаты, прятавшиеся в знаменитых фортах Кенигсберга. Всего их 15, однако несколько фортов носят еще буквенные обозначения - 1А, 2А и 5А. Когда советские солдаты пришли сюда на разведку, то долго не могли понять: объектов 15, а цифр только 12. Мы посетили несколько фортификационных сооружений, опоясывающих современный Калининград, а вот рассказать чуть подробнее хотим об «11-м», который вот уже как пару лет находится в частных заботливых руках, со всеми отсюда вытекающими…

Первоначально форт назывался «Зелигенфельд» — по названию близлежащего населенного пункта, а 5 сентября 1894 года, к 80-летию наполеоновских сражений, принимается решение назвать все форты в честь известных главнокомандующих, и №11 переименовали в честь знаменитого рода фон Дёнхофф. Герб рода, к слову, частично сохранился на фасаде форта. «Одиннадцатый» возводился с 1877 по 1881 г.г. с целью прикрытия железной дороги на Инстербург. Даже по тем временам считалось, что это долгострой. Форт представляет собой вытянутый по фронту шестиугольник, окруженный водным рвом. Центральное сооружение защищено земляной насыпью. Внутренние помещения и 2 внутренних дворика симметрично расположены относительно центральной потерны. До центра Кенигсберга/Калининграда - около 10 км. В ясную погоду даже видны купола кафедрального собора Христа Спасителя на пл. Победы.

В 1885-м в Кенигсберг приехала комиссия и установила, что все форты бесповоротно устарели. То бишь перестали нести функцию защиты города от постоянно совершенствовавшегося оружия. Здоровых солдат вывели на другие работы, а на №11 сделали перевалочный пункт для артиллеристов и склад боеприпасов. Для такого монументального сооружения это, безусловно, смехотворно.

По территории форт не самый большой - всего 5 гектар. У него один вход и один выход, через мостик. Других наземных и подземных путей отступления отсюда нет. Тайных сообщений между фортами, как говорят некоторые, также не существует - это легенда. Зато внутренние помещения - этакая лабиринтовая система, то есть при любом раскладе попадешь в центральную потерну. Центральная часть форта - самая тихая и спокойная. По ней въезжали лошади, которые доставляли все, что нужно было для строительства, а потом и для повседневной жизни солдат. Лошадь распрягалась и отправлялась в конюшню. Здесь много дверей и проемов. Взять те же биржевые казармы. Это длинная галерея, состоящая из 16 одинаковых комнат: казармы и кухня. С тех далеких времен осталась даже кастрюля. Кстати, одномоментно никто не питался, это было опасно. На кухне, как правило, накладывали пищу и уносили в казарму. Пищу обязательно разогревали: в каждой казарме-комнате были печь и камин.

Форт трехэтажный. Боевые позиции находились на 3 уровне. Гордость «Одиннадцатого»  — «противоосколочная сторожевая вышка» W.T.90. Ни на каком другом форте, кроме этого, вращающиеся на 360 градусов бронекапсулы не сохранились - банально пали жертвой сборщиков чёрного металла, и теперь шахты ржаво и мёртво зияют оголёнными внутренностями. Та же участь в лихие годы постигла и металлические винтовые лестницы. На «Одиннадцатом» пропала одна из 3 лестниц. Зато оставшиеся две могут стать образцами для восстановления на других фортах. На этой даже сохранились 3 лиственничные накладки на ступени. Конструкция довольно проста: центральный столб, на который насажены ступени на высоту 3 этажей. И даже в нынешнем состоянии пользоваться ими вполне безопасно.

Пороховые лаборатории были на 1 этаже. Во время подхода неприятеля раздавался сигнал: «К бою!». Солдаты бежали в лабораторию, формировали снаряды, укладывали их на специальную тарелку. Лифтовый механизм, посредством «кривого стартера», доставлял боеприпасы на 12 метров вверх. Отсек бронекапсулы, где дежурил солдат, очень скромный по размерам. Даже скамейки в нем узкие - чтоб наблюдатель не смог уснуть. О смене дежурства напоминал специальный звоночек.

Стены 2 этажа выкрашивались в белый цвет, чтобы свет от керосиновой лампы, упрятанной в стенную нишу, рассеивался и хорошо отражался. Таким образом, в помещении делался полумрак, и солдаты могли «невслепую» жить и работать с боеприпасами, которые тут находились. Белые стены, кстати, попутно нивелировали солдатскую угрюмость; это было важно, поскольку служивые всегда имели дело со снарядами, что небезопасно. Углы стен скошены - дабы не задеть транспортируемым боеприпасом и не разрушить конструкцию крепости. Интересно, что в кирпичной кладке использовался раствор из конопляного масла, яйца и прочих нестандартных для дня сегодняшнего «ингредиентов». При этом добавлялась соль, особенно в зимний период строительства. Она, оказывается, создает ионизацию, поэтому плесени здесь нет и по сей день.

