24 августа 2016, 07:44

Citroen XM: вспоминая граненого оригинала

Есть категория машин, которые не знаешь, как воспринимать и чего от них ожидать - слишком противоречивое впечатление они производят. К числу таких «индивидуалов» принадлежит Citroen ХМ - одна из самых известных и заслуживающих внимания французских моделей.
^

Чего я вдруг о нем вспомнил? Признаюсь, случайно. На днях позвонил товарищ и с дрожью в голосе заявил, что продал свой XM, который радовал его на протяжении двух десятков лет. Оказывается, и такое бывает. Продал, говорит, недорого и, можно сказать, по необходимости. Конкретику раскрывать не стал. Вот мне и подумалось, почему бы не помянуть хорошую машину добрым словом. Тем более что и в моей жизни «Лучший европейский автомобиль 1990 года» когда-то занимал определенное место. 

Со своими особенностями

Премьера переднеприводного 5-дверного хэтчбека состоялась в октябре 1989-го. ХМ заменил собой заслуженную по всем статьям модель СХ. Сложная гидравлическая подвеска, экстравагантная внешность и высокая цена (поначалу), казалось, поставили этот Citroen на высокую ступень в иерархии бизнес-класса, хотя производители готовы были предложить и «доступные» версии с 122-сильным 2-литровым бензиновым двигателем.

Дизайнеры итальянского ателье Bertone наградили новичка ломаным профилем и гранеными плоскостями, что на фоне тенденции к всеобщему «зализыванию» выглядело несколько странновато. Внутреннее оформление, по сути, соответствовало внешнему виду ХМ. Сочетание протяженных плоскостей с прямыми углами передней панели почти не добавило салону престижного автомобиля необходимой солидности, несмотря на обилие вставок из ценных пород дерева. К тому же, такое решение устарело едва ли не раньше дизайна кузова. Обивка из традиционных материалов - гобелена, велюра и кожи - все же скроена не так, как в СХ и ВХ. Однако оспаривать пути, которыми решили пойти дизайнеры, не будем: это, как говорится, на любителя. К явным преимуществам салона ХМ относятся низкий уровень шума, комфорт, а также наличие в стандартной комплектации ABS.

За пределами родной Франции Citroen ХМ если и снискал популярность, то небольшую, да и то в основном благодаря большому универсалу Break, представленному в ноябре 1991-го. Универсал на 25 см длиннее хэтчбека и имеет длину почти 5 метров. Несмотря на то, что объем багажника ХМ Break был меньше, чем у предшествующей модели СХ Break, он все же составлял 750 л. При необходимости можно было сложить спинки второго ряда сидений, получалась просторная «пещера» объемом 1960 л. Если СХ Break был, скорее, многопрофильным универсалом и почти тянул на статус мини-вэна, то ХМ Break примерил на себя одежду комфортабельного средства для поездок на солнечные пляжи Лазурного берега.

В июне 1994 года Citroen ХМ был подвергнут небольшой модернизации. Корпуса наружных зеркал были выполнены в тон кузову и приобрели несколько иную конфигурацию. Более современное оформление получили передняя панель приборов, центральная консоль и «сердцевина» рулевого колеса. Плюс к этому, на автомобиль стали серийно устанавливать подушку безопасности для водителя.

Автовладельцы оценивают салон ХМ положительно. В автомобиле есть, где развернуться, даже если в дорогу отправились 5 взрослых пассажиров с уймой ручной клади. Органы управления скомпонованы таким образом, что желания как-то изменить планировку не возникает. Приходилось даже слышать мнение, что в Citroen ХМ ощущение комфорта сопоставимо со «124-м» Merсedes. Отмечается эффективная система вентиляции и кондиционирования, наличие 2 бортовых компьютеров, которые информируют о расходе топлива, пробеге на остатке бензина, а также обо всех неисправностях в тестовом режиме. Из особенностей - 1-спицевый руль (до 1994 года) и ручник, действующий, вопреки распространенной схеме, на передние колеса.

Моторы живут долго

С июня 1990 года на машину начали устанавливать 3-литровый 200-сильный V6 с 24-клапанной головкой блока цилиндров. Тогда же появился и 12-клапанный 2,5-литровый 4-цилиндровый турбодизель. Премьера в конце 1992 года дизеля с турбонаддувом Turbo CT мощностью 145 л. с. еще раз доказала, что дизельные моторы Citroen практически не имеют слабых мест. АКПП  устанавливали на все модели, за исключением оснащенных 83-сильным бензиновым XUD11A/L (до 1997 года) и 129-сильным турбодизелем, выпускаемым с 1995-го. В стандартной же комплектации все без исключения Citroen XM оснащали 5-ступенчатой МКПП.

Наиболее распространенными у нас были ХМ с 2-литровым двигателем - как в карбюраторном, так и в инжекторном исполнении. Система питания автомобиля работает неплохо. У старых машин не исключены проблемы с электропроводкой: сырой климат и грязь негативно действуют на разъемы; те, естественно, окисляются, в результате чего эффективность их работы снижается. ХМ требователен к своевременной замене ремня ГРМ. Операция производится через каждые 100 тыс. км пробега. На мощных 3-литровых моторах привод ГРМ цепной, с гидронатяжением. Срок службы цепи по времени соответствует продолжительности работы двигателя. Сам же мотор, по заверениям автомехаников, ходит в среднем 250-300 тыс. км, а 3-литровые версии - и того больше.

Коробки скоростей Citroen ХМ, по утверждению сервисменов, зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Машин с «автоматами» в России не так уж и много - более распространены были 5-ступенчатые версии двух типов: для 3-литрового мотора, а также для 2-литрового бензинового и дизельных агрегатов. Основной «болячкой» КПП можно назвать течь сальников приводов, которая случается при больших пробегах. Кулиса же, с этой точки зрения, более надежна.

Специфическая подвеска

При покупке подержанного ХМ особое внимание стоит обратить на подвеску. Система с использованием гидропневматических элементов амортизации, поддержания уровня кузова над дорогой и управления ее «жесткостью» в зависимости от дорожных условий дорога. Вдобавок системы гидропривода усилителя рулевого механизма и усилителя тормозов питаются от общей с системой подвески магистрали высокого давления. По этой причине их запчасти уникальны, а ремонт требует навыков. Многие автовладельцы воспринимают это уникальное инженерное изобретение как нечто само собой разумеющееся. В итоге, эксплуатируя машину на максимально допустимом уровне положения кузова, они мгновенно разбивают подвеску. Отчасти на это провоцируют и высокооборотные бензиновые двигатели.

Ощущения от езды на ХМ приятные - во многом благодаря специфической подвеске с изменяемыми параметрами упругости. В нормальном режиме автомобиль плавно преодолевает неровности дороги; в режиме «спорт», когда подвеска приобретает дополнительную жесткость, Citroen хорошо удерживает полотно магистрали даже на скоростях, близких к 200 км/ч. При этом дисковые тормоза, конструктивно выполненные в одном контуре с подвеской и рулевым управлением, можно охарактеризовать как «мертвые».

Оригинальная гидроподвеска ХМ - гордость Citroen. Кстати, это изобретение французы используют еще с 1950-х. В силу своей эксклюзивности и кажущейся сложности Citroen с гидроподвеской не имели в нашей стране устойчивого спроса. Кроме того, в случае поломки первых вариантов гидроподвески, автомобиль ложился на кузов и попросту останавливался. С 90-х годов у гидроподвески исчезло нижнее стояночное положение, и даже если она окажется неисправной, автомобиль сможет продолжить движение. В зависимости от возраста автомобиля, подвеска может быть Hydroactive I и Hydroactive II. По сути, это дополнительные агрегаты, которые регулируют режимы «спорт» и «комфорт». Переключение режимов происходит автоматически, посредством 5 датчиков (скорости, положения кузова, положения открытых дверей и пр.), которые располагаются на разных узлах и агрегатах. В зависимости от вида дорожного покрытия, компьютер выбирает наиболее эффективный режим работы подвески, делая ее более жесткой и легкой в управлении.

По словам механиков, надежным элементом подвески являются гидростойки, заменяющие собой классические пружины. Верх стойки венчает аккумулятор давления, представляющий собой шар, в котором имеется полость с азотом. Работа стойки осуществляется за счет сжатия азота. Пожалуй, наиболее слабым местом в данной конструкции являются подвесочные гидравлические сферы и корректоры регулировки высоты кузова. Однако и они при надлежащем обслуживании способны прослужить 5-6 лет. Для демонстрации преимуществ гидроподвески был выпущен специальный рекламный ролик, на котором видно, что при наезде на кочки и прочие неровности работают лишь колеса; сам же кузов от раскачки не страдает. Конструкция гидроподвески относительно сложная, и за ее ремонт возьмется далеко не каждая СТО.

Основными составляющими гидроподвески ХМ, помимо упомянутых нами сфер, стоек и корректоров, являются гидравлический бачок, насос, создающий давление в системе; далее, в зависимости от модификации, - регулятор расхода жидкости в рулевом управлении и собственно подвеске. Если регулятор конструкцией не предусмотрен, подача жидкости насосом в конкретные системы автомобиля осуществляется раздельно. В гидроконструкции предусмотрено также наличие регулятора давления (создает необходимое давление в системе и поддерживает его в пределах 145-170 бар), предохранительного клапана с датчиком минимального давления, от которого идет разделение на подвеску, и корректоров регулировки клиренса. Дорожный просвет автомобиля на специализированном автосервисе регулируется по специальным точкам замера на 40-точечном подъемнике. Важным элементом гидроподвески ХМ является также центральный тормозной клапан, или дозатор. Работает он в 2 режимах: передние колеса запитываются напрямую от гидросистемы, а задние - в зависимости от загруженности автомобиля. Чем больше загружен багажник, тем большее давление идет в задние тормоза. Замена жидкости в гидросистеме ХМ изначально предписывалась через 120 тыс. км, однако автомеханики рекомендуют сократить этот показатель до 60 тыс. км.

При божеских условиях езды передние тормозные колодки способны служить по 40-50 тыс. км; срок замены задних колодок в 1,5-2 раза выше. Характерной особенностью ХМ является применение привода стояночного тормоза на передние колеса. Единственный минус ручного тормоза ХМ - частое перетирание тросика привода. Проблем с его заменой у механиков СТО не возникает - операция довольно простая. К тому же, стояночный тормоз ХМ - самоподводящийся. Следует упомянуть и о наличии на автомобиле ABS, которая устанавливалась на всех модификациях серийно.

При покупке «бэушного» ХМ автомеханики советуют обратить внимание на мягкость машины. Она должна отрабатывать все заложенные в ее конструкции положения при подъеме и опускании. Нелишней будет и проверка работы редуктора давления жидкости. При исправном его состоянии должны быть слышны характерные щелчки с интервалом 15-20 секунд. Ну и, конечно, не следует игнорировать осмотр состояния трубопроводов гидросистемы. К сожалению, нередко они имеют следы коррозии и при больших пробегах автомобиля начинают подтекать.

Комплектации и технические характеристики

Citroen XM 3.0 i V6 24V
Год выпуска, с1990
Год выпуска, по1994
Количество дверей/мест5/5
Тип двигателяРаспределенный впрыск
Мощность, л.с./ об/мин200
Объем двигателя2975
Тип трансмисииМКПП
ПриводПередний
Городской цикл15.9
Загородный цикл8.2
Смешанный цикл10.2
ТопливоБензин АИ-95
Иван Братуха
АвтоМудрость Ситроен ХМ

В избранное

Материал про

Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Отзыв о Citroen xm 1994 года
Среди угонщиков Citroen XM непопулярен. Говорят, что их останавливает отсутствие спроса, вызванное необычностью конструкции машины. Не подарок и противоугонный комплекс, управляемый с ИК-брелoка (световой луч - не радиосигнал, его сканером не изловишь) ... Плюсов в этой специфической машине, на наш ...
abat
Форум Citroen C4 Picasso
скажите как развоздушить систему с4 гранд пикасо 2007г. Робот 6 со.
Oleggann80
Форум Citroen C8
с8 привет всем. У меня со стороны передний части дв. идет шум как будто стучит коленвал со скрежетом дв 2.2 бензин пр 140тыс.это при холодном двигателе.После прогрева пропадает но не совсем.Очень страшный звук. Кто сталкивался? Купил вчера дв был прогретым но был лёгкий звук. А утром завел и на тебе ...
Rahmanov
Все обсуждения автомобилей
Получаете ли Вы "письма счастья"?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники Lux
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники Business
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Citroen XM: вспоминая граненого оригинала
Чего я вдруг о нем вспомнил? Признаюсь, случайно. На днях позвонил товарищ и с дрожью в голосе заявил, что продал свой XM, который радовал его на протяжении двух десятков лет. Оказывается, и такое бывает. Продал, говорит, недорого и, можно сказать, по необходимости. Конкретику раскрывать не стал. Вот мне и подумалось, почему бы не помянуть хорошую машину добрым словом. Тем более что и в моей жизни «Лучший европейский автомобиль 1990 года» когда-то занимал определенное место.  Со своими особенностямиПремьера переднеприводного 5-дверного хэтчбека состоялась в октябре 1989-го. ХМ заменил собой заслуженную по всем статьям модель СХ. Сложная гидравлическая подвеска, экстравагантная внешность и высокая цена (поначалу), казалось, поставили этот Citroen на высокую ступень в иерархии бизнес-класса, хотя производители готовы были предложить и «доступные» версии с 122-сильным 2-литровым бензиновым двигателем.Дизайнеры итальянского ателье Bertone наградили новичка ломаным профилем и гранеными плоскостями, что на фоне тенденции к всеобщему «зализыванию» выглядело несколько странновато. Внутреннее оформление, по сути, соответствовало внешнему виду ХМ. Сочетание протяженных плоскостей с прямыми углами передней панели почти не добавило салону престижного автомобиля необходимой солидности, несмотря на обилие вставок из ценных пород дерева. К тому же, такое решение устарело едва ли не раньше дизайна кузова. Обивка из традиционных материалов - гобелена, велюра и кожи - все же скроена не так, как в СХ и ВХ. Однако оспаривать пути, которыми решили пойти дизайнеры, не будем: это, как говорится, на любителя. К явным преимуществам салона ХМ относятся низкий уровень шума, комфорт, а также наличие в стандартной комплектации ABS. За пределами родной Франции Citroen ХМ если и снискал популярность, то небольшую, да и то в основном благодаря большому универсалу Break, представленному в ноябре 1991-го. Универсал на 25 см длиннее хэтчбека и имеет длину почти 5 метров. Несмотря на то, что объем багажника ХМ Break был меньше, чем у предшествующей модели СХ Break, он все же составлял 750 л. При необходимости можно было сложить спинки второго ряда сидений, получалась просторная «пещера» объемом 1960 л. Если СХ Break был, скорее, многопрофильным универсалом и почти тянул на статус мини-вэна, то ХМ Break примерил на себя одежду комфортабельного средства для поездок на солнечные пляжи Лазурного берега.{{gallery_535}} В июне 1994 года Citroen ХМ был подвергнут небольшой модернизации. Корпуса наружных зеркал были выполнены в тон кузову и приобрели несколько иную конфигурацию. Более современное оформление получили передняя панель приборов, центральная консоль и «сердцевина» рулевого колеса. Плюс к этому, на автомобиль стали серийно устанавливать подушку безопасности для водителя.Автовладельцы оценивают салон ХМ положительно. В автомобиле есть, где развернуться, даже если в дорогу отправились 5 взрослых пассажиров с уймой ручной клади. Органы управления скомпонованы таким образом, что желания как-то изменить планировку не возникает. Приходилось даже слышать мнение, что в Citroen ХМ ощущение комфорта сопоставимо со «124-м» Merсedes. Отмечается эффективная система вентиляции и кондиционирования, наличие 2 бортовых компьютеров, которые информируют о расходе топлива, пробеге на остатке бензина, а также обо всех неисправностях в тестовом режиме. Из особенностей - 1-спицевый руль (до 1994 года) и ручник, действующий, вопреки распространенной схеме, на передние колеса.Моторы живут долгоС июня 1990 года на машину начали устанавливать 3-литровый 200-сильный V6 с 24-клапанной головкой блока цилиндров. Тогда же появился и 12-клапанный 2,5-литровый 4-цилиндровый турбодизель. Премьера в конце 1992 года дизеля с турбонаддувом Turbo CT мощностью 145 л. с. еще раз доказала, что дизельные моторы Citroen практически не имеют слабых мест. АКПП  устанавливали на все модели, за исключением оснащенных 83-сильным бензиновым XUD11A/L (до 1997 года) и 129-сильным турбодизелем, выпускаемым с 1995-го. В стандартной же комплектации все без исключения Citroen XM оснащали 5-ступенчатой МКПП.{{gallery_537}} Наиболее распространенными у нас были ХМ с 2-литровым двигателем - как в карбюраторном, так и в инжекторном исполнении. Система питания автомобиля работает неплохо. У старых машин не исключены проблемы с электропроводкой: сырой климат и грязь негативно действуют на разъемы; те, естественно, окисляются, в результате чего эффективность их работы снижается. ХМ требователен к своевременной замене ремня ГРМ. Операция производится через каждые 100 тыс. км пробега. На мощных 3-литровых моторах привод ГРМ цепной, с гидронатяжением. Срок службы цепи по времени соответствует продолжительности работы двигателя. Сам же мотор, по заверениям автомехаников, ходит в среднем 250-300 тыс. км, а 3-литровые версии - и того больше. Коробки скоростей Citroen ХМ, по утверждению сервисменов, зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Машин с «автоматами» в России не так уж и много - более распространены были 5-ступенчатые версии двух типов: для 3-литрового мотора, а также для 2-литрового бензинового и дизельных агрегатов. Основной «болячкой» КПП можно назвать течь сальников приводов, которая случается при больших пробегах. Кулиса же, с этой точки зрения, более надежна. Специфическая подвескаПри покупке подержанного ХМ особое внимание стоит обратить на подвеску. Система с использованием гидропневматических элементов амортизации, поддержания уровня кузова над дорогой и управления ее «жесткостью» в зависимости от дорожных условий дорога. Вдобавок системы гидропривода усилителя рулевого механизма и усилителя тормозов питаются от общей с системой подвески магистрали высокого давления. По этой причине их запчасти уникальны, а ремонт требует навыков. Многие автовладельцы воспринимают это уникальное инженерное изобретение как нечто само собой разумеющееся. В итоге, эксплуатируя машину на максимально допустимом уровне положения кузова, они мгновенно разбивают подвеску. Отчасти на это провоцируют и высокооборотные бензиновые двигатели. Ощущения от езды на ХМ приятные - во многом благодаря специфической подвеске с изменяемыми параметрами упругости. В нормальном режиме автомобиль плавно преодолевает неровности дороги; в режиме «спорт», когда подвеска приобретает дополнительную жесткость, Citroen хорошо удерживает полотно магистрали даже на скоростях, близких к 200 км/ч. При этом дисковые тормоза, конструктивно выполненные в одном контуре с подвеской и рулевым управлением, можно охарактеризовать как «мертвые».{{gallery_538}} Оригинальная гидроподвеска ХМ - гордость Citroen. Кстати, это изобретение французы используют еще с 1950-х. В силу своей эксклюзивности и кажущейся сложности Citroen с гидроподвеской не имели в нашей стране устойчивого спроса. Кроме того, в случае поломки первых вариантов гидроподвески, автомобиль ложился на кузов и попросту останавливался. С 90-х годов у гидроподвески исчезло нижнее стояночное положение, и даже если она окажется неисправной, автомобиль сможет продолжить движение. В зависимости от возраста автомобиля, подвеска может быть Hydroactive I и Hydroactive II. По сути, это дополнительные агрегаты, которые регулируют режимы «спорт» и «комфорт». Переключение режимов происходит автоматически, посредством 5 датчиков (скорости, положения кузова, положения открытых дверей и пр.), которые располагаются на разных узлах и агрегатах. В зависимости от вида дорожного покрытия, компьютер выбирает наиболее эффективный режим работы подвески, делая ее более жесткой и легкой в управлении.По словам механиков, надежным элементом подвески являются гидростойки, заменяющие собой классические пружины. Верх стойки венчает аккумулятор давления, представляющий собой шар, в котором имеется полость с азотом. Работа стойки осуществляется за счет сжатия азота. Пожалуй, наиболее слабым местом в данной конструкции являются подвесочные гидравлические сферы и корректоры регулировки высоты кузова. Однако и они при надлежащем обслуживании способны прослужить 5-6 лет. Для демонстрации преимуществ гидроподвески был выпущен специальный рекламный ролик, на котором видно, что при наезде на кочки и прочие неровности работают лишь колеса; сам же кузов от раскачки не страдает. Конструкция гидроподвески относительно сложная, и за ее ремонт возьмется далеко не каждая СТО. Основными составляющими гидроподвески ХМ, помимо упомянутых нами сфер, стоек и корректоров, являются гидравлический бачок, насос, создающий давление в системе; далее, в зависимости от модификации, - регулятор расхода жидкости в рулевом управлении и собственно подвеске. Если регулятор конструкцией не предусмотрен, подача жидкости насосом в конкретные системы автомобиля осуществляется раздельно. В гидроконструкции предусмотрено также наличие регулятора давления (создает необходимое давление в системе и поддерживает его в пределах 145-170 бар), предохранительного клапана с датчиком минимального давления, от которого идет разделение на подвеску, и корректоров регулировки клиренса. Дорожный просвет автомобиля на специализированном автосервисе регулируется по специальным точкам замера на 40-точечном подъемнике. Важным элементом гидроподвески ХМ является также центральный тормозной клапан, или дозатор. Работает он в 2 режимах: передние колеса запитываются напрямую от гидросистемы, а задние - в зависимости от загруженности автомобиля. Чем больше загружен багажник, тем большее давление идет в задние тормоза. Замена жидкости в гидросистеме ХМ изначально предписывалась через 120 тыс. км, однако автомеханики рекомендуют сократить этот показатель до 60 тыс. км.{{gallery_536}} При божеских условиях езды передние тормозные колодки способны служить по 40-50 тыс. км; срок замены задних колодок в 1,5-2 раза выше. Характерной особенностью ХМ является применение привода стояночного тормоза на передние колеса. Единственный минус ручного тормоза ХМ - частое перетирание тросика привода. Проблем с его заменой у механиков СТО не возникает - операция довольно простая. К тому же, стояночный тормоз ХМ - самоподводящийся. Следует упомянуть и о наличии на автомобиле ABS, которая устанавливалась на всех модификациях серийно.При покупке «бэушного» ХМ автомеханики советуют обратить внимание на мягкость машины. Она должна отрабатывать все заложенные в ее конструкции положения при подъеме и опускании. Нелишней будет и проверка работы редуктора давления жидкости. При исправном его состоянии должны быть слышны характерные щелчки с интервалом 15-20 секунд. Ну и, конечно, не следует игнорировать осмотр состояния трубопроводов гидросистемы. К сожалению, нередко они имеют следы коррозии и при больших пробегах автомобиля начинают подтекать.
2016-08-24
Автор: Иван Братуха