
Изучаем Кольский полуостров
Мыс Немецкий, Териберка, Ловозерье, Варзуга… Вряд ли эти названия окажутся знакомыми большому кругу людей. Другое дело – Мурманск. Крупнейший город за Полярным кругом, как-никак. Но разве за городской жизнью едут на север туристы? Нет. Кольский Полуостров привлекает, прежде всего, своей удивительной природой.
Вот только большинство желающих насладиться красотой Севера останавливает труднодоступность многих мест. Как оказалось – зря. Чтобы объехать почти весь полуостров, достаточно «гражданского» кроссовера, что мы и доказали на примере Chevrolet Captiva при информационной поддержке портала 110km.ru.
Возможно, нам просто повезло. За время экспедиции мы ни разу толком не промокли. Местные жители удивляются такому жаркому началу осени, ведь частенько на 1 сентября уже идет снег. Мы готовили машину к гораздо худшим условиям – установили стальную защиту всего, что только возможно (это, кстати, спасло нам бампер), запаслись несколькими полезными устройствами для самовытаскивания из грязи, которые, к счастью, не пригодились.
Первым в программе посещений достопримечательностей Кольского полуострова стоял аметистовый берег. Когда-то здесь велась промышленная добыча аметистов, но затем месторождение начало иссякать, и старатели отсюда ушли. Что не мешает местным жителям до сих пор находить внушительных размеров аметистовые «щетки» и продавать их туристам. Мы же решили попытать счастья сами. Наше усердие было награждено находкой нескольких симпатичных аметистиков. Размером они, конечно, поскромнее, но зато добыты своими руками.
Следующий пункт для посещения – Северная пустыня, обозначенная на карте как Кузомень. Конечно, к настоящей пустыне это место не имеет никакого отношения, но благодаря невероятному стечению природных обстоятельств песка тут более чем достаточно. В какой-то мере это место стало Меккой для местных любителей off-road покатушек.
Недалеко от Кузомени расположена Варзуга – одно из древнейших поселений на Кольском полуострове. Жизнь там замерла на рубеже XIX и XX веков, что и привлекает многочисленных туристов. Благо до Варзуги идет отличный грейдер, и добраться туда возможно даже на обычной легковой машине.
К слову, о дорогах. Магистраль М-18 «Кола», ведущая, как известно, из Санкт-Петербурга в Мурманск, сегодня представляет собой, наверное, одну из лучших трасс в России. Поводом для такого заключения стали хорошее качество асфальта, точная разметка, и невероятная красота вокруг.
После наслаждения природой отправились к самому сердцу Кольского полуострова – в Ловозерскую Тундру. Ловозеро – центр культурной жизни саамов, коренного населения полуострова. Посетив музеи, ночевать решили на перевале Геологов, на высоте более километра над уровнем моря. Панорама открывается невероятная, кажется, что отсюда можно обозреть чуть ли не половину Мурманской области.
Красотами города-героя Мурманска наслаждались из машины, по дороге на полуостров Рыбачий. Раньше нужно было получать специальный пропуск для проезда через КПП «Титовка», а сейчас достаточно показать паспорт. Буквально через пару сотен метров после КПП асфальт заканчивается и начинается грунтовка. Грейдер до Варзуги теперь показался нам настоящим автобаном, потому как выбоин и колдобин на этой дороге предостаточно. Однако все более чем проходимо – только вот растрясло нас до икоты. Единственное трудное место оказалось на перевале Муста-тунтури, причем, на обратной дороге.
Во время армейских учений один из крутых подъемов сильно разбили тяжелыми грузовиками, и теперь спуститься по нему можно без проблем, а вот забраться обратно бывает трудновато. К чести Captiva - справились без посторонней помощи.
Буквально сразу после спуска с перевала есть развилка с указателем «Музей». Искренне советую посетить его. Перед рассказом об экспонатах музея хранитель предложит вам прогуляться по вершине хребта, за который 4 года проливали кровь наши солдаты. Побывав там вы, скорее всего, несколько измените свое мировоззрение, хотя бы на время. Что такое сломавшийся айфон или просроченный кредит? Ничто, по сравнению с проблемами тех, кто сражался под пронизывающим ледяным дождем на открытой всем ветрам вершине, где нет ни питьевой воды, ни большого резерва боеприпасов, над головой свистят мины и снаряды, а враг сидит в окопе всего в 50 метрах от тебя.
Единственное непроходимое для нас место на полуострове Средний, который находится перед Рыбачьим, было по дороге к Двум Братьям – скалам, которые саамы почитали за святое место, где навечно застыли два брата колдуна. Труднопреодолимым оказался брод, глубина которого не позволяла проехать по нему без опасений за будущее автомобиля без шноркеля. Будь мы на двух машинах – можно было бы попробовать, но мы не стали рисковать. Ведь главной целью нашего путешествия был мыс Немецкий – самая северная точка европейской части России. И мы ее достигли. Непередаваемое ощущение, когда стоя на скале можно увидеть, как горизонт закругляется и исчезает в бескрайнем и невероятно синем море. А за ним – ничего нет. Только Северный Ледовитый океан.
