
Каким было первое советское грузопассажирское такси
Первым советским грузовиком-такси представители Горьковского автозавода называют, конечно же, свой автомобиль - ГАЗ-51Р. Правда, делают уточнение, именуя его грузопассажирским такси для села. Насколько это верно, сказать трудно, но люди пожилого возраста вспоминают, что в городах эта модификация «пятьдесят первого» встречалась очень часто.
ГАЗ-51Р появился в 1956 году, но не один, а вместе с чисто грузовой версией ГАЗ-51Т. Инженеры из Горького видели в нем надежного помощника при переезде из села в город, а также в границах крупного населенных пунктов.
Особенности модификации
Главным отличием ГАЗ-51Р от бортового ГАЗ-51А была платформа, созданная с применением архитектуры стандартной платформы вездехода ГАЗ-63. Ее, как сегодня говорят, фишкой было наличие заднего борта, выполненного во всю высоту боковых бортов платформы (890 мм). Он не открывался целиком, но имел в центральной части дверь шириной 700 мм.
Для облегчения посадки и высадки пассажиров использовалась откидная железная лестница. Буксирного прибора конструкцией предусмотрена не было – по той простой причине, что автомобиль изначально не предназначался для работы с прицепом.
Зато в наличии имелся таксометр серии Т-9Г и сигнальные фонари свободного таксомотора типа ПФ5-Б. Они были зелёного цвета с лампами А-24. Пассажировместимость грузопассажирского такси составляла 12 человек, грузоподъёмность – 2,5 тонны.
При этом совершенно четко можно сказать, что задние фонари крепились к заднему поперечному брусу с характерными вырезами на машинах. Но это касается машин выпуска после 1957 года (у платформы ГАЗ-63 левый фонарь крепился к инструментальному ящику, правый — к брызговику). Был еще большой инструментальный ящик, общий для всех кузовов, включая ГАЗ-51А и ГАЗ-51Т.
Вообще, в ходе серийного производства облик ГАЗ-51Р постоянно видоизменялся в соответствии с текущей модернизацией. То есть внешний вид грузопассажирского такси приобретал черты, характерные для того или иного периода выпуска.
«Крайслеровский» движок
Расположение цилиндров двигателя - рядное; число клапанов - 12; диаметр цилиндра - 82 мм; степень сжатия - 6,2; система охлаждения - циркулирующая жидкость, контур замкнутый; система питания - карбюраторная.
О моторе говорят, что он полностью соответствовал задачам, которые ставились перед этим знаменитым грузовиком. То есть оптимальный объем цилиндров позволял развивать достаточную мощность для передвижения в любом режиме.
Прародителем этого ДВС был нижнеклапанный агрегат Chrysler/Dodge. Инженеры ГАЗа периодически совершенствовали поршневую группу – применяли гильзы из специального износостойкого чугуна, хромировали компрессионные поршневые кольца, были даже разработаны новые биметаллические (сталебаббитовые) вкладыши для коренных и шатунных шеек коленчатого вала.
Все это со временем повысило ресурс мотора, который значительно превосходил по техническим параметрам двигатели советских грузовиков ГАЗ ММ и ГАЗ АА. Печалил лишь аппетит ДВС – порядка 25 литров на 100 км пути.
Модификация ГАЗ-51Р производилась на Горьковском автозаводе добрых два десятилетия - с 1956 по 1975 годы. В ряде российских регионов грузопассажирское шасси оставалось в строю чуть ли не до конца 1990-х, отчасти соперничая с новоявленными в то время «Газелями».
Были даже две экспортные модификации: ГАЗ- 51РУ - ее поставляли в страны Азии, Африки и Южной Америки, и ГАЗ-51Ю - для стран с тропическим климатом, с измененной системой охлаждения двигателя.
-
25.06.2022, 15:02
Новый МАЗ готов доставлять молоко. Но есть ли у него будущее?
Инженеры совместного белорусско-германского предприятия МАЗ-MAN разработали и продемонстрировали грузовик МАЗ-MAN 631559, оснащенный с цистерной для перевозки молока. Читать далее
-
24.06.2022, 14:04
Daimler Truck намерен использовать меньше чипов. Или почему в Америке обносят грузовики?
Корпорация Daimler Truck заявила о намерении уменьшить количество используемых чипов в своих грузовиках. Причина понятна – непрекращающийся дефицит электронных компонентов. Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
21.06.2022, 14:11
Грузовики Volvo поехали на водороде. Пока в тестовом режиме
Представитель Volvo Trucks, чья штаб-квартира находится в Гетеборге, заявил в понедельник, 20 июня, что шведский автогигант приступил к испытаниям грузовика, работающего на водороде.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее
-
25.06.2022, 15:02
Новый МАЗ готов доставлять молоко. Но есть ли у него будущее?
Инженеры совместного белорусско-германского предприятия МАЗ-MAN разработали и продемонстрировали грузовик МАЗ-MAN 631559, оснащенный с цистерной для перевозки молока. Читать далее
-
24.06.2022, 14:04
Daimler Truck намерен использовать меньше чипов. Или почему в Америке обносят грузовики?
Корпорация Daimler Truck заявила о намерении уменьшить количество используемых чипов в своих грузовиках. Причина понятна – непрекращающийся дефицит электронных компонентов. Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
21.06.2022, 14:11
Грузовики Volvo поехали на водороде. Пока в тестовом режиме
Представитель Volvo Trucks, чья штаб-квартира находится в Гетеборге, заявил в понедельник, 20 июня, что шведский автогигант приступил к испытаниям грузовика, работающего на водороде.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее