Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
13 августа 2021, 10:20

АМО и ЗиСы: на каких автобусах в 1930-е годы ездили наши прабабушки и прадедушки

В историю отечественного автомобилестроения 1930-е годы вошли как период бурного развития автобусного движения. И тут историки ретро-техники непременно вспомнят модели АМО-4 и ЗиС-8.
Фото: Пассажиравтотранс

Двадцать два места и курортный вариант

АМО-4 выпускался в период с 1932 по 1934 г.г. и имел преимущественно деревянный кузов, в которым были смонтированы 22 кресла. Это откровенно немного, если, например, сравнивать салон с 9-тонным трехосным «крокодилом» ЯА-2 на 54 сидячих места и 46 стоячих. С таким автобусом производитель ориентировался на использование в небольших городах.

Автобус АМО-4 походил на другую модель родом из Ярославля - Я-6, главными атрибутами которой были: высоко посаженный на раме кузов, нижняя кромка ветрового стекла показательно ниже подоконного бруса боковых окон, «планочные» фальшборты в нижней части кузова, световые люки над боковыми окнами, двери с наружными поручнями.

Чуть позже АМО-4 получил «люксовую» версию с некоторыми доработками по кузову: здесь были использованы сплошные высокие окна, увеличенный задний свес, одностворчатая (спереди) дверь, указатель маршрута и сигнальные фонари над ветровым стеклом, передним и задним буферами.

В 1933-м были разработаны опытные образцы открытого 20-местного кузова на шасси АМО-4. Такие машины изготавливались по чертежам «Автомобильного Московского Общества» кузовными мастерскими в Сочи и Тбилиси для обслуживания советских граждан, приехавших подлечиться в курортные зоны.

Ранее мы писали
Примерно треть территории Советского Союза составляли горные районы. И на этой огромной площади, которая приходилась ...
Читать далее

Переименование АМО в ЗиС нашло свое отражение и на продукции предприятия, в частности, рассматриваемой нами модели. Так, например, кузов автобуса водрузили на шасси от нового грузовика ЗиС-5, удлинив на 610 мм базу и параллельно увеличив емкость топливного бака с прежних 60 литров до более солидных 105 литров. Крупнее стал радиатор системы охлаждения, появилась 12-вольтовая электросистема, и это был своего рода прогресс. Ну, а самое главное – новый автобус получил название, в котором уже не было упоминания «АМО», он вошел в историю под заводским индексом ЗиС-8.

Оказывается, был налажен экспорт в Турцию

ЗиС-8 пребывал на конвейере недолго, с 1934 по 1936 г.г. и считается первым советским городским автобусом стандартной конструкции, выпускавшимся силами «официального» автозавода. Эти автобусы в изобилии встречались на улицах Москвы (что понятно, принимая во внимание столичную прописку завода), Ленинграда и ряда других крупных городов СССР.

А все потому, что комплекты чертежей рассылались региональным предприятиям, которые строили кузова на готовых шасси ЗиС-8 в самостоятельном порядке. Такие машины изготавливали в Ленинграде, Киеве, Харькове и Ростове-на-Дону. Новые автобусы с кузовами типа ЗиС-8 появлялись в течение многих лет после того, как сам Завод имени Сталина снял «восьмерку» с производства (с конвейера вышло 547 ед.). На заводах других городов их выпускали даже после Великой Отечественной.

Ранее мы писали
Из американских фильмов российский человек однажды узнал, что за океаном существуют длиннющие school-bus типа ...
Читать далее

Что интересно, автобусы ЗиС-8 стали первыми советскими автобусами, которые были отправлены на экспорт. Такой страной стала Турция, куда в 1934-м было отгружено 16 автобусов (вслед за партией из 100 грузовиков ЗиС-5).

В движение ЗиС-8 приводил 6-цилиндровый рядный 73-сильный карбюраторный ДВС рабочим объемом 5,55 литра. С ним 6,1-тонный автобус мог разгоняться до 60 км/ч. В отличие от АМО-4, раму усилили накладкой вдоль лонжеронов, гидравлические тормоза спереди заменили механическими, появился новый карданный вал с шарнирными сочленениями типа «Спайсер №500» и дополнительной опорой.

Вот это – колонна!

Во второй половине 1930-х кузовщики Завода им. Сталина разработали новый «обтекаемый» образец - ЗиС-16. Один из его авторов - И. Ф. Герман, писал, что автобус создавался в качестве переходной модели, с целью замены «коробочки» ЗиС-8.

Пассажирским сообществом автобус был принят «на ура»: кузов притягивал взгляды, а салон вмещал до 34 пассажиров. Сегодня форму ЗиС-16, скорее всего, окрестили бы «мыльницей», но на фоне угловатых предшественников его дизайн был откровением: обтекаемые капот двигателя, крылья, облицовка радиатора. Эти формы отчасти напоминали стремительные легковые автомобили, но никак не автобус.

Ранее мы писали
Старые «ЛиАЗы» сегодня еще кое-где «пашут». Не в миллионных мегаполисах, конечно, а, скажем, так на периферии ...
Читать далее

Михаил Герман, писатель и историк искусства, вспоминал: «Слегка обтекаемые, с полуприкрытыми задними колёсами, у передней двери - особенно элегантный хромированный суставчатый рычаг, которым водитель её открывал (заднюю открывала кондукторша), какие-то очень мягкие сиденья… Если среди обычных голубых попадался редкий красный, я готов был простоять на остановке целый час, пропуская один автобус за другим, чтобы прокатиться на вожделенном красном, с полосой цвета «бордо».

Поскольку мощности сборочного завода были сильно ограниченными, сильно страдало обеспечение необходимым количеством ЗиС-16. В этой связи некоторые районные и областные авторемонтные предприятия взялись своими силами производить машины, подобные ЗиС-16. Например, Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗиС-16, городские автобусы собственной конструкции, включая трехосную версию.

В Ленинград первые ЗиС-16 поступили в 1939-м. Вместе с ними по маршрутам Северной столицы накануне Великой Отечественной бегали 518 автобусов разных моделей. Все они были прописаны в двух городских автобусных парках. Как подчеркивают в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», если бы эти автобусы встали друг за другом, то колонна растянулась бы от Дворцовой площади (в то время – пл. Урицкого) до вокзала в городе Пушкин. 

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Купе спортивные
Малотоннажные вэны
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники