3389
6 августа 2016, 07:37

«За край света», к природным декорациям «Левиафана»

Как-то так в жизни повелось, что с малого детства душа благоволит русскому Северу. «Виноватой» здесь считаю тягость к горным лыжам. Несчетное количество поездок по линии спортсекции пришлись на заполярные Хибины. Поэтому о том, что «север вызывает в человеке смелость и решительность», усвоил с ранних ногтей.
^

На прошлой неделе вновь посчастливилось побывать в родных сердцу местах, где «летом холодно в пальто». Выражение отчасти справедливое - после короткого отрезка в +30 на Кольский полуостров обрушилась почти что осень. Деревья дали желтизну, дожди и туманы взяли бразды правления климатом, а атмосферные +9 +12 вновь напомнили мурманчанам и саамам, что полярная ночь и северное сияние не за горами.   

Если взглянуть на карту России, увидим, что Кольский полуостров для большинства из нас - самый что не есть край света, своего рода terra incognita. А все, что связано с неизвестным, манит к себе с удвоенной силой. Вот и в столичном офисе Ford почувствовали тягу к неизведанному и решили «заглянуть за край». Одноименный 3-дневный автопробег длиной в тысячу с лишним километров получился событийно насыщенным и информационно полезным. В паре-тройке публикаций постараемся хотя бы тезисно-пунктирно поведать о том, что увидели, что открыли для себя нового.

Сразу отмечу, что столичные номера на наших «Фордах» оказались на тамошних дорогах не единственными иногородними. По машинам, попадавшимся нам навстречу, можно было изучать географию страны: Санкт-Петербург, Карелия, Архангельск, Псков, Кострома, Тверь, Вологда и даже такие удаленные от 68-й широты регионы, как Алтай и Кубань. Что называется, импортозамещение в рамках автомобильного туризма не на бумаге и ТВ-ящике, а в реальной жизни. Это, признаюсь, приятно поразило. В том числе из соображений «круговорота денежных средств в природе». Какую-никакую, но денежку автотуристы все же с собой везут. А она проживающим в 51-м регионе необходима. И тот, кто, подобно нашей группе, имел счастье заглянуть в ту же Териберку, понимает, о чем я говорю.

Село ТерИберка (ударение на «И») стало широко известным после нашумевшего фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», который снимался именно там. Вспоминаете, наверное, кадры деревенской разрухи, поразившие многих? Так вот, ответственно заявляем, что виды, показанные в фильме, не художественный вымысел, а реальная натура. Разве что общая картина местности в фильме выглядит слегка утрированно. Канули в Лету времена, когда в поселке было 2  рыболовецких колхоза, 2 молочнотоварные фермы, птицеферма, около 2 тыс. голов оленей, ферма по разведению американской норки, 2 рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова, на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелись стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, 2 школы, интернат для детей из поселков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория.

В свои золотые годы Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок начался, когда райцентр перенесли в Североморск, когда появились крупнотоннажные суда, флота ушли в океан, а прибрежный промысел потерял свое значение. Рыбопереработка в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в Мурманске сошла на нет. В процессе укрупнения был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод. Некогда сильный поселок с населением более 5 000 человек, нынешняя Териберка представляет собой унылое зрелище. Жизнь здесь стихла, словно «сбавившая обороты турбина или грандиозная медеплавильная печь». Кладбище затонувших кораблей, покосившиеся от времени и заколоченные домишки вместе с оказавшейся вдруг не у дел школой, автосервисный сарай с портретом Карла Маркса и вывеской «Женская обувь» да суровые каменные отроги гор вокруг… Зрелище, прямо-таки скажем, тяжелое, а в хмурую ненастную погоду, как в нашем случае, воспринимается с двойным ударом по оптимизму.

Местного населения - всего несколько сотен человек, и это с учетом соседнего села Лодейное, которое при растаявшем тумане можно разглядеть через живописную губу Баренцева моря. Несколько дней назад в местные воды, вслед за стаей сельди, заплыли киты. Вообще-то, это редкость, и тем, кто их тут увидел, просто подфартило. Зато, как говорят, местные рыбаки, много краба, завезенного в свое время с Дальнего Востока, а также морских ежей - лови, не хочу. На обед нам подали по порции вкуснейшей рыбы, северных мидий и крабовых палочек (не путать с той «химией», что предлагает наша городская торговля) - где еще отведаешь таких царских деликатесов.

