Едем в Кронштадт, чтобы увидеть свет маяка

  • 6264
  • 0
Все, кто хоть единожды приезжал Кронштадт с экскурсией, наверняка, посещали пирс Петровского канала, где на самом краю возвышается белый деревянный маяк. Официального названия у него нет. Маяк именуют и Кронштадтским, и Створным, и маяком на Петровской пристани. Кому как хочется.
^

Кто-то считает его памятником деревянного зодчества, построенным в самом конце 19 века, а вот специалисты и маяком-то, в полном понимании этого слова, предпочитают не называть. Навигационный знак – не более того. И совсем неважно, что одна из главных достопримечательностей Кронштадта и сегодня светит вдаль до 30 км, помогая судам ориентироваться в водном пространстве.

Ранее мы писали
Курите вы или нет – ваша личная прихоть/трагедия. Но уверен: любой человек в этой стране знает папиросы «Беломорканал» ...
Читать далее
Сотрудники музея Маячной службы, расположенном на территории форта Константин, в отреставрированной казарме 1870 года, знают о маяках и иже с ними если не все, то многое. Музейный фонд – это более 100 уникальных экспонатов. За 30 минут экскурсии здесь можно узнать, как менялись «стражи морей» в течение веков, увидеть модели маяков и гигантские линзы, старейшую из которых выпустили в 1858 году.

Среди экспонатов музея – устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках. Кто-то впервые в жизни увидит мобильные фонари, использовавшиеся при освещении «Дороги жизни», и штурманские инструменты. Все экспонаты находятся в рабочем состоянии, и что это так, а не иначе, вам обязательно покажут.

Надо заметить, что самые первые маяки на Земле – костры, которые зажигали древние люди, чтобы обозначить скалы, рифы, опасные участки, сориентировать рыбаков, куда им возвращаться. Костровым, кстати, долгое время был и первый российский маяк – Толбухин, расположенный в каких-то 10 км от музея. В 2019-м Толбухин отметит свое 300-летие. Он до сих пор функционирует, в нем живут люди, равно как и на десятках других маяков Финского залива, воздвигнутых на островах. По большому счету, люди, проживающие на островах-маяках, суть настоящие отшельники.

В петровские времена на горение кострового маяка в год уходило до 6 тонн дров. Со временем  появились примитивные масляные лампы, позже в качестве топлива добавился керосин. Газ - ацетилен – это уже совсем другая эпоха. Он горит ровным белым пламенем, близким по спектру к солнечному свету. Ацетилен  всегда можно набрать в газовые баллоны и получить автономную работу. Это куда как удобнее. 

Музей удивляет и становится открытием для каждого гостя. Каждый находит здесь то, что способно влюбить в маяки. Кто-то удивляется богатству истории освещения, применяемого на маяках. Кто-то восхищается старинными линзами Френеля, напоминающими произведения искусства. Кто-то узнает о профессии служителя маяка и начинает грезить о жизни в море. Каждый гость выходит из музея чуточку похожим на маяк – с желанием всегда светить людям
Электрические фонари очень похожи на ацетиленовые. Внутри лампочка, поэтому сложная система вентиляции им не нужна. Они могут быть как кругового действия (светят на 360 градусов), так и створного типа (светят направленным лучом, по ним судам удобно держать курс). Один такой маяк – створный – круглосуточно сегодня светит в сторону Санкт-Петербурга.

Лампы, увы, имеют обыкновение перегорать. Поэтому был придуман был механизм – лампоменятель с круговым револьверным принципом замены лампочек. Сегодня электролампочки уже морально устарели, и мир активно переходит на светодиоды. Есть два фонаря – основной и резервный. Если вдруг перегорает много диодов, маяк автоматически переключится на резервный фонарь. 

Раскраска башни маяка, как правило, красно-белая - хоть в полоску, хоть шашечку, хоть в клеточку. Главное, чтобы они контрастировали и ни с чем другим их не перепутали. Маяки раньше иногда подавали звуковые сигналы – это удобно на случай плохих погодных условий (туман, дымка и т.п.). Человек выходил на берег и звонил до тех пор, пока судно не пройдет опасный участок.

Все маяки мигают. Для чего? Чтобы не путать с огнями кораблей. Причем, каждый маяк мигает индивидуально, повторяющихся характеристик в мире нет. Чаще всего мигают белым светом, а красным и зеленым реже. Белый – самый далеко видимый свет. Потом по степени убывания идут красный, зеленый, желтый, синий. Последние два в маяках практически не используются, так как светят недалеко.

Ранее мы писали
Сто раз проезжал мимо этой вывески и, как это часто бывает, никакого дела до нее не было. Но вот однажды волею ...
Читать далее
Один из самых интересных экспонатов музея - линза Френеля. Нам, автомобилистам, она хорошо знакома, поскольку фары машин используют схожую схему. Умные люди еще в 18 веке поняли: если перед свечкой поставить кусок выпуклого стекла, заметно увеличивается видимость свечи. Но на тот момент кусок стекла массой 3 тонны было невозможно изготовить и тем более поднять наверх. На помощь пришел французский физик Огюстен Френель. Он разрезал линзу на кольца. В маяке они наварные и держатся на каркасе. Центральная часть небольшая и выпуклая. Кольца - под разным углом, так, что преломляют пучок света в нужную точку.

Самая первая линза Френеля, появившаяся на российском маяке, имела британскую родословную (1858 год). Ею оснастили чугунный маяк «Сескар» (этот металл не ржавеет). Эта историческая линза была демонтирована с маяка в 1987 году и определена на хранение в одном из заброшенных сараев Ленинградской области. Надо сказать, что той линзе просто повезло – ее откопали, отмыли и привезли в будущий музей на форте «Константин». Обычно отработавшие свой век линзы разбивали, считая абсолютно ненужным хламом.

Внутренний диаметр линзы – 140 см, высота – 220 см, вес больше 1 тонны. Проблеск от масляной лампы видно на расстоянии 27 км. Вроде, немаленький экземпляр, но эта линза всего лишь второго разряда, в мире есть более крупные модели. Кронштадтские же музейщики называют линзу самым ценным объектом своей коллекции.

Иностранные линзы – хорошо, но при этом в России есть свое собственное их производство,  в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская область). Его продукция сегодня активно заменяет импортную на отечественных маяках. И не исключено, что процесс этот будет актуальным в ближайшие годы…

Иван Братуха
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Государство субсидирует установку ГБО на автомобили
Ага государство оплатит! Только в не долга подорожает газ! Не сомневайтесь! Как ещё деньги у населения отжать!?
Зеро
Дизельные «легковушки» времен СССР
ГАЗ-24-77 — экспортная модификация для стран Бенилюкса под комплектацию дизелем Peugeot мощностью от 50 до 70 л. с. (позже Ford) . Производилась с 1976 года фирмой-экспортёром Scaldia. От обычной ГАЗ-24-02 отличалась литыми колёсными дисками с оригинальным рисунком и чёрной пластмассовой решёткой радиатора ...
Денис
Аларм-Моторс Юго-Запад | отзывы
Ford Kuga 2017 года удалось тут урвать в кредит всего за 17 тыс в месяц. Потому что с пробегом, но всего-то 13 000 - это ж ни о чём для такой машины. Да и вообще тут цены не завышенные, как у некоторых. Наверное, потому что официальные дилеры, напрямую работают с производителем.
Fomin
Все обсуждения автомобилей
При какой цене топлива (в среднем 92, 95, ДТ) Вы совсем откажетесь от поездок на машине?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники
Класс Спортивные внедорожники
Класс Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Едем в Кронштадт, чтобы увидеть свет маяка
Кто-то считает его памятником деревянного зодчества, построенным в самом конце 19 века, а вот специалисты и маяком-то, в полном понимании этого слова, предпочитают не называть. Навигационный знак – не более того. И совсем неважно, что одна из главных достопримечательностей Кронштадта и сегодня светит вдаль до 30 км, помогая судам ориентироваться в водном пространстве.{{material_124677}}Сотрудники музея Маячной службы, расположенном на территории форта Константин, в отреставрированной казарме 1870 года, знают о маяках и иже с ними если не все, то многое. Музейный фонд – это более 100 уникальных экспонатов. За 30 минут экскурсии здесь можно узнать, как менялись «стражи морей» в течение веков, увидеть модели маяков и гигантские линзы, старейшую из которых выпустили в 1858 году.Среди экспонатов музея – устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках. Кто-то впервые в жизни увидит мобильные фонари, использовавшиеся при освещении «Дороги жизни», и штурманские инструменты. Все экспонаты находятся в рабочем состоянии, и что это так, а не иначе, вам обязательно покажут. Надо заметить, что самые первые маяки на Земле – костры, которые зажигали древние люди, чтобы обозначить скалы, рифы, опасные участки, сориентировать рыбаков, куда им возвращаться. Костровым, кстати, долгое время был и первый российский маяк – Толбухин, расположенный в каких-то 10 км от музея. В 2019-м Толбухин отметит свое 300-летие. Он до сих пор функционирует, в нем живут люди, равно как и на десятках других маяков Финского залива, воздвигнутых на островах. По большому счету, люди, проживающие на островах-маяках, суть настоящие отшельники.{{gallery_1356}} В петровские времена на горение кострового маяка в год уходило до 6 тонн дров. Со временем  появились примитивные масляные лампы, позже в качестве топлива добавился керосин. Газ - ацетилен – это уже совсем другая эпоха. Он горит ровным белым пламенем, близким по спектру к солнечному свету. Ацетилен  всегда можно набрать в газовые баллоны и получить автономную работу. Это куда как удобнее.  {{photo_text_174}} Электрические фонари очень похожи на ацетиленовые. Внутри лампочка, поэтому сложная система вентиляции им не нужна. Они могут быть как кругового действия (светят на 360 градусов), так и створного типа (светят направленным лучом, по ним судам удобно держать курс). Один такой маяк – створный – круглосуточно сегодня светит в сторону Санкт-Петербурга. Лампы, увы, имеют обыкновение перегорать. Поэтому был придуман был механизм – лампоменятель с круговым револьверным принципом замены лампочек. Сегодня электролампочки уже морально устарели, и мир активно переходит на светодиоды. Есть два фонаря – основной и резервный. Если вдруг перегорает много диодов, маяк автоматически переключится на резервный фонарь.  Раскраска башни маяка, как правило, красно-белая - хоть в полоску, хоть шашечку, хоть в клеточку. Главное, чтобы они контрастировали и ни с чем другим их не перепутали. Маяки раньше иногда подавали звуковые сигналы – это удобно на случай плохих погодных условий (туман, дымка и т.п.). Человек выходил на берег и звонил до тех пор, пока судно не пройдет опасный участок. Все маяки мигают. Для чего? Чтобы не путать с огнями кораблей. Причем, каждый маяк мигает индивидуально, повторяющихся характеристик в мире нет. Чаще всего мигают белым светом, а красным и зеленым реже. Белый – самый далеко видимый свет. Потом по степени убывания идут красный, зеленый, желтый, синий. Последние два в маяках практически не используются, так как светят недалеко. {{gallery_1357}} {{material_124409}} Один из самых интересных экспонатов музея - линза Френеля. Нам, автомобилистам, она хорошо знакома, поскольку фары машин используют схожую схему. Умные люди еще в 18 веке поняли: если перед свечкой поставить кусок выпуклого стекла, заметно увеличивается видимость свечи. Но на тот момент кусок стекла массой 3 тонны было невозможно изготовить и тем более поднять наверх. На помощь пришел французский физик Огюстен Френель. Он разрезал линзу на кольца. В маяке они наварные и держатся на каркасе. Центральная часть небольшая и выпуклая. Кольца - под разным углом, так, что преломляют пучок света в нужную точку. Самая первая линза Френеля, появившаяся на российском маяке, имела британскую родословную (1858 год). Ею оснастили чугунный маяк «Сескар» (этот металл не ржавеет). Эта историческая линза была демонтирована с маяка в 1987 году и определена на хранение в одном из заброшенных сараев Ленинградской области. Надо сказать, что той линзе просто повезло – ее откопали, отмыли и привезли в будущий музей на форте «Константин». Обычно отработавшие свой век линзы разбивали, считая абсолютно ненужным хламом. Внутренний диаметр линзы – 140 см, высота – 220 см, вес больше 1 тонны. Проблеск от масляной лампы видно на расстоянии 27 км. Вроде, немаленький экземпляр, но эта линза всего лишь второго разряда, в мире есть более крупные модели. Кронштадтские же музейщики называют линзу самым ценным объектом своей коллекции. Иностранные линзы – хорошо, но при этом в России есть свое собственное их производство,  в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская область). Его продукция сегодня активно заменяет импортную на отечественных маяках. И не исключено, что процесс этот будет актуальным в ближайшие годы…
2018-12-24
Автор: Иван Братуха