ГАЗу – 80!
1 января 1932 года прозвучал заводской гудок, возвещая о рождении первого в СССР автомобильного завода. Судьба предприятия стала историей нашего Отечества: завод дал стране миллионы доступных автомобилей, оснастил сельское хозяйство мощными грузовиками, обеспечил армию специальной техникой, танками и бронетранспортерами. В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль, а всего с момента основания предприятие выпустило более 150 моделей и модификаций грузовиков и легковушек.
По горьковским автомобилям можно проследить историю становления и развития нашего автопрома. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей ГАЗа – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые «Победа», «Волга» и «Чайка». Символом демократических перемен 1960-х стала «Волга» ГАЗ-21. В 1990-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, спасла страну от транспортных перегрузок, а малому и среднему бизнесу помогла выжить и дала импульс развитию предпринимательства.
Трудно переоценить роль Горьковского автозавода в развитии других предприятий отрасли. Накопленный опыт специалисты предприятия передавали своим коллегам с УАЗа, ВАЗа, Камского комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и др. ГАЗ являлся учебной базой для инженеров и рабочих машиностроительных предприятий СССР. Завод по праву носит звание золотой кузницы кадров для промышленности страны. Именно на Горьковском автозаводе сформировалась советская конструкторская автомобилестроительная школа: ГАЗ в короткий срок освоил полный технологический цикл создания автомобилей и сформировал базу подготовка высококвалифицированных кадров.
В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Автозаводские Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен 3 орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.
В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовиков и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. Едва ли найдутся советские автомобили, которые могли бы соперничать по популярности в народе с «Победами» и «Волгами». Продукция ГАЗа экспортировалась в десятки стран, автомобили можно было встретить в любых уголках света. Одновременно автозавод оставался крупным центром по производству военной продукции: боевая техника предприятия позволяла достойно отстаивать государственные интересы страны в разных частях земного шара.
В 1994 году завод приступил к выпуску легких грузовых «ГАЗелей», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны. С 2003 года завод первым в стране начал внедрять систему «бережливого производства», которая позволила повысить производительность труда на предприятии в 4 раза.
В 2005 году на базе ГАЗ была сформирована «Группа ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг, объединяющий 18 предприятий в 10 регионах России. Сегодня «Группа ГАЗ» является лидером на рынке коммерческого транспорта в России, занимая около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, 45% в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков, 70% в сегменте автобусов и являясь лидером отечественного рынка автокомпонентов.
В последние 2 года ГАЗ сделал качественный рывок в обновлении модельного ряда. Предприятие реализует инвестиционные проекты по контрактной сборке автомобилей в сотрудничестве с международными партнерами: Volkswagen, General Motors и Daimler.
В 2009-2010 гг. предприятие разработало и выпустило «ГАЗель-БИЗНЕС», автомобиль, получивший более 120 конструкторских изменений и завоевавший популярность у российских потребителей. Число потребителей компонентной продукции ГАЗа выросло до 200 с лишним компаний из различных отраслей экономики, включая авиапром и ж/д строительство.
В наступившем году на рынок выйдет новое поколение легких коммерческих «ГАЗель-Next», разработанных с использованием технологий прототипирования, аналогов которым нет в отечественном автопроме. Опытная партия машин будет выпущена для тестовой эксплуатации у потребителей.
-
31.03.2022, 15:02
Первые встроенные телефоны в автомобилях: какие они были
Сегодня мы запросто едем на машине и разговариваем по мобильному телефону (за простят нас Правила дорожного движения и ГИБДД), принимая это как данность. А ведь еще сравнительно недавно о такой роскоши и помышлять не смели.Читать далее
-
24.03.2022, 15:28
Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани
15 марта 1958 года, начались испытания аэросаней «Север-2». Необычный транспорт был разработан в КБ им. Н.И. Камова. Ходовой образец имел 260-сильный, установленный в задней части, двигатель АИ-14Р и, как вы правильно узнали, кузов легендарной «Победы» М-20. Читать далее
-
19.01.2022, 14:09
«Чайку» с мотором от Camaro продают за 10 млн рублей
На Авто.ру появилось объявление о продаже раритетной советской «Чайки» ГАЗ-13 образца 1967 года. Автомобиль перенес пересадку «сердца». Вместо штатного 5,5-литрового двигателя установили американский мотор General Motors LT1, которым оснащали Chevrolet Camaro и Corvette.Читать далее
-
17.01.2022, 13:56
Скончался главный конструктор «ГАЗели» первого поколения
16 января ушел из жизни бывший главный конструктор Горьковского автомобильного завода Юрий Кудрявцев, который отдал предприятию более 40 лет и возглавлял разработку полуторатонного грузовика ГАЗ-3302 «ГАЗель» и автомобиля «Соболь».Читать далее
-
14.12.2021, 17:27
Вам точно солярку? Какие отечественные машины работали на дизеле
Взяв курс на электрификацию частного автотранспорта, мировое сообщество планомерно отказывается от производства дизельных версий машин. Нам отказываться просто не от чего. Легковушки, работающие на «тяжелом» топливе, ни в СССР, ни в России распространения не получили.Читать далее
-
18.08.2021, 16:46
А вы знаете, какой отечественный автозавод называли «Детройтом на болоте»?
В 1929 году советское правительство заключило с концерном Ford соглашение о помощи по организации в СССР производства грузовых и легковых автомобилей. Первый завод должен был быть построен в Нижнем Новгороде, а до этого времени отверточное производство автомобилей наладили в Москве.Читать далее
-
31.03.2022, 15:02
Первые встроенные телефоны в автомобилях: какие они были
Сегодня мы запросто едем на машине и разговариваем по мобильному телефону (за простят нас Правила дорожного движения и ГИБДД), принимая это как данность. А ведь еще сравнительно недавно о такой роскоши и помышлять не смели.Читать далее
-
24.03.2022, 15:28
Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани
15 марта 1958 года, начались испытания аэросаней «Север-2». Необычный транспорт был разработан в КБ им. Н.И. Камова. Ходовой образец имел 260-сильный, установленный в задней части, двигатель АИ-14Р и, как вы правильно узнали, кузов легендарной «Победы» М-20. Читать далее
-
19.01.2022, 14:09
«Чайку» с мотором от Camaro продают за 10 млн рублей
На Авто.ру появилось объявление о продаже раритетной советской «Чайки» ГАЗ-13 образца 1967 года. Автомобиль перенес пересадку «сердца». Вместо штатного 5,5-литрового двигателя установили американский мотор General Motors LT1, которым оснащали Chevrolet Camaro и Corvette.Читать далее
-
17.01.2022, 13:56
Скончался главный конструктор «ГАЗели» первого поколения
16 января ушел из жизни бывший главный конструктор Горьковского автомобильного завода Юрий Кудрявцев, который отдал предприятию более 40 лет и возглавлял разработку полуторатонного грузовика ГАЗ-3302 «ГАЗель» и автомобиля «Соболь».Читать далее
-
14.12.2021, 17:27
Вам точно солярку? Какие отечественные машины работали на дизеле
Взяв курс на электрификацию частного автотранспорта, мировое сообщество планомерно отказывается от производства дизельных версий машин. Нам отказываться просто не от чего. Легковушки, работающие на «тяжелом» топливе, ни в СССР, ни в России распространения не получили.Читать далее
-
18.08.2021, 16:46
А вы знаете, какой отечественный автозавод называли «Детройтом на болоте»?
В 1929 году советское правительство заключило с концерном Ford соглашение о помощи по организации в СССР производства грузовых и легковых автомобилей. Первый завод должен был быть построен в Нижнем Новгороде, а до этого времени отверточное производство автомобилей наладили в Москве.Читать далее