При этом, к сожалению, потенциал местных продуктов и русской северной кухни используется далеко не в полной мере. И чтобы хоть как-то возродить гастрономическую культуру, с прошлого года здесь стали проводить Арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь». В 2016-м мероприятие пройдет с 12 по 14 августа. Ресторанная зона разместится на самом берегу Баренцева моря. У фестиваля даже появится собственное пиво, сваренное для Териберки петербургской пивоварней. Кроме того, пройдет фестиваль документального кино, а для поклонников «Левиафана» организуют кинолагерь, участники которого научатся снимать собственные фильмы на местах съемок кино, сделавшего Териберку знаменитой. И это далеко не вся программа. В «меню» фестиваля значатся: хор поморских бабушек, ученые и клоуны, скимбординг и солеварня, высокая кухня и уборка мусора — место на краю света найдется всему и всем.

Кстати, за несколько дней до нас в Териберке потчевали других дорогих гостей - участников VII слета «Мотобухта 2016», организованного при поддержке Русского географического общества. Берег холодного моря оккупировали около 200 байкеров со всей страны. «Мотобухта» всегда проходит в жестких условиях: палатки и дикая природа. И в этом весь кайф. Основная идея слета, почти как у нашего «фордовского» пробега, – посмотреть Север самим и рассказать о нем людям. Не так давно Териберку, наряду с Севастополем, Свияжском и Баргузинским заповедником в Бурятии занесли в ТОП-20 главных туристических направлений 2016 года по версии журнала National Geographic Traveler. Хочется надеяться, что жизнь в некогда богатом поселке возродится. Даже несмотря на то, что зимой в Териберку добраться бывает непросто. Дорогу заметает так, что машинам не пробиться сквозь толщи нанесенного ветрами снега по 2 недели. До Мурманска по дороге туда 130 км ходу. Из них 90 км - приличный по качеству асфальт, остальное - грунтовка.

Помните, как у Н. Лескова в «Запечатленном ангеле»: «В путь шествующему человеку первое дело сопутник; с умным и добрым товарищем и холод, и голод легче». В нашем пробеге такими сопутниками выступили «фордовские» кроссоверы. Грунтовое покрытие при желании можно причислить к внедорожным условиям, но с большой оговоркой. Поэтому организаторов повело чуть «на сторону». В том плане, что они предложили нам свернуть с единственного верного направления на Териберку и проехать по таким местам заполярной тундры, где подключение второй оси жизненно необходимо. EcoSport, Kuga и крупный Explorer проявили себя в целом молодцевато. Случилась, правда, пара случаев, когда «младшенький» ерепенился, нервничал, проворачивая колеса в грязи одного из крутых холмов. Но ничего: выстоял, уперся, что называется, рогом и завершил штурм вершины без посторонней помощи. 

Автопробег предоставил хороший случай сравнить 3 «фордовских» кроссовера между собой, выявив недостатки и выделив достоинства каждого из SUV. Что можно отметить? Вся троица обладает приличным клиренсом, которого зачастую хватает на твердом покрытии, будь то бетон, щебенка или среднего помола камни. Вывешивание одного из колес (на горней дороге это норма) не становится большой проблемой для водителя - многое за него решает автоматика. Людская «толкающая» помощь пригодилась лишь единожды. Обзорность с водительского места, так востребованная на горных серпантинах, у «Фордов» оптимальная, и лишь в наиболее критических случаях пришлось пожалеть об отсутствии передней камеры, анонсирующей грядущую траекторию.

В режиме постоянной тряски особое внимание уделил пребыванию в водительском кресле. Сильно ерзать в нем не пришлось ни разу. Величественная «сидушка» Explorer показалась наиболее удобной и «цепкой» из всех вариантов. К тому же, в ее арсенале массажер и охлаждение - очень кстати в дальней дороге. Аутсайдером назвал бы кресло EcoSport: из нашей троицы оно самое простенькое, но даже при всем этом боковая поддержка у него худо-бедно присутствует, и намеков на то, что вот-вот выскользнешь из объятий при очередном ударе о камень, нет. Другой момент, что на дальних пробегах в кресле «Экоспорта» устаешь чуть быстрее, чем в той же Kuga. Из минусов компактного кроссовера - скромный грузовой отсек. В поездках, подобных нашей, когда есть потребность загрузить пару запасных колес и кучу сумок, это очевидный минус. Зато EcoSport запомнился самым скромным из «альянса коллег» аппетитом. В нашем миксе (горы, спуски-подъемы, простои на холостом ходу, скоростные прямики) 1,6-литровый «автоматический» автомобиль «поедал» что-то в районе 8,5 литра на «сотню». Учитывая, что мы говорим о 92-м бензине, данный показатель можно считать очень бюджетным с точки зрения общих расходов на марш-бросок.

