Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Двадцать лет спустя: как изменился российский автопром с 2000 года

Двадцать лет назад российские автомобилисты практически не знали, что такое иномарки отечественной сборки, а АвтоВАЗ производил столько автомобилей, сколько сейчас не выпускает и за два года.
Фото: ГАЗ

В начале нулевых годов казалось, что российскому автопрому ничего не угрожает. Автозаводы хоть и не оправились от последствий дефолта 1998 года, однако сумели произвести в 2000 году 969 тысяч легковых автомобилей. Шутка ли – один АвтоВАЗ выпустил в том году более 705 тысяч машин. Для сравнения, в 2020 году Тольяттинский автогигант, плюс Ижевский автозавод, произвели всего 302 тысячи автомобилей. Если Ульяновский автозавод в 2000 году выпустил 39 930 внедорожников и 45 тысяч единиц коммерческого транспорта, то в 2020 году выпуск машин в Ульяновске «усох» в разы. Продажи также не радуют: в 2000 году дилеры УАЗа реализовали около 20 тысяч машин – такое двадцать лет назад не привиделось бы и в кошмарном сне.

Ещё больший кошмар наблюдается на ГАЗе. В 2000 году нижегородцы собрали 116 319 легковых автомобилей, включая 53 штуки ГАЗ-3111 «Волга». Ожидалось, что этот седан вытеснит с конвейера своего древнего предшественника, но жить «Волге» четвертого поколения оставалось всего два года. После чего ГАЗ-3111 досрочно отправили на пенсию, а тираж машины составил смехотворные 424 экземпляра. Стоит ли говорить, что немалые средства, вложенные в этот проект, были попросту выброшены на ветер?

Не принес денег ГАЗу и неоднозначный пикап ГАЗ-2308 «Атаман», который был снят с производства в 2001 году и оставил двоякие ощущения: машина неплохо подходила для наших дорог и направлений, но, с другой стороны, уж слишком противоречивым и компромиссным оказался «Атаман». В настоящее время ГАЗ вообще отказался от выпуска легковых автомобилей собственной разработки и неизвестно когда к этой теме вернется. И вернется ли вообще. Но двадцать лет назад поверить в такой финал было очень сложно.

Ижевский автозавод в 2000 году произвел 27 418 автомобилей. Ижевцы не без оснований полагали, что дальше дела пойдут лучше, тем более что мощности завода позволяли выпускать до 250 тысяч автомобилей в год. А вот чего они точно предвидеть не могли, так это кризиса 2008 года, поставившего точку на независимости завода и приведшего к его банкротству. После чего ИжАвто стал структурным подразделением АвтоВАЗа.

Столичные автозаводы АЗЛК и ЗиЛ в 2000 году уже агонизировали. На АЗЛК было выпущено всего 6 488 автомобилей, а на ЗиЛе собрали 8 седанов высшего класса ЗиЛ-41041. Через год выпуск автомобилей «Москвич» окончательно прекратится, а в 2003 году завод будет объявлен банкротом. ЗиЛ продержится дольше, выживая за счет выпуска грузовиков, но и он вскоре станет достоянием истории.

В 2000 году свет увидели 48 тысяч микролитражек «Ока». В 2020 году уже мало кто помнит этот автомобиль, хотя «Ока» была неплохой машиной для своего времени. Да и жизнь она прожила долгую, простояв на конвейере 21 год и разойдясь 700-тысячным тиражом. Как это не раз уже бывало в отечественной автомобильной истории, несмотря на попытки запустить в серию преемника – ВАЗ-1121 «Ока-2», дальше концепт-кара дело не пошло, после чего история «Оки» закончилась. Вместе с ней закончилась и история Серпуховского автозавода, который закрылся в 2013 году.

В 2000 году продолжилось медленное, но неотвратимое вторжение иномарок российской сборки на отечественный авторынок. Совместное предприятие ЕлАЗ-GM собрало из немецких машинокомплектов 252 седана Opel Vectra, второй год с конвейера Таганрогского автозавода сходили натурализованные модели Daewoo, компанию которым составил Citroen Berlingo. Калининградский «Автотор» собрал 2787 машин BMW и KIA, а московский «Автофрамос» изготовил чуть больше тысячи Renault 19 из турецких машинокомплектов. Двадцать лет спустя, из первопроходцев сборки иномарок в России, выпускать легковые автомобили будут только «Автотор» и «Автофрамос», который сменит название на ЗАО «Рено Россия». ЕлАЗ перейдет на выпуск спецтехники для нефтяников, а Таганрогский автозавод обанкротится.

В 2000 году была возведена значительная часть корпусов автозавода Ford во Всеволожске, который стал первым автозаводом в РФ, принадлежащим иностранной компании. В 2002 году с конвейера сойдут первые Ford Focus, с которых, собственно, и начнется полномасштабное вторжение на российский рынок иномарок с клеймом Made in Russia. Но в 2020 году эра Ford в России уже будет закончена: американская компания прекратит выпуск легковых автомобилей, оставив лишь коммерческий Ford Transit.

Всё то же самое можно сказать и про General Motors. Если в 2000 году только обсуждались планы по созданию совместного предприятия GM-АвтоВАЗ по выпуску ВАЗ-2123 – будущей Chevrolet Niva – то в 2020 американцы уже потеряли интерес к российскому рынку, продав свою долю в СП АвтоВАЗу.

Период с 2000 по 2020 годы можно охарактеризовать кратко – автомобилизация 2.0. Со времен сталинских пятилеток в стране не строилось столько автозаводов, сколько их было построено после 2000 года. Однако разница заключается в том, что практически все новые автозаводы принадлежали иностранным компаниям, следовательно, большая часть выручки за проданные в РФ автомобили уходила за рубеж. А вот исконно российский легковой автопром, фактически, полностью вымер. Навсегда закрылись заводы АЗЛК, СеАЗ и ЗиЛ. АвтоВАЗ и ИжАвто стали сборочными площадками концерна Renault, а ГАЗ прекратил выпуск легковых машин собственной разработки. Остался единственный отечественный автопроизводитель – УАЗ, но его перспективы весьма туманны и не исключено, что в ближайшее время и он перейдет к выпуску чужих моделей. Есть ещё такая экзотика как премиальный бренд Aurus, но это именно экзотика, не определяющая и не влияющая на пути развития российского автопрома.

Главный минус автомобилизации 2.0 – это неотвратимое угасание отечественной конструкторской школы. Советские, а затем и российские автомобили, подвергались разгромной критике, часто незаслуженной, тем не менее, в стране были несколько крупных конструкторских бюро, которые могли самостоятельно разрабатывать автомобили «с нуля». В 2020 году таковых, по сути, не осталось и даже конструкторам АвтоВАЗа теперь грозит «оптимизация», ведь будущие вазовские модели будут унифицированы с моделями Dacia.

К плюсам автомобилизации 2.0 можно отнести насыщение российского авторынка доступными и современными автомобилями. Автомобилисты от этого только выиграли, правда, российский рынок имеет свою специфику – самые популярные модели относятся к так называемому бюджетному сегменту, что характерно для авторынков небогатых стран.

Двадцать лет назад, как и сейчас, основная масса российских автомобилистов предпочитает машины бюджетного сегмента, но если в 2000 году безоговорочным лидером российского рынка был АвтоВАЗ, то сейчас в лидерах Hyundai-KIA (хотя если рассматривать не концерны, а марки, то Lada по прежнему бренд №1 в России). В 2000 году российский авторынок восстанавливался после дефолта 1998 года, а сейчас пытается преодолеть последствия эпидемии коронавируса. И тогда и сейчас рубль был склонен к непредсказуемым кульбитам, но было одно заметное отличие – если в 2000 году все цены на автомобили ещё обозначались в долларах, то теперь все ценники строго рублевые.

Есть и более существенное отличие. После 2000 года российский авторынок ожидала самая настоящая «золотая эпоха», закончившаяся в 2008 году, когда в РФ было реализовано 2,74 млн новых автомобилей и страна вышла на второе место в Европе, после Германии. Достаточно сказать, что россияне потратили в 2008 году на покупку новых автомобилей фантастическую сумму в 69 млрд долларов. Но начиная с 2009 года продажи стали снижаться, затем по автопрому, вернее, по кошелькам потенциальных покупателей, ощутимо ударила политическая нестабильность и COVID-пандемия. Последствия которой настолько непредсказуемы, что ожидать восстановление российского автомобильного рынка явно не стоит в ближайшей перспективе. Судя по всему, в обозримом будущем российский авторынок не возродится до уровня 2008 года, чему способствует целый ряд негативных факторов.

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Компакт-вэны
Компактные кроссоверы и внедорожники
Купе спортивно-представительские