К Иссык-Кулю на Chevrolet Cobalt


Четыре остановки и столько же проверок документов за один марш-бросок длиной в 5 часов – это слишком. Штрафы, по российским меркам, несерьезные, но, как говорится, сам факт общения со стражами порядка не радует. Грусть на лицах моих коллег, «попавших», как и наш экипаж, в поле зрения милицейской видеокамеры, длилась ровно до тех пор, пока гаишники зачитывали пункты ПДД, которые были нарушены. Но люди в форме, как ни крути, тоже люди, причем, понимающие толк в автомобилях (работа обязывает).
После пятиминутки нравоучений и призывов ездить аккуратно взор стражей порядка, как правило, падал на автомобиль. Наши собеседники искренне удивлялись, узнав, что Chevrolet Cobalt собирают в соседнем с Киргизией Узбекистане. Единственной узбекской моделью, с которой здесь знакомы, является Daewoo Nexia. Про нее и про узбеков киргизы могут рассказывать много смешного и интересного. А вот "Кобальта" в местной продаже до сих пор нет, и судя по реакции гаишников, они об этом вправе сожалеть.
Майор, начальник смены ДПС, которая нас "подловила" за отсутствие ближнего света фар, не на шутку заинтересовался багажником - настоящей пещерой объемом 545 литров с полноценной запаской в полике. Лейтенанта, наоборот, потянуло посмотреть, что собой представляет мотор. Полюбопытствовал он и "аппетитом" незнакомой ему машины. А сержант оказался парнем-рубахой и смело, без приглашения, уселся за руль, прошелестев пальцами по всевозможным кнопкам, клавишам и переключателям.
Вижу по глазам – Cobalt ему понравился. Предложил служивому совершить маленький тест-драйв вокруг поста ДПС, но тот отказался, сославшись на то, что из-за него мы можем опоздать на рейс. Знал бы гаишник, как двумя часами раньше мы с коллегой штурмовали за рулем «Кобальта» живописные перевалы высотой до 2000 метров, он бы точно нас не пощадил.
На подъемы мы старались ехать быстро, испытывая автомобиль на тяговитость. Давили на гашетку, совершенно не думая о повышенном расходе горючего. Не могу сказать, что в таких условиях Cobalt - лучший партнер водителя, потому как 105-сильному движку с его 134 Нм крутящего момента заниматься "альпинизмом" не с руки. Но когда реакции 6-ступенчатого "автомата" на потенциал мотора становились подчеркнуто вялыми, приходилось пользоваться мануальным режимом переключения передач. Это, конечно же, выручало, особенно если заранее "прыгнуть" на пару ступеней вниз.
Не доставляющий звукового дискомфорта на средних оборотах 16-клапанный S-Tec III в условиях особо активного вращения коленвала шумел так, что местные суслики, выбегавшие на асфальтовую полоску ради природного интереса, разбегались в стороны подобно рассыпанному гороху. Сфотографировать зверушек, что называется, в полной красе, к сожалению, не получилось - уж больно они резвы. Местные говорят, что летом суслики еще не столь упитанные, как будут ближе к зиме, когда впадут в спячку.
Не знаю, к месту или нет, но все же скажу: в годы Великой Отечественной киргизы и жители европейской части СССР, эвакуированные с линии фронта, нередко употребляли сусликов в пищу. Голод не тетка - не до разборчивости.
На киргизских дорогах встречаются информационные таблички с указанием мест, где лечат кумысом. Киргизы и лошади - тема для отдельного, более основательного рассказа, потому как наездником здесь обязан быть каждый мужчина. "Кумысолечение - не совсем верное определение, - заявила сопровождавшая нас в поездке гид Ольга. - Для очищения организма применяется молоко только что ожеребившейся лошади. У него особая сила, а действие ощущается уже в самое ближайшее с момента принятия время. И принимать лошадиное молоко желательно в весенний период". Мы указаниям информационных табло не предали особого значения и обошлись без экспериментов...
Кони в Киргизии пасутся везде и всюду, в том числе в долинах и на выжженных солнцем склонах. Оседлать копытных и кинуться на борьбу с драконами мы также не решились - чай, не в Китае. А вообще, с Поднебесной Киргизию связывает многое. От Бишкека до границы с КНР каких-то неполных 600 км. Благодаря великому соседу, киргизы имеют возможность заниматься челночной торговлей. Это, между прочим, отваживает огромное количество населения от поездок на заработки в Россию.
Из Японии через Китай в Киргизию идет поток подержанных японских автомобилей. Они, как правило, недорогие, поэтому пользуются спросом у небогатого народонаселения бывшей советской республики. Один из местных гаишников сказал мне, что в недрах правительства готовится проект закона, который скоро запретит ввоз праворульных иномарок, и тогда, мол, люди станут чаще заглядываться на новые машины.
В этой связи спрашиваю милиционера: "Пошла бы у вас такая машина, как Chevrolet Cobalt"? "Смотря сколько она стоит", - на чистом русском ответил офицер. Озвучиваю рублевую цифру (от 483 000 руб.), вместе умножаем на 1,5 и получаем стоимость в киргизских сомах. "Для нас это дороговато, - говорит лейтенант. - А для россиян, думаю, в самый раз".
Он прав. На сегодняшний день Cobalt стал очень заметным в густом трафике двух российских столиц и ряда "заМКАДных" городов. В том же Санкт-Петербурге, например, эти седаны все чаще используются в качестве таксомоторов, что свидетельствует о признании конструктивных особенностей, лояльном ценовом предложении и невысоких эксплуатационных расходах. В прошлом году усилиями российских дилеров GM было реализовано более 18 тыс. "Кобальтов". Динамика продаж года текущего еще оптимистичнее: с января по апрель 2014-го своих владельцев нашли 7,5 тыс. машин.
Влачащим не самое богатое существование киргизам эксплуатационные расходы на автомобиль, наверняка, пришлись бы по душе. Промышленность в стране запущена, сельское хозяйство с момента крушения СССР так и не получило своего должного развития, а потому хочется спросить словами Путина, произнесенными в адрес неплатежеспособной Украины: "А деньги где"? Стоимость бензина на заправках страны почти как у нас - 43 сома за литр АИ-95 (делим на 1,5). Правда, заправить бак Cobalt высокооктановым горючим получится далеко не везде. Куда чаще АЗС предлагают мало востребованный в России "80-й" бензин.
Можно сколько угодно редактировать карты и менять номера на автомобилях, но жизнь не обманешь. И ее правду однажды метко высказал мудрый Чингиз Айтматов:
"Чем больше мы отдаляемся от советской эпохи, тем больше видим, что это не случайное явление в мировой истории. Величайший эксперимент, стоивший огромной цены для советских народов, прежде всего для русского народа. Много пережито, много было самопожертвования, не говоря уже о массовых акциях насилия. Но немало и интересных достижений в коллективном, социальном смысле. Например то, что называлось дружбой народов. При всем том, что было тягостно, народы на огромном пространстве жили в полном взаимодействии. В какой-то степени у нас осталось общее сознание того, что мы все, бывшие советские народы, все равно никуда не денемся. Мы должны находить общий язык, выходить на общие действия. В Кыргызстане стремление не терять достигнутой близости чувствуется и сейчас"...