Туда, где хранился порох, никогда не заходили одетыми. А все потому, что раньше одежда была с металлическими пуговицами. Не дай Бог, создастся трение - сразу взрыв. Правда, один похожий инцидент все же в истории форта случился, и было это в 90-е годы XX века. В одной из комнат подорвались фосфорные бомбы. Температура доходила до 1500-2000 градусов: плавился кирпич, начинался процесс образования стекла. На фотографиях в нашей «Галерее» видно, во что превратилась кирпичная кладка… Вообще, какие-либо взрывотехнические процессы на форте нежелательны, ибо рядом располагается ТЭЦ. Если произойдет детонация, взрыв будет как в Хиросиме. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что пороховых складов и арсеналов сегодня здесь уже нет. 

Зато есть своя артезианская скважина глубиной 100 метров, вырытая еще немцами. Всех посетителей обязательно угощают чаем из этой воды. А еще на «Одиннадцатом» есть почти ручные летучие мыши, предков которых когда-то тренировали переносить боеприпасы, и ров глубиной до 5 метров и шириной до 12 метров. В нем, как и много лет назад, по-прежнему хозяйничают бобры: создают запруды, заметно поднимая уровень воды, и зачем-то тащат у людей алюминиевые ложки.
В ходе апрельских боев 1945 года форт «Денхофф» упорного сопротивления наступающим частям Красной Армии не оказал, гарнизон капитулировал около 13 часов 7 апреля 1945 года. В этой связи куда более героическая история у форта №5 - как музей он функционирует уже 25 лет. В годы Второй Мировой форт принял жесточайший бой, продолжавшийся 3 дня. Ни один немецкий солдат при штурме не погиб, только 2 советских: один при штурме ворот, второй подорвался на мине. Зато в штурме форта принимали участие 15 героев Советского Союза.

На чем путешествовать?

Путешествие по калининградским фортам мы осуществляли за рулем 2-литрового «автоматического» Nissan Qashqai в топовой комплектации, предоставленного в наше распоряжение местным дилерским центром «Аскар-Авто». Сотрудники автосалона поведали, что именно Qashqai (да еще X-Trail) сегодня делают основные продажи марки на «янтарном» берегу. Причем, в отличие от, скажем так, «большой земли», в 39-м регионе успехом пользуется 1,6-литровая 130-сильная дизельная версия Qashqai. С приводом на 2 колеса и CVT самый доступный дизельный вариант обойдется в 1 259 000 рублей (комплектация SE). Верхняя ценовая планка модификации на "тяжелом" топливе стоит 1 444 000 рублей (Le Roof). И это все то же сочетание монопривода и вариатора.

Изначально проигрышная для дизеля ценовая разница со временем компенсируется бюджетным расходом топлива и более редкими посещениями автозаправок. В таком подходе как нельзя красочнее просматривается территориальная, а вместе с ней и ментальная близость Калининграда к Западной Европе, где, как известно, спрос на дизельные машины исторически выше российского. 

Как добраться?

Форт №11 расположен на юго-востоке Калининграда. Добраться до него проще-простого. Для этого можно воспользоваться окружной магистралью, по которой надо следовать до пересечения с ул. Емельянова (Ржевское). Поворачиваем с кольцевой направо, а через пару-тройку сотен метров, у АЗС, совершаем левый поворот. Далее порядка 5 км, никуда не сворачивая. Заприметив, указатель «Форт №11», делаем еще один левый поворот - и вы на месте. Есть небольшая парковка. Стоимость посещения форта - 200 рублей. Группы собираются ежечасно для экскурсионного сопровождения.

Комплектации и технические характеристики

Nissan Qashqai SE+ 2.0 CVT 4x4
Год выпуска, с2015
Год выпуска, по2017
Кузовкроссовер
Количество дверей/мест5/5
Тип двигателябензиновый
Мощность, л.с./ об/мин144
Объем двигателя1997
Тип трансмисиивариатор
Приводполный
Городской цикл9.6
Загородный цикл6.0
Смешанный цикл7.3
ТопливоАИ-95
Автопутешествия Нисан, Ниссан Кашкай

В избранное

Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:

 
Комментарий появится на сайте после проверки модераторами. Для зарегистрированных пользователей проверки нет и комментарий появляется сразу
Отправить
Отзывы по теме
Форум Nissan Quashqai
Уважаемые водители автомобиля Кашкай 2014, подскажите плиз, может у кого было такое, при скорости от 70 ка в час и выше, начинает появляться скрежет как будто камешки по крыши стучат, чем больше скорость, тем чаше звук, как сбрасываешь до 50 - 60 скрипение пропадает, не пойму что это!
Евгений
Nissan сделал Juke из бумаги
Хоть из бумаги, хоть из чего - всё-равно Урод Уродович
Dan
Тест Nissan Qashqai: вторая колонна
Хорошая машина. Лично тестил, удобная.
Reznikov
Все обсуждения автомобилей
Какую сумму вы тратите на оплату штрафов ГИБДД?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Полноразмерные кроссоверы и внедорожники Lux
Класс Мини-вэны
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого, налог
 

в Москве
История про бронекапсулу, вороватых бобров и дизельные «Кашкаи»
Дело в том, что некоторые члены пиратской команды выполняли задачи связи между нижней и верхней палубами. Матросы постоянно переходили из тьмы на свет, и обратно. Само собой, со света в темноте ничего не видно, требуется время на привыкание зрения. Повязка же скрывала глаз, который должен был видеть в трюмах. На солнце этот глаз закрыт, адаптируется к темноте. Пират бежит в трюм, повязка сдвигается, и пират видит намного лучше, чем если бы оба глаза привыкли к яркому свету. Зачем, спросите, мы вспомнили о пиратских повязках? Да затем, что точно такие же носили солдаты, прятавшиеся в знаменитых фортах Кенигсберга. Всего их 15, однако несколько фортов носят еще буквенные обозначения - 1А, 2А и 5А. Когда советские солдаты пришли сюда на разведку, то долго не могли понять: объектов 15, а цифр только 12. Мы посетили несколько фортификационных сооружений, опоясывающих современный Калининград, а вот рассказать чуть подробнее хотим об «11-м», который вот уже как пару лет находится в частных заботливых руках, со всеми отсюда вытекающими… Первоначально форт назывался «Зелигенфельд» — по названию близлежащего населенного пункта, а 5 сентября 1894 года, к 80-летию наполеоновских сражений, принимается решение назвать все форты в честь известных главнокомандующих, и №11 переименовали в честь знаменитого рода фон Дёнхофф. Герб рода, к слову, частично сохранился на фасаде форта. «Одиннадцатый» возводился с 1877 по 1881 г.г. с целью прикрытия железной дороги на Инстербург. Даже по тем временам считалось, что это долгострой. Форт представляет собой вытянутый по фронту шестиугольник, окруженный водным рвом. Центральное сооружение защищено земляной насыпью. Внутренние помещения и 2 внутренних дворика симметрично расположены относительно центральной потерны. До центра Кенигсберга/Калининграда - около 10 км. В ясную погоду даже видны купола кафедрального собора Христа Спасителя на пл. Победы. В 1885-м в Кенигсберг приехала комиссия и установила, что все форты бесповоротно устарели. То бишь перестали нести функцию защиты города от постоянно совершенствовавшегося оружия. Здоровых солдат вывели на другие работы, а на №11 сделали перевалочный пункт для артиллеристов и склад боеприпасов. Для такого монументального сооружения это, безусловно, смехотворно.{{gallery_556}} По территории форт не самый большой - всего 5 гектар. У него один вход и один выход, через мостик. Других наземных и подземных путей отступления отсюда нет. Тайных сообщений между фортами, как говорят некоторые, также не существует - это легенда. Зато внутренние помещения - этакая лабиринтовая система, то есть при любом раскладе попадешь в центральную потерну. Центральная часть форта - самая тихая и спокойная. По ней въезжали лошади, которые доставляли все, что нужно было для строительства, а потом и для повседневной жизни солдат. Лошадь распрягалась и отправлялась в конюшню. Здесь много дверей и проемов. Взять те же биржевые казармы. Это длинная галерея, состоящая из 16 одинаковых комнат: казармы и кухня. С тех далеких времен осталась даже кастрюля. Кстати, одномоментно никто не питался, это было опасно. На кухне, как правило, накладывали пищу и уносили в казарму. Пищу обязательно разогревали: в каждой казарме-комнате были печь и камин.Форт трехэтажный. Боевые позиции находились на 3 уровне. Гордость «Одиннадцатого»  — «противоосколочная сторожевая вышка» W.T.90. Ни на каком другом форте, кроме этого, вращающиеся на 360 градусов бронекапсулы не сохранились - банально пали жертвой сборщиков чёрного металла, и теперь шахты ржаво и мёртво зияют оголёнными внутренностями. Та же участь в лихие годы постигла и металлические винтовые лестницы. На «Одиннадцатом» пропала одна из 3 лестниц. Зато оставшиеся две могут стать образцами для восстановления на других фортах. На этой даже сохранились 3 лиственничные накладки на ступени. Конструкция довольно проста: центральный столб, на который насажены ступени на высоту 3 этажей. И даже в нынешнем состоянии пользоваться ими вполне безопасно.Пороховые лаборатории были на 1 этаже. Во время подхода неприятеля раздавался сигнал: «К бою!». Солдаты бежали в лабораторию, формировали снаряды, укладывали их на специальную тарелку. Лифтовый механизм, посредством «кривого стартера», доставлял боеприпасы на 12 метров вверх. Отсек бронекапсулы, где дежурил солдат, очень скромный по размерам. Даже скамейки в нем узкие - чтоб наблюдатель не смог уснуть. О смене дежурства напоминал специальный звоночек. Стены 2 этажа выкрашивались в белый цвет, чтобы свет от керосиновой лампы, упрятанной в стенную нишу, рассеивался и хорошо отражался. Таким образом, в помещении делался полумрак, и солдаты могли «невслепую» жить и работать с боеприпасами, которые тут находились. Белые стены, кстати, попутно нивелировали солдатскую угрюмость; это было важно, поскольку служивые всегда имели дело со снарядами, что небезопасно. Углы стен скошены - дабы не задеть транспортируемым боеприпасом и не разрушить конструкцию крепости. Интересно, что в кирпичной кладке использовался раствор из конопляного масла, яйца и прочих нестандартных для дня сегодняшнего «ингредиентов». При этом добавлялась соль, особенно в зимний период строительства. Она, оказывается, создает ионизацию, поэтому плесени здесь нет и по сей день.{{gallery_557}} Туда, где хранился порох, никогда не заходили одетыми. А все потому, что раньше одежда была с металлическими пуговицами. Не дай Бог, создастся трение - сразу взрыв. Правда, один похожий инцидент все же в истории форта случился, и было это в 90-е годы XX века. В одной из комнат подорвались фосфорные бомбы. Температура доходила до 1500-2000 градусов: плавился кирпич, начинался процесс образования стекла. На фотографиях в нашей «Галерее» видно, во что превратилась кирпичная кладка… Вообще, какие-либо взрывотехнические процессы на форте нежелательны, ибо рядом располагается ТЭЦ. Если произойдет детонация, взрыв будет как в Хиросиме. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что пороховых складов и арсеналов сегодня здесь уже нет.  Зато есть своя артезианская скважина глубиной 100 метров, вырытая еще немцами. Всех посетителей обязательно угощают чаем из этой воды. А еще на «Одиннадцатом» есть почти ручные летучие мыши, предков которых когда-то тренировали переносить боеприпасы, и ров глубиной до 5 метров и шириной до 12 метров. В нем, как и много лет назад, по-прежнему хозяйничают бобры: создают запруды, заметно поднимая уровень воды, и зачем-то тащат у людей алюминиевые ложки. В ходе апрельских боев 1945 года форт «Денхофф» упорного сопротивления наступающим частям Красной Армии не оказал, гарнизон капитулировал около 13 часов 7 апреля 1945 года. В этой связи куда более героическая история у форта №5 - как музей он функционирует уже 25 лет. В годы Второй Мировой форт принял жесточайший бой, продолжавшийся 3 дня. Ни один немецкий солдат при штурме не погиб, только 2 советских: один при штурме ворот, второй подорвался на мине. Зато в штурме форта принимали участие 15 героев Советского Союза.На чем путешествовать?Путешествие по калининградским фортам мы осуществляли за рулем 2-литрового «автоматического» Nissan Qashqai в топовой комплектации, предоставленного в наше распоряжение местным дилерским центром «Аскар-Авто». Сотрудники автосалона поведали, что именно Qashqai (да еще X-Trail) сегодня делают основные продажи марки на «янтарном» берегу. Причем, в отличие от, скажем так, «большой земли», в 39-м регионе успехом пользуется 1,6-литровая 130-сильная дизельная версия Qashqai. С приводом на 2 колеса и CVT самый доступный дизельный вариант обойдется в 1 259 000 рублей (комплектация SE). Верхняя ценовая планка модификации на "тяжелом" топливе стоит 1 444 000 рублей (Le Roof). И это все то же сочетание монопривода и вариатора.{{gallery_555}} Изначально проигрышная для дизеля ценовая разница со временем компенсируется бюджетным расходом топлива и более редкими посещениями автозаправок. В таком подходе как нельзя красочнее просматривается территориальная, а вместе с ней и ментальная близость Калининграда к Западной Европе, где, как известно, спрос на дизельные машины исторически выше российского.  Как добраться?Форт №11 расположен на юго-востоке Калининграда. Добраться до него проще-простого. Для этого можно воспользоваться окружной магистралью, по которой надо следовать до пересечения с ул. Емельянова (Ржевское). Поворачиваем с кольцевой направо, а через пару-тройку сотен метров, у АЗС, совершаем левый поворот. Далее порядка 5 км, никуда не сворачивая. Заприметив, указатель «Форт №11», делаем еще один левый поворот - и вы на месте. Есть небольшая парковка. Стоимость посещения форта - 200 рублей. Группы собираются ежечасно для экскурсионного сопровождения.
2016-09-01
Автор: Специальный корреспондент 110km.ru