Еще одним местом, куда мы очень хотели попасть после Рыбачьего, были Дальние Зеленцы. Там располагается северная коррозионная станция, на которой изучается стойкость различных сплавов к коррозии и разрушению, а так же законсервированный филиал Мурманского Морского Биологического Института. От Мурманска идет отличная трасса, до поворота на Териберку она асфальтирована, а дальше – высокого качества грейдер, который протянулся аж до серебрянского каскада ГЭС и поселка Туманный. А вот потом начинается очень неприятная дорога, с большим количеством крупных валунов, шаткими мостиками и крутыми склонами.
Полный привод и высокий клиренс здесь не лишни даже в сухую погоду, не говоря уже про дождливое время года. Хотя местные жители умудряются каким-то образом ездить по этой дороге даже на переднеприводных «японках» конца прошлого века. Видимо, уже каждый камешек знают. У нас такого навыка не было, и если бы не стальная защита переднего бампера, на нем была бы огромная вмятина.
Териберка стала крайней точкой нашего маршрута. Это селение издревле живет морским промыслом. Многие века жители Териберки выходят в море для ловли рыбы, и не собираются изменять своим привычкам даже сейчас. Увы, пик своего развития поселок прошел еще в Советском Союзе. После переноса значительной части рыбных производств в Мурманск многие рыбаки остались не у дел, а их суда были затоплены в бухте, образовав целое кладбище деревянных кораблей.
Важно отметить, что по пути на Кольский полуостров есть целая уйма других, не менее достойных посещения мест. Например, подводная лодка Б-440, которая стоит в городе Вытегра Вологодской области. Или знаменитая «Кемска волость», которую чуть было не отдал шведам Иван Васильевич Бунша в известной комедии.
Север навсегда что-то меняет в человеке. Полярное сияние, бескрайние леса, чистейшая вода, а главное – удивительные люди, которые живут там – все это заставляет возвращаться туда снова и снова.
-
10.11.2018, 23:40
Представлен новый кроссовер Chevrolet Captiva
Компания Chevrolet показала на автосалоне в Колумбии новый кроссовер Captiva. Премьера интересна тем, что в минувшем сентябре концерн GM объявил о прекращении производства модели с таким именем.Читать далее
-
10.08.2022, 14:33
Geely специально для женщин выпустила «шоколадный» кроссовер за 1 млн рублей
Компания Geely готовится вывести на рынок обновленную версию кроссовера Icon. Специально для представительниц прекрасного пола подготовили комплектацию Chocolate. Внешне она мало чем не отличается от стандартной, весь «шоколад» внутри.Читать далее
-
09.08.2022, 15:45
Первая и единственная круизная яхта Ritz-Carlton: как она выглядит внутри
Международная сеть гостиниц класса «Люкс» Ritz-Carlton объявила о планах выпустить целое семейство роскошных круизных яхт еще в 2017 году. На реализацию амбициозного проекта потребовалось чуть больше времени, но теперь первая яхта готова отправиться в путешествие.Читать далее
-
09.08.2022, 15:42
Двадцать лет Porsche Cayenne: почему кабриолет так и не выехал на дороги?
В этом году Porsche отмечает 20-летний юбилей Cayenne. В компании считают внедорожник чуть ли не главной опорой своего мирового успеха. Спору нет - автомобиль и впрямь популярный. А вы знали, что у него могла быть «открытая» модификация? Читать далее
-
09.08.2022, 08:47
Первый кроссовер новой российской марки Evolute: технические подробности
Компания «Моторинвест» оформила Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на первую модель бренда Evolute. Продажи кроссовера Evolute i-Joy стартуют до конца 2022 года.Читать далее
-
10.11.2018, 23:40
Представлен новый кроссовер Chevrolet Captiva
Компания Chevrolet показала на автосалоне в Колумбии новый кроссовер Captiva. Премьера интересна тем, что в минувшем сентябре концерн GM объявил о прекращении производства модели с таким именем.Читать далее
-
10.08.2022, 14:33
Geely специально для женщин выпустила «шоколадный» кроссовер за 1 млн рублей
Компания Geely готовится вывести на рынок обновленную версию кроссовера Icon. Специально для представительниц прекрасного пола подготовили комплектацию Chocolate. Внешне она мало чем не отличается от стандартной, весь «шоколад» внутри.Читать далее
-
09.08.2022, 15:45
Первая и единственная круизная яхта Ritz-Carlton: как она выглядит внутри
Международная сеть гостиниц класса «Люкс» Ritz-Carlton объявила о планах выпустить целое семейство роскошных круизных яхт еще в 2017 году. На реализацию амбициозного проекта потребовалось чуть больше времени, но теперь первая яхта готова отправиться в путешествие.Читать далее
-
09.08.2022, 15:42
Двадцать лет Porsche Cayenne: почему кабриолет так и не выехал на дороги?
В этом году Porsche отмечает 20-летний юбилей Cayenne. В компании считают внедорожник чуть ли не главной опорой своего мирового успеха. Спору нет - автомобиль и впрямь популярный. А вы знали, что у него могла быть «открытая» модификация? Читать далее
-
09.08.2022, 08:47
Первый кроссовер новой российской марки Evolute: технические подробности
Компания «Моторинвест» оформила Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на первую модель бренда Evolute. Продажи кроссовера Evolute i-Joy стартуют до конца 2022 года.Читать далее