По словам представителей Ford Sollers, продажи Explorer и EcoSport (о Kuga расскажем в отдельной публикации) протекают, по нынешним временам, относительно неплохо. Крупногабаритный вседорожник ежемесячно расходится в стране в количестве 150 единиц (плюс-минус), что для не самого урожайного сегмента не худший показатель. Продажи компактного SUV в 3 раза больше. Выбор обеих машин на дилерских площадках приличный. Стоимость EcoSport и Explorer, естественно, полярная: за «малыша» просят 799 000 - 1 059 000 рублей, за «великана» - от 2 599 000 до 3 244 000 рублей. Опять же, по последним данным Ford Sollers, объем российских продаж компании за 7 месяцев 2016 года составил около 24 000 автомобилей. Это означает, что он увеличился на 43% относительно аналогичного периода 2015-го.

Комплектации и технические характеристики

Ford EcoSport Trend Plus 1.6 MTFord Explorer Sport 3.5 АТ 4x4
Год выпуска, с2015 2015
Год выпуска, по2016 2016
Кузовкроссовер внедорожник
Количество дверей/мест5/5 5/7
Тип двигателябензиновый бензиновый
Мощность, л.с./ об/мин122 345
Объем двигателя1596 3496
Тип трансмисииМеханическая 5-ступенчатая Автоматическая, 6-ступенчатая
Приводпередний полный
Городской цикл9.1 17.3
Загородный цикл5.2 9.4
Смешанный цикл6.6 12.3
ТопливоАИ-95 АИ-92
Иван Братуха В материале использованы цитаты Д. Лондона и В. Белова
Автопутешествия Форд Экоспорт, Эксплорер

В избранное

Комментарии пользователей
07.08.2016 20:16
да, там хорошо и на Фордах там ездить неплохо даже хорошо! но не для моего фф2, т.к. на 26км перевернулся.. занесло на гравие и понесло : (
07.08.2016 22:23
а когда это случилось? Зимой?
10.08.2016 14:19
"Зато, как говорят, местные рыбаки, много краба, завезенного в свое время с Дальнего Востока, а также морских ежей - лови, не хочу. На обед нам подали по порции вкуснейшей рыбы, северных мидий и крабовых палочек (не путать с той «химией», что предлагает наша городская торговля) - где еще отведаешь таких царских деликатесов."
Не стоит забывать, что вылов краба в Баренцевом море запрещен!!! И гребешка, кстати, тоже. Погранцы за это могут ой как за попу взять.
Войти через
Код проверки:

 
Комментарий появится на сайте после проверки модераторами. Для зарегистрированных пользователей проверки нет и комментарий появляется сразу
Отправить
Отзывы по теме
Форум Ford Explorer
Здраствуйте! У меня возникла одна проблема на форд эксплорер 2004г. Купил новый акумулятор включаю зажигание вроде всё работает, но когда хочу завести стартер вообще не прокручивает и датчик давление масла лежит, что делать? чё с ним а работал до этого хорошо, на морозе простоял 5 дней.
Шакир
Тест Ford EcoSport: он перспективный
Да, красивенький. Этакий апельсинчик. И клиренс приличный. В салонах говорят, что на тесте пока нема. Вот бы откатать новичка!!! так ведь, дадут вокруг салона только.
Saimaa
Ford Explorer с выгодой
Не очень то большая скидка...
alexsey9999
Все обсуждения автомобилей
Хотели бы Вы, чтобы Chevrolet вернулся в Россию?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс B Exclusive
Класс Малотоннажные вэны
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники Business
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого, налог
 

в Москве
«За край света», к природным декорациям «Левиафана»
На прошлой неделе вновь посчастливилось побывать в родных сердцу местах, где «летом холодно в пальто». Выражение отчасти справедливое - после короткого отрезка в +30 на Кольский полуостров обрушилась почти что осень. Деревья дали желтизну, дожди и туманы взяли бразды правления климатом, а атмосферные +9 +12 вновь напомнили мурманчанам и саамам, что полярная ночь и северное сияние не за горами.    Если взглянуть на карту России, увидим, что Кольский полуостров для большинства из нас - самый что не есть край света, своего рода terra incognita. А все, что связано с неизвестным, манит к себе с удвоенной силой. Вот и в столичном офисе Ford почувствовали тягу к неизведанному и решили «заглянуть за край». Одноименный 3-дневный автопробег длиной в тысячу с лишним километров получился событийно насыщенным и информационно полезным. В паре-тройке публикаций постараемся хотя бы тезисно-пунктирно поведать о том, что увидели, что открыли для себя нового.Сразу отмечу, что столичные номера на наших «Фордах» оказались на тамошних дорогах не единственными иногородними. По машинам, попадавшимся нам навстречу, можно было изучать географию страны: Санкт-Петербург, Карелия, Архангельск, Псков, Кострома, Тверь, Вологда и даже такие удаленные от 68-й широты регионы, как Алтай и Кубань. Что называется, импортозамещение в рамках автомобильного туризма не на бумаге и ТВ-ящике, а в реальной жизни. Это, признаюсь, приятно поразило. В том числе из соображений «круговорота денежных средств в природе». Какую-никакую, но денежку автотуристы все же с собой везут. А она проживающим в 51-м регионе необходима. И тот, кто, подобно нашей группе, имел счастье заглянуть в ту же Териберку, понимает, о чем я говорю. {{gallery_517}} Село ТерИберка (ударение на «И») стало широко известным после нашумевшего фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», который снимался именно там. Вспоминаете, наверное, кадры деревенской разрухи, поразившие многих? Так вот, ответственно заявляем, что виды, показанные в фильме, не художественный вымысел, а реальная натура. Разве что общая картина местности в фильме выглядит слегка утрированно. Канули в Лету времена, когда в поселке было 2  рыболовецких колхоза, 2 молочнотоварные фермы, птицеферма, около 2 тыс. голов оленей, ферма по разведению американской норки, 2 рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова, на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелись стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, 2 школы, интернат для детей из поселков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория.В свои золотые годы Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок начался, когда райцентр перенесли в Североморск, когда появились крупнотоннажные суда, флота ушли в океан, а прибрежный промысел потерял свое значение. Рыбопереработка в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в Мурманске сошла на нет. В процессе укрупнения был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод. Некогда сильный поселок с населением более 5 000 человек, нынешняя Териберка представляет собой унылое зрелище. Жизнь здесь стихла, словно «сбавившая обороты турбина или грандиозная медеплавильная печь». Кладбище затонувших кораблей, покосившиеся от времени и заколоченные домишки вместе с оказавшейся вдруг не у дел школой, автосервисный сарай с портретом Карла Маркса и вывеской «Женская обувь» да суровые каменные отроги гор вокруг… Зрелище, прямо-таки скажем, тяжелое, а в хмурую ненастную погоду, как в нашем случае, воспринимается с двойным ударом по оптимизму. {{gallery_516}} Местного населения - всего несколько сотен человек, и это с учетом соседнего села Лодейное, которое при растаявшем тумане можно разглядеть через живописную губу Баренцева моря. Несколько дней назад в местные воды, вслед за стаей сельди, заплыли киты. Вообще-то, это редкость, и тем, кто их тут увидел, просто подфартило. Зато, как говорят, местные рыбаки, много краба, завезенного в свое время с Дальнего Востока, а также морских ежей - лови, не хочу. На обед нам подали по порции вкуснейшей рыбы, северных мидий и крабовых палочек (не путать с той «химией», что предлагает наша городская торговля) - где еще отведаешь таких царских деликатесов.При этом, к сожалению, потенциал местных продуктов и русской северной кухни используется далеко не в полной мере. И чтобы хоть как-то возродить гастрономическую культуру, с прошлого года здесь стали проводить Арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь». В 2016-м мероприятие пройдет с 12 по 14 августа. Ресторанная зона разместится на самом берегу Баренцева моря. У фестиваля даже появится собственное пиво, сваренное для Териберки петербургской пивоварней. Кроме того, пройдет фестиваль документального кино, а для поклонников «Левиафана» организуют кинолагерь, участники которого научатся снимать собственные фильмы на местах съемок кино, сделавшего Териберку знаменитой. И это далеко не вся программа. В «меню» фестиваля значатся: хор поморских бабушек, ученые и клоуны, скимбординг и солеварня, высокая кухня и уборка мусора — место на краю света найдется всему и всем.{{gallery_518}} Кстати, за несколько дней до нас в Териберке потчевали других дорогих гостей - участников VII слета «Мотобухта 2016», организованного при поддержке Русского географического общества. Берег холодного моря оккупировали около 200 байкеров со всей страны. «Мотобухта» всегда проходит в жестких условиях: палатки и дикая природа. И в этом весь кайф. Основная идея слета, почти как у нашего «фордовского» пробега, – посмотреть Север самим и рассказать о нем людям. Не так давно Териберку, наряду с Севастополем, Свияжском и Баргузинским заповедником в Бурятии занесли в ТОП-20 главных туристических направлений 2016 года по версии журнала National Geographic Traveler. Хочется надеяться, что жизнь в некогда богатом поселке возродится. Даже несмотря на то, что зимой в Териберку добраться бывает непросто. Дорогу заметает так, что машинам не пробиться сквозь толщи нанесенного ветрами снега по 2 недели. До Мурманска по дороге туда 130 км ходу. Из них 90 км - приличный по качеству асфальт, остальное - грунтовка.Помните, как у Н. Лескова в «Запечатленном ангеле»: «В путь шествующему человеку первое дело сопутник; с умным и добрым товарищем и холод, и голод легче». В нашем пробеге такими сопутниками выступили «фордовские» кроссоверы. Грунтовое покрытие при желании можно причислить к внедорожным условиям, но с большой оговоркой. Поэтому организаторов повело чуть «на сторону». В том плане, что они предложили нам свернуть с единственного верного направления на Териберку и проехать по таким местам заполярной тундры, где подключение второй оси жизненно необходимо. EcoSport, Kuga и крупный Explorer проявили себя в целом молодцевато. Случилась, правда, пара случаев, когда «младшенький» ерепенился, нервничал, проворачивая колеса в грязи одного из крутых холмов. Но ничего: выстоял, уперся, что называется, рогом и завершил штурм вершины без посторонней помощи.  {{gallery_514}} Автопробег предоставил хороший случай сравнить 3 «фордовских» кроссовера между собой, выявив недостатки и выделив достоинства каждого из SUV. Что можно отметить? Вся троица обладает приличным клиренсом, которого зачастую хватает на твердом покрытии, будь то бетон, щебенка или среднего помола камни. Вывешивание одного из колес (на горней дороге это норма) не становится большой проблемой для водителя - многое за него решает автоматика. Людская «толкающая» помощь пригодилась лишь единожды. Обзорность с водительского места, так востребованная на горных серпантинах, у «Фордов» оптимальная, и лишь в наиболее критических случаях пришлось пожалеть об отсутствии передней камеры, анонсирующей грядущую траекторию.В режиме постоянной тряски особое внимание уделил пребыванию в водительском кресле. Сильно ерзать в нем не пришлось ни разу. Величественная «сидушка» Explorer показалась наиболее удобной и «цепкой» из всех вариантов. К тому же, в ее арсенале массажер и охлаждение - очень кстати в дальней дороге. Аутсайдером назвал бы кресло EcoSport: из нашей троицы оно самое простенькое, но даже при всем этом боковая поддержка у него худо-бедно присутствует, и намеков на то, что вот-вот выскользнешь из объятий при очередном ударе о камень, нет. Другой момент, что на дальних пробегах в кресле «Экоспорта» устаешь чуть быстрее, чем в той же Kuga. Из минусов компактного кроссовера - скромный грузовой отсек. В поездках, подобных нашей, когда есть потребность загрузить пару запасных колес и кучу сумок, это очевидный минус. Зато EcoSport запомнился самым скромным из «альянса коллег» аппетитом. В нашем миксе (горы, спуски-подъемы, простои на холостом ходу, скоростные прямики) 1,6-литровый «автоматический» автомобиль «поедал» что-то в районе 8,5 литра на «сотню». Учитывая, что мы говорим о 92-м бензине, данный показатель можно считать очень бюджетным с точки зрения общих расходов на марш-бросок. {{gallery_515}} По словам представителей Ford Sollers, продажи Explorer и EcoSport (о Kuga расскажем в отдельной публикации) протекают, по нынешним временам, относительно неплохо. Крупногабаритный вседорожник ежемесячно расходится в стране в количестве 150 единиц (плюс-минус), что для не самого урожайного сегмента не худший показатель. Продажи компактного SUV в 3 раза больше. Выбор обеих машин на дилерских площадках приличный. Стоимость EcoSport и Explorer, естественно, полярная: за «малыша» просят 799 000 - 1 059 000 рублей, за «великана» - от 2 599 000 до 3 244 000 рублей. Опять же, по последним данным Ford Sollers, объем российских продаж компании за 7 месяцев 2016 года составил около 24 000 автомобилей. Это означает, что он увеличился на 43% относительно аналогичного периода 2015-го.
2016-08-06
Автор: Иван Братуха В материале использованы цитаты Д. Лондона и В. Белова