2226
9 декабря 2016, 10:20

Все, что вы хотели знать о богатырях «БелАЗах»

После посещения Белорусского автомобильного завода корреспондент 110km.ru готов ответить на самые интересные вопросы, касающиеся «БелАЗов»: как жодинские богатыри доставляются потребителю, сколько времени занимает шиномонтаж самосвала-гиганта, какие у них двигатели, и почему покрашены в желтый цвет? Вас заинтриговало? Тогда поехали…
^

Предприятие

Размещено в Жодино, что по прямой в 54 км от Минска. На ПАО «БелАЗ» трудоустроено 9 000 человек, и это в городке с 70-тысячным населением. То есть практически в каждой семье есть свой  «белазовец». Средняя зарплата на производстве - порядка 800 деноминированных белорусских рублей (умножаем на 33 - получаем в российской валюте).

БелАЗ - единственный в мире автопроизводитель, который выпускает огромные карьерные самосвалы конвейерным способом. В настоящее время на предприятии 2 конвейера. На одном собираются машины грузоподъемностью 30, 45, 55, 60 тонн, на втором - более габаритные модели: 110, 130, 180, 220 и 240 тонн. По словам Александра Насковца, начальника бюро компоновки ПАО «БелАЗ», при хороших заказах и в 3 рабочие смены второй цех способен производить до 40 машин в месяц.

Локализация каждого собираемого в Жодино самосвала составляет 53%. У компании есть собственное литейное производство (г. Могилев), основная часть закупок резинотехнических комплектующих производится на родине, в Белоруссии. 

Модельный ряд, потребители

Начиная с 1961 года, «БелАЗ» собрал и отгрузил заказчикам более 100 тыс. карьерных самосвалов. На сегодняшний день модельный ряд техники выглядит следующим образом: грузоподъемностью 30, 32, 45 (2 модификации), 55, 60, 90 (с механической трансмиссией и электромеханической), 110, 130, 160, 180, 220, 240, 360 и 450 тонн. 

Самый ходовой (продаваемый) «БелАЗ» - 130-тонник. За ним следуют модели 55 и 60 тонн, далее - 30, 45 и 90 тонн. В настоящее время сборка 360-тонного самосвала временно прекращена по причине модернизации автомобиля.

Более 50% выпускаемой в Жодино карьерной техники отправляется на экспорт в Россию, из них 80% - в хозяйства Кузбасса. Второй по объемам экспорта рынок сбыта - Украина, на третьем месте - Казахстан, на четвертом - Узбекистан. Кое-что «БелАЗ» оставляет в Белоруссии. По словам Александра Насковца, это, прежде всего. Гранитные карьеры Брестской области. Главные конкуренты - Komatsu и Caterpillar.

Перед поставкой заказчику собранные «БелАЗы» отправляются в цех отгрузки готовой продукции, где осуществляется их разборка и погрузка на ж/д состав. Трудно поверить, но в разобранном виде 190-тонный самосвал занимает 4 ж/д платформы, а 450-тонник - и вовсе 18 платформ.

Всем гигантам - гигант

Речь идет о 450-тонном «БелАЗе», самом большом в мире карьерном самосвале. Впервые он появился на свет в сентябре 2013 года при конструкторском участии Александра Насковца. Инженер говорит, что на рождение автомобиля, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, ушло 2 года - это недолго. На данный момент собрано 2 «рекордсмена»: один уже работает на Кузбассе, второй продан (туда же), но пока не отгружен потребителю (именно он фигурирует на наших фото), третий вот-вот покинет ворота предприятия и, опять же, уедет в Кемеровскую область.

Сборка 450-тонного гиганта занимает, в среднем, 6 месяцев. Однако при наличии постоянных заказов реально перейти на 3-месячный режим сборки. «При конструировании этого самосвала мы отдавали себе отчет в том, что потребитель сначала будет к нему присматриваться, - рассказывает Александр Насковец. - Признаться, было проблематично найти покупателя на самый первый образец. Кстати, этот образец полноценно работает в хозяйстве, но официально числится как бы на эксплуатационных испытаниях (в аренде). Заказчик не полностью расплатился за автомобиль, но это дело ближайшего будущего». Вопрос стоимости самого громадного в мире самосвала очень интересный и щекотливый. Говорят о нем на предприятии неохотно, но нам удалось выяснить цифру. Открываем рот… порядка 6 млн евро.

По слова Александра Насковца, в современных эскизах есть еще более крупная машина, но о ней говорить пока еще рано. На вопрос корреспондента 110km.ru, какова необходимость в создании супер-гигантов, инженер ответил так: «Мировые цены на добываемые ресурсы падают, поэтому растет потребность в технике, которая бы уменьшала затраты и издержки на транспортировку полезных ископаемых. Чем крупнее самосвал, тем ниже себестоимость тонны добываемого груза, тем выгоднее его возить».

450-тонник изначально проектировался под те дороги, которыми в карьерах пользуется 360-тонный собрат. Рекордсмен всего на 15 см шире «коллеги», а при ширине ТС 10 метров это капля в море. По высоте оба богатыря равны, разве что в длину 20-метровый 450-тонник выигрывает. Радиус разворота у этого самосвала - 19,8 метра, в то время как у 360-тонного варианта - 17,8 метра. Разница, как говорит создатель, небольшая. При этом 450-тонный «БелАЗ» способен преодолевать больший уклон: 18% против 12% у 360-тонника.

Двигатели и колеса

Когда очередной «БелАЗ» собран и вот-вот должен стать «на колеса», его «обувают» в т.н технологичные шины. При отгрузке потребителю их снимают и на ж/д платформу укладывают новый комплект. А эти потом в очередной раз используют для обкатки. Снять и установить «белазовские» колеса с использованием спецоборудования и колесосъемников - не велика проблема. На операцию уходит не более 1 часа. Причем, в хозяйствах подобное оборудование имеется.

Поставками шин на самые крупные «БелАЗы» занимаются импортные бренды. Белорусская «Белшина» еще  только готовится «сшить обувку» для того же 450-тонника. Дело это, как нетрудно догадаться, мудреное, ведь высота одной шины на эту модель - 4 метра. Ресурс хождения «белазовских» шин - 1 год, или 70-80 тыс. км пробега. Проколы и повреждения резины в условиях реальной эксплуатации, нет-нет, да и случаются. Главное же, чтоб мотор не подводил.

Это, и правда, важно, ведь «БелАЗы» не глушатся: работают по 365 дней в году и 24 часа в сутки. Остановка двигателя происходит лишь по необходимости - при заезде на ремонт или ТО. Первое техобслуживание самосвал проходит, достигнув рубежа 500 м/час, второе - 1000 м/час, третье - 1500 м/час. 

В данный сегмент автотехники силовые агрегаты попадают, как правило, из двух секторов - судостроения и железнодорожного транспорта. Крупные «БелАЗы» используют преимущественно двигатели MTU и Cummins. К примеру, тот же 450-тонник оснащен сразу двумя MTU, каждый из которых имеет объем цилиндров 65 литров и мощность 2300 л.с. Маленькие «БелАЗы» (как звучит!) оснащаются другими агрегатами, в частности, производства ЯМЗ и Тутаевского моторного завода. В настоящее время «БелАЗ» ждет поставок двигателей с Уральского дизель-моторного завода, чтобы смонтировать их на модели 220 и 240 тонн. Конструированием нового силового агрегата для 90-тонного богатыря занято петербургское предприятие «Звезда». Кроме того, не так давно жодинцы оснастили 60-тонную машину мотором Liebherr, а 45-тонник - двигателем Scania.

Каков, спросите, аппетит у этих монстров? Традиционный подход в «л/100 км пути» в этом сегменте не принят. Прожорливость «БелАЗов» измеряют в граммах на тонну перевезенного груза. К примеру, показатель расхода 450-тонного самосвала составляет 76 г/тонна. У этого гиганта 2 топливных бака по 2800 литров каждый (т.е. почти 6 тонн). Правда, заказчик уже попросил заводских инженеров объединить баки в один, чтобы  удобнее было заправляться. Объем бака на каждый конкретный «БелАЗ» рассчитывается не с бухты барахты: надо добиться того, чтобы автомобиль мог беспрерывно работать на одном баке 12-16 часов.

БелАЗ-беспилотник?

Хозяйство, эксплуатирующее первый 450-тонник, наряду с замечанием по баку, попросило внести ряд корректив и в другие конструкторские особенности самосвала. Так, например, возникла необходимость в люке кабины, чтобы удобнее было осуществлять замену фильтров. Выявился недостаток в рулевом управлении - водителям не понравилось согласование обоих мостов на угол поворота (приходилось «ловить» руль). Заводчане оперативно откликнулись на эти пожелания. В частности, было внедрено электромеханическое рулевое управление, чего, кстати, на больших самосвалах Komatsu до сих пор нет, а проблемы те же…

Все «БелАЗы», за исключением 450-тонного гиганта, имеют колесную формулу 4x2 (ведущий мост - задний). У рекордсмена же оба моста - ведущие, поворачиваются одновременно и передняя, и задняя ось. В настоящее время ведутся работы в области создания беспилотного «БелАЗа», и в этом жодинцам помогают московские инженеры. По словам Александра Насковца, соответствующий пакет переоборудования уже готов.

Беспилотными планируется сделать модели с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. В чем, спросите, такая нужда? Оказывается, как в мире, так и в России, наблюдается острый дефицит водителей подобной техники (категория «С» плюс специальные курсы). Зачастую хозяйства банально переманивают водителей более крупными зарплатами. Каковы машины - таковы и зарплаты…

В избранное

Комментарии пользователей
10.12.2016 16:58
Крутой Гигант
Войти через
Код проверки:

 
Комментарий появится на сайте после проверки модераторами. Для зарегистрированных пользователей проверки нет и комментарий появляется сразу
Отправить
Отзывы по теме
Форум ZX GrandTiger
алло есть кто на форуме
димарик б
Форум Mitsubishi ASX
| Кому: ANDREITOMS до этого времени что-то изменилось? :)
vladtretjakof
Форум Nissan Cabstar
Привет труженикам дорожного фронта!Помогите найти или скиньте фото аудио разъёма с разблюдовкой проводов на кабстаре у меня срезан, хочу реставрировать , не люблю сопли из проводов
Гарик07
Все обсуждения автомобилей
Получаете ли Вы "письма счастья"?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Субкомпакт-вэны
Класс Спортивные внедорожники
Класс Купе спортивно-представительские
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого, налог
 

в Москве
Все, что вы хотели знать о богатырях «БелАЗах»
ПредприятиеРазмещено в Жодино, что по прямой в 54 км от Минска. На ПАО «БелАЗ» трудоустроено 9 000 человек, и это в городке с 70-тысячным населением. То есть практически в каждой семье есть свой  «белазовец». Средняя зарплата на производстве - порядка 800 деноминированных белорусских рублей (умножаем на 33 - получаем в российской валюте). БелАЗ - единственный в мире автопроизводитель, который выпускает огромные карьерные самосвалы конвейерным способом. В настоящее время на предприятии 2 конвейера. На одном собираются машины грузоподъемностью 30, 45, 55, 60 тонн, на втором - более габаритные модели: 110, 130, 180, 220 и 240 тонн. По словам Александра Насковца, начальника бюро компоновки ПАО «БелАЗ», при хороших заказах и в 3 рабочие смены второй цех способен производить до 40 машин в месяц. {{gallery_674}} Локализация каждого собираемого в Жодино самосвала составляет 53%. У компании есть собственное литейное производство (г. Могилев), основная часть закупок резинотехнических комплектующих производится на родине, в Белоруссии.  Модельный ряд, потребителиНачиная с 1961 года, «БелАЗ» собрал и отгрузил заказчикам более 100 тыс. карьерных самосвалов. На сегодняшний день модельный ряд техники выглядит следующим образом: грузоподъемностью 30, 32, 45 (2 модификации), 55, 60, 90 (с механической трансмиссией и электромеханической), 110, 130, 160, 180, 220, 240, 360 и 450 тонн.  Самый ходовой (продаваемый) «БелАЗ» - 130-тонник. За ним следуют модели 55 и 60 тонн, далее - 30, 45 и 90 тонн. В настоящее время сборка 360-тонного самосвала временно прекращена по причине модернизации автомобиля. Более 50% выпускаемой в Жодино карьерной техники отправляется на экспорт в Россию, из них 80% - в хозяйства Кузбасса. Второй по объемам экспорта рынок сбыта - Украина, на третьем месте - Казахстан, на четвертом - Узбекистан. Кое-что «БелАЗ» оставляет в Белоруссии. По словам Александра Насковца, это, прежде всего. Гранитные карьеры Брестской области. Главные конкуренты - Komatsu и Caterpillar.{{gallery_675}} Перед поставкой заказчику собранные «БелАЗы» отправляются в цех отгрузки готовой продукции, где осуществляется их разборка и погрузка на ж/д состав. Трудно поверить, но в разобранном виде 190-тонный самосвал занимает 4 ж/д платформы, а 450-тонник - и вовсе 18 платформ. Всем гигантам - гигантРечь идет о 450-тонном «БелАЗе», самом большом в мире карьерном самосвале. Впервые он появился на свет в сентябре 2013 года при конструкторском участии Александра Насковца. Инженер говорит, что на рождение автомобиля, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, ушло 2 года - это недолго. На данный момент собрано 2 «рекордсмена»: один уже работает на Кузбассе, второй продан (туда же), но пока не отгружен потребителю (именно он фигурирует на наших фото), третий вот-вот покинет ворота предприятия и, опять же, уедет в Кемеровскую область. Сборка 450-тонного гиганта занимает, в среднем, 6 месяцев. Однако при наличии постоянных заказов реально перейти на 3-месячный режим сборки. «При конструировании этого самосвала мы отдавали себе отчет в том, что потребитель сначала будет к нему присматриваться, - рассказывает Александр Насковец. - Признаться, было проблематично найти покупателя на самый первый образец. Кстати, этот образец полноценно работает в хозяйстве, но официально числится как бы на эксплуатационных испытаниях (в аренде). Заказчик не полностью расплатился за автомобиль, но это дело ближайшего будущего». Вопрос стоимости самого громадного в мире самосвала очень интересный и щекотливый. Говорят о нем на предприятии неохотно, но нам удалось выяснить цифру. Открываем рот… порядка 6 млн евро.{{gallery_672}} По слова Александра Насковца, в современных эскизах есть еще более крупная машина, но о ней говорить пока еще рано. На вопрос корреспондента 110km.ru, какова необходимость в создании супер-гигантов, инженер ответил так: «Мировые цены на добываемые ресурсы падают, поэтому растет потребность в технике, которая бы уменьшала затраты и издержки на транспортировку полезных ископаемых. Чем крупнее самосвал, тем ниже себестоимость тонны добываемого груза, тем выгоднее его возить». 450-тонник изначально проектировался под те дороги, которыми в карьерах пользуется 360-тонный собрат. Рекордсмен всего на 15 см шире «коллеги», а при ширине ТС 10 метров это капля в море. По высоте оба богатыря равны, разве что в длину 20-метровый 450-тонник выигрывает. Радиус разворота у этого самосвала - 19,8 метра, в то время как у 360-тонного варианта - 17,8 метра. Разница, как говорит создатель, небольшая. При этом 450-тонный «БелАЗ» способен преодолевать больший уклон: 18% против 12% у 360-тонника. Двигатели и колесаКогда очередной «БелАЗ» собран и вот-вот должен стать «на колеса», его «обувают» в т.н технологичные шины. При отгрузке потребителю их снимают и на ж/д платформу укладывают новый комплект. А эти потом в очередной раз используют для обкатки. Снять и установить «белазовские» колеса с использованием спецоборудования и колесосъемников - не велика проблема. На операцию уходит не более 1 часа. Причем, в хозяйствах подобное оборудование имеется. Поставками шин на самые крупные «БелАЗы» занимаются импортные бренды. Белорусская «Белшина» еще  только готовится «сшить обувку» для того же 450-тонника. Дело это, как нетрудно догадаться, мудреное, ведь высота одной шины на эту модель - 4 метра. Ресурс хождения «белазовских» шин - 1 год, или 70-80 тыс. км пробега. Проколы и повреждения резины в условиях реальной эксплуатации, нет-нет, да и случаются. Главное же, чтоб мотор не подводил.{{gallery_673}} Это, и правда, важно, ведь «БелАЗы» не глушатся: работают по 365 дней в году и 24 часа в сутки. Остановка двигателя происходит лишь по необходимости - при заезде на ремонт или ТО. Первое техобслуживание самосвал проходит, достигнув рубежа 500 м/час, второе - 1000 м/час, третье - 1500 м/час.  В данный сегмент автотехники силовые агрегаты попадают, как правило, из двух секторов - судостроения и железнодорожного транспорта. Крупные «БелАЗы» используют преимущественно двигатели MTU и Cummins. К примеру, тот же 450-тонник оснащен сразу двумя MTU, каждый из которых имеет объем цилиндров 65 литров и мощность 2300 л.с. Маленькие «БелАЗы» (как звучит!) оснащаются другими агрегатами, в частности, производства ЯМЗ и Тутаевского моторного завода. В настоящее время «БелАЗ» ждет поставок двигателей с Уральского дизель-моторного завода, чтобы смонтировать их на модели 220 и 240 тонн. Конструированием нового силового агрегата для 90-тонного богатыря занято петербургское предприятие «Звезда». Кроме того, не так давно жодинцы оснастили 60-тонную машину мотором Liebherr, а 45-тонник - двигателем Scania.Каков, спросите, аппетит у этих монстров? Традиционный подход в «л/100 км пути» в этом сегменте не принят. Прожорливость «БелАЗов» измеряют в граммах на тонну перевезенного груза. К примеру, показатель расхода 450-тонного самосвала составляет 76 г/тонна. У этого гиганта 2 топливных бака по 2800 литров каждый (т.е. почти 6 тонн). Правда, заказчик уже попросил заводских инженеров объединить баки в один, чтобы  удобнее было заправляться. Объем бака на каждый конкретный «БелАЗ» рассчитывается не с бухты барахты: надо добиться того, чтобы автомобиль мог беспрерывно работать на одном баке 12-16 часов.БелАЗ-беспилотник?Хозяйство, эксплуатирующее первый 450-тонник, наряду с замечанием по баку, попросило внести ряд корректив и в другие конструкторские особенности самосвала. Так, например, возникла необходимость в люке кабины, чтобы удобнее было осуществлять замену фильтров. Выявился недостаток в рулевом управлении - водителям не понравилось согласование обоих мостов на угол поворота (приходилось «ловить» руль). Заводчане оперативно откликнулись на эти пожелания. В частности, было внедрено электромеханическое рулевое управление, чего, кстати, на больших самосвалах Komatsu до сих пор нет, а проблемы те же…Все «БелАЗы», за исключением 450-тонного гиганта, имеют колесную формулу 4x2 (ведущий мост - задний). У рекордсмена же оба моста - ведущие, поворачиваются одновременно и передняя, и задняя ось. В настоящее время ведутся работы в области создания беспилотного «БелАЗа», и в этом жодинцам помогают московские инженеры. По словам Александра Насковца, соответствующий пакет переоборудования уже готов. {{gallery_676}} Беспилотными планируется сделать модели с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. В чем, спросите, такая нужда? Оказывается, как в мире, так и в России, наблюдается острый дефицит водителей подобной техники (категория «С» плюс специальные курсы). Зачастую хозяйства банально переманивают водителей более крупными зарплатами. Каковы машины - таковы и зарплаты…
2016-12-09
Автор: Иван Братуха