
BMW 3-Series (E21): а вы знали, что самая первая «трешка» имела только две двери?
Сразу напомним, что в настоящее время дилерские центры продают VII поколение автомобилей 3-й серии с заводскими индексами G20/G21/G28. А мы с вами вспомним начало жизненного пути знаменитой баварской «трешки», то есть ее самое I поколение E21, которое было представлено 4-цилиндровыми моделями 315, 316, 318/318i и 320/320i, а также 6-цилиндровыми версиями 320 и 323i. Машины предлагались только в двухдверной модификации и, как говорят эксперты, определили в техническом и эстетическом плане дальнейшую отличительную черту бренда BMW.
Разберемся в моторах
Основой самого первого рыночного предложения стал BMW 316, оснащенный 1,6-литровым бензиновым 4-цилиндровым двигателем M10 с жидкостным охлаждением и системой OHC. Движок имел степень сжатия 8,3:1, развивал мощность 90 л.с. при 6000 об/мин, а его максимальный крутящий момент составлял 123 Нм при 4000 об/мин, передаваясь на задние колеса через механическую 4-ступенчатую коробку передач (позже 5-ступенчатую). В образовании горючей смеси принимал участие карбюратор Solex 32/32.
1020-килограммовый автомобиль был способен развивать максимальную скорость 160 км/ч и разгоняться до «сотни» за 13,8 секунды. Чуть лучшие динамические показатели были у 1,8-литрового 4-цилиндрового BMW 318. В его распоряжении были 98 «лошадей» (при 5800 об/мин), 145 Нм при 4000 об/мин пикового момента, благодаря которым автомобиль ехал 165 км/ч и расходовал, в среднем, 9,5 л/100 км.
На момент начала продаж в 1975 году в модельный ряд также входили версии 320 и 320i, оснащенные 2-литровыми 4-цилиндровыми моторами. Так, например, автомобиль BMW 320 (иногда называемый 320/4, чтобы отличить его от 6-цилиндрового собрата) приводился в действие 109-сильным агрегатом с карбюратором Solex, а BMW 320i – 125-сильным двигателем и впрыском топлива Bosch K-Jetronic. Показатель скорости данных версий увеличился до 180 км/ч.
BMW 3 1.6 MT | |
![]() |
1.6 л, 75 / 55 при 5800 л.с |
![]() |
механика 4 |
![]() |
0-100 - 14.8 с, 154 км/ч |
![]() |
4355 x 1610 x 1380 мм |
![]() |
задний |
![]() |
АИ-92 |
Все характеристики |
С апреля 1980 года базовой моделью стал 4-цилиндровый 75-сильный BMW 315 с объемом двигателя 1573 куб. см (карбюратор Solex 1B2 или Pierburg). На фоне других модификаций он был небыстрым («максималка» - 154 км/ч и разгон до «сотни» - 14,8 секунды), зато стоил дешевле - 15 850 немецких марок (по сегодняшним ценам - 16 400 евро). Вообще BMW E21 имел стойки McPherson и тормозную систему с передними дисками, задними барабанами.
Кузовные отличия
Все машины 3-Series I поколения имели одинаковые размеры: колесная база - 2563 мм, длина - 4355 мм, ширина - 1610 мм и высота - 1380 мм. 4-цилиндровые автомобили имели спереди 2 круглые фары с галогенными лампами диаметром 178 мм, расположенные по бокам черной решетки радиатора. По углам фар были размещены вертикальные оранжевые «поворотники».
Покупателям не очень понравилась строгая корма автомобиля, поэтому через 4 месяца после начала производства между задними фонарями появились черный пластик с горизонтальной канавкой и замок багажника посередине. Хромированные бамперы и боковые молдинги были украшены черными полосками, а рамы всех окон оделись в хром.
Версии 320, 320i и 323i отличались от других моделей 4 фарами головного света диаметром 146 мм. В свою очередь, 6-цилиндровые BMW 320 и 323i имели обозначение типа на решетке радиатора, а 323i гордился 2 выхлопными патрубками сзади.
Продукты фейслифтинга
Хромированные наружные зеркала были заменены на черные пластиковые с электроприводом (кроме базовой версии BMW 315) и перенесены с двери на треугольник в дверном окне. Под передним бампером появился небольшой спойлер, а на 6-цилиндровых версиях в моторный отсек поместили вентилятор с ременным приводом.
Немного была переработана выхлопная труба. Незначительные изменения были внесены в центральную консоль на приборной панели, а 6-цилиндровые модификации обзавелись тахометром.
Дорабатывали по максимуму
Незадолго до окончания производства E21 компания-производитель начала предлагать 2 спецверсии - Edition E и Edition S с двигателями 318i, 320 и 323i. Первая была ориентирована больше на комфорт - имела сиденья, обтянутые более мягкой велюровой тканью от BMW 7-Series и подголовники на задних сиденьях. Также были использованы легкосплавные диски, спортивное рулевое колесо и зеркала заднего вида в цвет кузова. Фишками Edition S были спойлеры и колеса от BBS, спортивные кресла Recaro, 5-ступенчатая коробка передач и спортивный руль.
Заднеприводный гоночный BMW 320 имел 2-литровый 4-цилиндровый с двумя распредвалами DOHC и 4 клапанами на цилиндр. Не имея турбонаддува, впрысковый переработанный агрегат, тем не менее, развивал 300 л.с. А альтернативная турбированная модификация BMW 320 turbo оказалась и вовсе «огнем» - до 600 л.с. По некоторым оценкам, машина могла «топить» до 290 км/ч.
Для максимально быстрой замены колес автомобиль с ламинированным кузовом и оргстеклом вместо обычного стекла располагал гидравлическим домкратом. Снаряженная масса «спортсмена» составляла 790 кг, а его длина и ширина равнялись 4,8 метра и 2 метра соответственно.
В период с 1975 по 1983 годы было выпущено, в общей сложности, 1 364 039 BMW E21. В декабре 1982 года баварцы представили преемника с заводским индексом E30. Это был уже четырехдверный автомобиль, к тому же, его можно было купить в версиях «универсал» и «кабриолет». Линейка двигателей была расширена дизельными агрегатами.
-
28.06.2022, 17:52
Антикрылья, дефлекторы и спойлеры: для чего они нужны, за что отвечают?
Автомобилисты, уверен, неоднократно сталкивались с такими понятиями, как спойлеры, антикрылья и дефлекторы. Однако, далеко не каждый из нас даст четкое и правильное определение каждому из них. Читать далее
-
27.06.2022, 20:03
Škoda 100/110: популярный чехословацкий автомобиль, у которого «все было сзади»
Производство автомобилей Škoda 100 и 110 началось в августе 1969 года. Это была всего лишь тщательная модернизация серии MB, однако породившая одну интересную легенду. Вернее, две.Читать далее
-
24.06.2022, 16:46
Внедорожник Maybach с «колхозным» тюнингом от Mansory: как вам?
Вы когда-нибудь видели Mercedes-Maybach GLS с «кенгурятником» и аналогичной защитой на корме? Нет? Известное немецкое тюнинг-ателье Mansory решило восполнить этот пробел.Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее
-
28.06.2022, 17:52
Антикрылья, дефлекторы и спойлеры: для чего они нужны, за что отвечают?
Автомобилисты, уверен, неоднократно сталкивались с такими понятиями, как спойлеры, антикрылья и дефлекторы. Однако, далеко не каждый из нас даст четкое и правильное определение каждому из них. Читать далее
-
27.06.2022, 20:03
Škoda 100/110: популярный чехословацкий автомобиль, у которого «все было сзади»
Производство автомобилей Škoda 100 и 110 началось в августе 1969 года. Это была всего лишь тщательная модернизация серии MB, однако породившая одну интересную легенду. Вернее, две.Читать далее
-
24.06.2022, 16:46
Внедорожник Maybach с «колхозным» тюнингом от Mansory: как вам?
Вы когда-нибудь видели Mercedes-Maybach GLS с «кенгурятником» и аналогичной защитой на корме? Нет? Известное немецкое тюнинг-ателье Mansory решило восполнить этот пробел.Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее