Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
19 января 2022, 07:00

«Фердинанд»: отличный истребитель танков, появившийся случайно и пострадавший от собственной брони

«Фердинанд» является, пожалуй, самой известной самоходной артиллерийской установкой Второй мировой войны. Но знаете ли вы, что своим появлением эта САУ обязана танку «Тигр»? Впрочем, обо всё по порядку.
Ferdinand

Самоуверенность Фердинанда Порше

 

Изначально разработку нового тяжёлого танка, названного впоследствии «Тигр», вело сразу две компании: Porsche и Henschel. Прототип от «Порше», имея определённые преимущества перед конкурентом, был более сложным технически. После представления обеих машин Адольфу Гитлеру, они обе были отправлены на дальнейшую доработку. Фердинанд Порше был настолько уверен в своём успехе, что приступил к производству своих танков, не дожидаясь официального решения. Но командование отдало предпочтение машине «Хеншель». Тем не менее, шасси «Тигров» Порше в конечном итоге пригодились: в 1942-м году Гитлер распорядился создать на их основе тяжёлую противотанковую САУ.

 

Что получилось вместо «Тигра»

 

Корпус танка особым изменениям не подвергался, в отличие от общей компоновки машины. Рубка была установлена в задней части, а спереди находились лишь механик-водитель и радист. Посередине расположилась «техническая начинка»: двигатели, топливные баки и прочее.

Лобовую броню усилили 100-миллиметровым листом, который крепился на болтах. Суммарная толщина брони лба составила целых 200 мм. Борта и корма остались 80-миллиметровыми. В лоб самоходка не пробивалась ни одним из имеющихся у Коалиции танковых и противотанковых орудий. Масса «Фердинанда» впечатляла: целых 65 тонн.

Двигателя в машине было два, производства «Майбах». Самоходка оснащалась электрической трансмиссией (как и сам «Тигр» в варианте Порше). Электрических узлов в «Фердинанде» было вообще много. Максимальная скорость составляла примерно 35 км/ч. Проходимость и маневренность оставляли желать лучшего: сказывался большой вес. Впрочем, для САУ, в отличие от танка, это был вполне допустимый недостаток.

На «Фердинанды» ставилось 88-миллиметровое орудие Pak 43 – то же, что на «Ягдпантеры» и тяжёлые танки «Тигр-2». Оно пробивало все танки союзников на любой разумной дистанции боя, в том числе и ИС-2. Для использования на «Фердинандах» орудие было слегка модернизировано. Пулемётом САУ оснащена не была. Вероятно, Порше не пожелал делать вырез в лобовой броне, ослабляя её. Впоследствии отсутствие пулемёта оказалось существенным недостатком, устранённым в модернизированной версии самоходки.

Боевое применение показало очень высокую эффективность «Фердинандов» при борьбе с танками противника. Известен случай, когда 2 таких САУ в течение 10 часов вели бой с 50 американскими танками. При этом было уничтожено 30 танков. Однако, отсутствие пулемёта сделало «Фердинанды» уязвимыми перед пехотой, вооружённой противотанковыми средствами. В некоторой степени это ещё и усугублялось плохой проходимостью самоходки: в случае застревания «Фердинанд» становился лёгкой добычей.

 

Великолепная броня, из-за которой САУ… пострадали

 

Довольно странная история произошла во время Курской битвы. Понадеявшись на непробиваемые лбы «Фердинандов», немецкое командование решило использовать эти САУ в авангарде наступления для пробития советской обороны. В итоге самоходки попали под огонь артиллерии, в том числе, гаубиц Б-4 калибром 203 миллиметра. Многие «Фердинанды» были уничтожены непосредственно артиллерийским огнём, либо же подорвавшись на минах, выйдя из разминированных проходов при попытках уйти из-под артогня с помощью маневрирования. Подбитые самоходки эвакуировать не удалось: помешала большая масса. Следует отметить, что это, пожалуй, самый известный, но не единственный случай, когда «Фердинанды» выполняли такую несвойственную самоходным артустановкам роль. Сверхбронированный лоб в определённой мере сыграл с ними злую шутку.

 

Как «Фердинанд» стал «Элефантом»

 

В конце 1943-го – начале 1944-го «Фердинанды» прошли модернизацию. Помимо прочего, на САУ, наконец, поставили пулемёты и более широкие гусеницы, снижающие давление на грунт и улучшающие проходимость. Чуть позже, в феврале, модернизированные машины получили новое имя: Elefant («Слон»). Впрочем, в Советском Союзе их в большинстве случаев называли старым именем. А вот в Европе самоходки, напротив, стали известным именно как «Элефанты»: там союзные войска впервые встретили уже модернизированные самоходы.

 

И что в итоге?

 

Несмотря на определённые недостатки вроде не очень хорошей проходимости и малой подвижности, «Фердинанды» и «Элефанты» были очень эффективными противотанковыми САУ, имеющими отличное орудие и фантастическую лобовую броню. Но существует мнение, что своим появлением эти машины обязаны в первую очередь связям Порше, которому просто некуда было деть шасси для его версии танка «Тигр».

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники Lux
Полноразмерные кроссоверы и внедорожники