Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Tesla
Vector
Aito
Arcfox
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
Denza
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
HiPhi
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
JAC
Jetour
JMC
Kandi
Leapmotor
Lifan
Luxgen
Lynk & Co
Nio
OMODA
Qoros
Roewe
SAIC
Shacman
Skywell
TANK
Tianye
Tonggong
Trumpchi
Vortex
Voyah
Xin Kai
XPeng
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
VinFast
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Едем на Вологодчину, чтобы узнать, как жили люди более столетия назад

В нескольких километрах к северу от Вологды есть Семёнково – ничем, вроде бы, непримечательный населенный пункт, если бы не одно «но». Здесь располагается архитектурно-этнографический музей, он же музей деревянного зодчества, посетить который в зимние каникулы – самое что не есть верное решение.
Фото: 110km.ru

Музей представляет собой модель крестьянского поселения. То есть посетители как бы находятся в конкретной деревне определенного исторического периода – в данном случае речь идет о конце XIX – начале XX в.в. Днем рождения музея считается 14 декабря 1979 года, когда было принято решение о его создании. Буквально сразу после этого историки и этнографы поехали по всей Вологодской области, чтобы исследовать и выявлять памятники для переноса в будущей музей. И так продолжалось до 2019 года.

Изначально планировалось отвести под музей огромную площадь – 96 гектаров, чтобы показать все разнообразие культуры региона. Но сбыться в полном объеме планам было не суждено – грянули 1990-е. На данный момент площадь музея составляет 12,7 гектара, и на примере имеющихся памятников истории мы с вами можем зрительно уяснить, как более столетия назад выглядели деревни северо-востока Вологодской области – т.н. средней Сухоны.

Дома в две линии, в два порядка

При входе справа – Георгиевская церковь, слева – две ветреные мельницы (воссоздается третья, появится к 2024 году), а также чем-то похожий на домик Бабы-Яги хлебозапасный магазин. В нем хранилось общественное зерно, что называется, на случай неурожая, называли его «гамазея». Мельницы могут поворачиваться по ветру – вручную. То есть мельник никогда в убытке не оставался.

Дома на территории музея, как оно и было в действительности, стоят в две линии, в два порядка. И, по плану развития музея, должен появиться третий порядок. На первой линии находились дома зажиточных крестьян. Не помещиков, нет, их просто не было в том виде, как мы его представляем. А все потому, что северо-восток Вологодской области (тогда – губернии) - суть удаленные территории, дорог там практически не было. И, как говорят местные гиды, «помещики до нас просто не добрались». Здешние земли - неплодородные, жили только крестьянским миром, все вопросы решали сами, коллективом.

Вокруг лес, а рубить бесплатно не положено

У зажиточного крестьянина дом «о пяти стенах» (фасадная, две боковые, задняя и внутренняя) - дом разделен на две половинки. Дома второго порядка – «шестистенки»: у людей, прежде всего, молодых не было средств сразу большой дом ставить. Поэтому изначально ставили 4 стены, а когда деньги появлялись, пристраивалось помещение – горница, и таким образом получалось 6 стен.

Интересный нюанс: Вологодчина - вроде, кругом лес, бери-руби, ставь избу. Однако в те далекие времена каждое дерево приходилось покупать. Вот так – взять и срубить, было немыслимо – сразу штраф или арест. Каждое бревнышко стоило порядка 2 руб. Цену определяло земство. Если мужик в город уходил на заработки, то его зарплата была 40 руб. в год. Сколько нужно денег для постройки дома, где 200 бревен? Порядка 1000 руб. – это с оплатой работы плотников, с печкой и т.п. То есть недешево.

Люди были невысокие, оттого и двери низкие

Нижняя часть дома использовалась как хранилище: продукты, предметы и т.п. На задней части дома проживали животные. Над ними хранили сено. Окна, как правило, небольшие: все зависело от бюджета. Большие окна ставили преимущественно в горницах, где обычно жили в теплое время года. Были и балконы. Казалось бы, зачем они крестьянину? Оказывается, это демонстрация статусности, своего рода маркер богатства.

Двери в домах низкие, это сразу бросается в глаза. Думаете просто так? Ан нет - чтобы сохранять тепло зимой и заставить человека поклониться при входе в дом. А еще это было связано с ростом людей в этих краях, он (рост) был небольшой – порядка 1,5 метра всего. Если мужик имел рост 1,6 метра, то считался высоким.

Поскольку Русь наша матушка была державой верующей, православной, люди строго соблюдали посты, а их было много, и это притом, что мясной пищи в довольстве никогда не было. Пища была преимущественно растительного характера. В теплое время года продовольственные запасы хранили в ледниках; мылись, естественно, в бане, причем, по-черному (баню ставили вдалеке от жилого дома).

Каждому свое место

При входе в избу первым делом попадаешь в сени. Здесь, как правило, хранились разные предметы, тут же собиралась молодежь, проводила время (если у ребят и девчат не было другого места). В доме жило 15 человек, а иногда и больше. Каждый жилец четко знал свое место.

Вдоль фасадной части избы была лавка – это т.н. «женская» или «передняя». Здесь светло, бабы шили и ткали. Перпендикулярно ей – мужская лавка. Мужики занимались ремеслом: либо упряжь делали, либо что-то чинили. Лавка вдоль задней стены, как бы неприметная – нищенская, для «посторонних» людей. На нее при входе усаживался гость. К слову, выгонять «посторонних» из дома было нельзя. Если хозяин выказывал желание общаться, то приглашал на хозяйскую половину дома.

Фото: Елена Юнес

В избе был также угол для наказанных детей – они его очень боялись. Этот угол находился возле двери, а через нее, как считалось, проникает нечистая сила. То же самое касалось и закрытого рта во время трапезы. В красном углу располагались иконы, полотенца с обережной вышивкой, стол и место хозяина дома. Люди свято верили: все, что на столе – это от Бога, посему смеяться и шуметь за столом было не принято. Первым начинал трапезничать хозяин, затем он стучал ложкой о край миски – это команда начинать есть всем домочадцам. Посуда использовалась преимущественно деревянная; глиняная считалась редкостью, потому как не во всех деревнях был гончар.

Печь в избе – самом собой: она кормила, сушила, обогревала, внутри нее даже мылись, на ней спали и лечились, а также «допекали» детей: недоношенного клали на печь, облепляли тестом - и в печку. Естественно, без огня, использовалось только тепло. Когда малыша доставали, считалось, что он уже здоровый.

В бабьем углу находились стол и посуда. Его отделяла занавеска, посторонним туда вход был запрещен. Даже хозяин долго не мог там находиться – в противном случае о нем говорили, что, дескать, обабился. На палатях могли разместиться рядком 8-10 человек. Дети и больные – на печурке. Почивали также на лавках и полу, как правило, на матрасах, набитых соломой. Никто никому не мешал.

Фото: Елена Юнес

Самовар считался символом зажиточности. Если, например, в семье были долги, то забирали первым делом самовар. Чай также был мало доступен большинству крестьян. Купить его можно было только в городе, «чаевничали» разве что самые богатые, и то - только 3 раза в день. Население в основном пило иван-чай.

Горница была отдана дочке хозяина; она - гордость семьи, ибо училась в городе, а домой приезжала на лето. Девица украшала горницу на городской манер: диван, стол на точеной ножке, чего у крестьян не было, керосиновая лампа, зеркало в оправе, комод, швейная машинка, часы. Кровать – это элемент городского влияния, особенно двуспальная. На свадьбу родители готовили не менее 7 сундуков приданого. Только при таких «запасах» считалось, что свадьба - приличная.

Фото: Елена Юнес

Хозяйственная часть дома заполнялась доверху сеном – это для коров, которых в хозяйстве было 6-8 голов. Здесь было в прямом смысле слова свежо, то есть холоднее, чем в доме. Зато получалась естественная вентиляция, чтобы сено не спрело. Свиней разводили далеко не во всех дворах. 

Главным информационным центром деревни считался колодец. Если бабонька пошла за водой, то раньше, чем через 3 часа и не воротится. На одном конце деревни что-то случилось – на другом уже обсудили. Так вот и жили…

Режим работы музея на праздниках

3, 4, 7, 8 января - рабочие дни, музей открыт с 10:00 до 17:00 (касса до 16:30). 5 января - музей открыт для посещения с 12:00 до 17:00 (касса до 16:30). 6 января - укороченный рабочий день, музей открыт для посещения с 10:00 до 16:00 (касса до 15:30).

Добраться до Семенково можно на личном автотранспорте: 12 км автодороги «Вологда-Медвежьегорск» («Вологда-Кириллов»). GPS-координаты: широта (N): 39.712977, долгота (E): 59.277858. Автобусом «Вологда-Молочное» - остановка «Семенково».

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Новости СМИ2
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.