Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Rivian
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
19 мая 2022, 18:00

Коробки передач: какие они бывают и чем на самом деле отличаются

Небольшой ликбез: разбираемся с видами коробок передач. Какие они бывают и в чём между ними разница? Да, на самом деле на автомобилях используется всего три вида коробок: механическая, роботизированная, автоматическая. Но и здесь есть свои нюансы.
Gears

Зачем нужны коробки передач и как они устроены

На всякий случай напомним. Коробки передач необходимы для изменения частоты вращения и крутящего момента, передаваемого от двигателя на колёса автомобиля. Если говорить совсем просто, коробка изменяет тягу машины. Для этого в ней используются шестерёнки с разным числом зубьев. В зависимости от того, через какую пару шестерен передаётся усилие от двигателя, разнится и крутящий момент на колёсах. Существуют, впрочем, так называемые вариаторы, в которых никаких шестерёнок нет, и передаточное соотношение изменяется другим способом, но о них у нас есть отдельная статья.

При трогании с места необходимо приложить значительное усилие. На первой передаче тяга получается большой, как и ускорение. Но максимальная скорость вращения колёс – невелика. Поэтому через какое-то время включается другая передача, где тяга меньше, но скорость может быть выше. Кроме того, коробки передач оснащаются передачей заднего хода. Чтобы переключить передачу, необходимо временно «разъединить» двигатель и коробку. Для этого служат специальные узлы – либо сцепление, либо, в случае с «автоматом» – гидротрансформатор.

Помимо уже упомянутых вариаторов, в автомобилях используются три вида коробок: механическая, роботизированная и автоматическая. Сам по себе принцип действия у них одинаков: везде используются всё те же шестерёнки. А вот управляются коробки по-разному.

Механическая коробка передач

Да, в настоящее время большинство автомобилей имеют более современные коробки. Есть данные, что даже в России машин с «механикой» сейчас лишь около 30%, а в Западных странах это число гораздо меньше.Но, тем не менее, мы начнём с самого простого, то есть, именно с механических коробок.

Механическая (она же «ручная») коробка управляется непосредственно водителем. В нужный момент человек сам переключает передачи. Для этого используется рычаг, соединённый с коробкой специальными тягами. Чтобы переключить передачу, необходимо выжать педаль сцепления. При этом в самом сцеплении разъединяются две детали, вследствие чего «связь» между мотором и коробкой прекращается. Чтобы тронуться с места на «механике», педаль сцепления нужно отпускать очень плавно, иначе машина просто заглохнет.

На практике езда с «механикой», подразумевающая постоянную работу рычагом коробки и педалью сцепления – удовольствие сомнительное, особенно в пробках. Единственные плюсы механической коробки передач – это её дешевизна и простота устройства, то есть, теоретически более высокая надёжность. Правда, в сцеплении требуется периодически заменять трущиеся друг об друга детали (в гидротрансформаторах такой проблемы нет), да и стоят машины с «автоматами» ненамного дороже таких же с «механикой» (а многие модели давно уже с «ручками» не производятся вообще). В настоящее время механические коробки нужны разве что на ралли и кроссах – в основном, из-за наличия этой самой педали сцепления, которая очень полезна гонщику во время управляемых заносов. Но для обычных автовладельцев механическая коробка в реальности никаких преимуществ не имеет. Да, иногда бывает полезным самому выбрать нужную передачу, в частности, при торможении двигателем во время движения на крутом спуске, только вот и «роботы», и «автоматы» давно уже позволяют человеку при желании делать это самостоятельно.

Роботизированные коробки

Роботизированная коробка – это та же «механика», только управляемая не водителем, а электроникой. Как и в случае с «автоматом», при начале движения человек с помощью селектора лишь выбирает направление (вперёд или назад), а дальше всё происходит «само».

«Роботы», как и современные «автоматы» при необходимости позволяют водителю самому переключать передачи, при этом, выбор осуществляется покачиванием селектора вперёд или назад. Многие автомобили также оснащаются подрулевыми лепестками для ручного выбора передачи. Педали сцепления у «робота» нет, и этот узел полностью управляется электроникой. Теоретически ручное переключение передач может быть полезно во время обгонов и вообще при быстрой езде. На практике современные коробки вполне справляются с такими задачами и без помощи водителя, по крайней мере, если речь идёт не о гоночном треке.

Ранее мы писали
Большинство из нас уже привыкло к тому, что передачи в автомобиле переключаются самостоятельно. Автоматические ...
Читать далее
Качественные «роботы» оснащаются двумя сцеплениями. При этом, следующая передача всегда держится «наготове», то есть, переключение происходит намного быстрее, чем в случае с «ручками» и «автоматами». Поэтому хорошие «роботы» больше подходят для спортивных машин. С другой стороны, сцепление всегда работает «жёстче», чем гидротрансформатор, поэтому «толчки» при переключении передач у «робота» ощущаются несколько сильнее.

В настоящее время гоночные болиды, как правило, оснащаются именно роботизированными коробками. В отличие от ралли, на «асфальтовых» автогонках педаль сцепления не нужна, а переключаются «роботы» быстрее, чем другие коробки передач.

Надёжность «роботов» – предмет очень спорный. Ещё не так давно существовало довольно много нареканий – как к надёжности, так и к стоимости их ремонта. Но в настоящее время многие производители недостатки своих «роботов» устранили.

Автоматические коробки

Для водителя езда на «автомате» практически не отличается от езды на «роботе». На самом деле разница между ними даже не самих коробках, а в способе «связи» их с двигателем.

Как и с «роботом», с «автоматом» водитель может выбирать передачу вручную, если посчитает это нужным. Педаль сцепления у машины с автоматической коробкой, разумеется, отсутствует ведь нет и самого сцепления как такового.

Как уже было отмечено, вместо сцепления здесь используется гидротрансформатор. Внутри него присутствуют насос, приводимый в действие двигателем, жидкость, которая передаёт вращение дальше, и турбина, соединённая с коробкой. Насос нагнетает давление в жидкости, которая давит на турбину и приводит её в движение. Непонятно? Представьте себе два вентилятора, стоящих рядом с другом. Один из них включается, воздух начинает поступать на другой, и от этого движения воздуха второй (выключенный) тоже вращается. В гидротрансформаторе всё сложнее, но смысл примерно тот же, только вместо воздуха используется жидкость.

На самом деле между насосом и турбиной есть ещё одна деталь: так называемый статор. Он позволяет несколько изменять режим работы и управлять (в некоторой степени) крутящим моментом. Связь между мотором и коробкой в данном случае не «жёсткая», через детали сцепления, которые касаются друг друга, а «мягкая», через жидкость. Поэтому работает всё очень плавно. Гидротрансформатор позволяет стоять на месте с включенной передачей (это происходит, когда машина удерживается педалью тормоза). А ещё возможность изменять крутящий момент в гидротрансформаторе полезна на бездорожье.

В общем и целом, для повседневной езды классический автомат будет, вероятно, самым лучшим выбором. Хотя в последние годы всё более популярными становятся «роботы»: в основном, из-за быстрых переключений.

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Новости СМИ2
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники