
Maserati 5000 GT: эксклюзивное купе для шаха Ирана и президента Мексики
Согласно некоторым источникам, инициатива разработки 5000 GT исходила от Мохаммеда Рези Пехлеви, тогдашнего персидского шаха. Он был любителем и коллекционером спортивных автомобилей, особенно марки Maserati, владел несколькими экземплярами 3500 GT, которые, однако, уже не казались ему достаточно эксклюзивными.
По его просьбе Maserati разработал новый автомобиль, построенный на шасси 3500 GT и оснащенный 8-цилиндровым двигателем от гоночного Maserati 450 S. Естественно, 5000 GT изначально предназначался только для Пехлеви, однако после того, как итальянские и американские СМИ сообщили о новинке, автомобиль вызвал значительный интерес у покупателей, и автопроизводитель решил выпустить небольшую серию.
Техника вопроса
Альфиери усилил шасси 3500 GT, чтобы разместить тяжелый двигатель. Без существенных изменений осталась независимая подвеска передних колес на треугольных рычагах и на спиральных пружинах, а также задняя жесткая ось, подпружиненная продольными листовыми рессорами.
Для передачи мощности двигателя на задние колеса первоначально использовалась механическая 4-ступенчатая коробка передач, а с 1963 года ее заменила «пятиступка» ZF. Автомобиль имел дисковые тормоза спереди и барабанные сзади (с 1963 года дисковые «по кругу»).
В 1960 году силовой агрегат был переработан: ход поршней был увеличен с 81 до 89 мм, при этом диаметр цилиндров был уменьшен с 98,5 до 94 мм. Результатом стало небольшое увеличение по «кубикам» (с 4937 до 4941 куб. см) и снижение мощности до 325 л.с. при 5500 об/мин. С помощью этих перенастроек Альфьери улучшил характеристики ДВС, придав ему несколько более «гражданский» характер.
Кузовных дел мастера
Кузова для купе Maserati 5000 GT с 1959 по 1964 годы поставляли сразу несколько итальянских кузовных мастерских. Первой была Carrozzeria Touring из Милана, но большинство из них были построены туринским ателье Allemano. Фирма Frua изготовила 3 модели, а Bertone, Ghia, Michelotti, Pininfarina и Monterosa - по одному экземпляру.
Carrozzeria Touring
Первый кузов для Maserati 5000 GT был поставлен Carrozzeria Touring в 1959 году. Карло Бьянки Андерлони придал купе своеобразные формы с массивным днищем, которое контрастировало с филигранными тонкими стойками крыши, панорамным задним стеклом и эффектной носовой частью. 4 круглые фары были вставлены в овальную переднюю решетку радиатора, а посередине освободилось место для овального отверстия с трезубцем, эмблемой Maserati.
Второй автомобиль с идентичным кузовом был передан иранскому шаху Резе Пехлеви, инициатору проекта. В его честь автомобиль получил прозвище «Персидский шах». Carrozzeria Touring собрала 4 кузова, которые отличались деталями (например, формой бамперов).
Allemano
Большая часть кузовных работ для Maserati 5000 GT была выполнена туринским ателье Allemano. Ее спецы акцентировали внимание на тонких стойках крыши и панорамном заднем стекле. Прямоугольная решетка радиатора со скругленными углами была украшена посередине большим трезубцем, а по бокам были размещены прямоугольные фары в овальных рамах.
Frua
По заказу французского импортера автомобилей Maserati туринский дизайнер Пьетро Фруа создал 3 машины с увеличенной крышей, которые можно считать практически 4-местными. Характерными чертами были изогнутые боковые стекла и выступающее заднее панорамное окно.
Впервые публика смогла полюбоваться этой жемчужиной в марте 1962 года на Женевском автосалоне. В мае религиозный лидер пакистанского происхождения Карим Ага Хан IV заказал купе с почти идентичным кузовом, поэтому этот автомобиль иногда называют Maserati 5000 GT Aga Khan. В 2007-м он был продан с аукциона за 1,1 млн долларов.
Ghia
По просьбе итальянского промышленника Фернандино Инноченти Том Тьярд в 1961 году спроектировал единственное купе Maserati 5000 GT, чей двухдверный кузов «2+2» был произведен спецами Ghia.
Автомобиль имел широкую овальную решетку радиатора, в которую были встроены четыре фары. Передний и задний бамперы были изогнуты, а на задней стенке были размещены две пары круглых фонарей.
Pininfarina
Инициатором был итальянский промышленник Джованни Аньелли, давний босс Fiat. Он использовал в личных целях, среди прочего, купе Ferrari 400 Superamerica с кузовом Pininfarina, построенное в 1961 году. Тот автомобиль имел панорамное переднее окно и высокую переднюю стенку с большой, почти квадратной решеткой радиатора и двойными круглыми фарами. В 1961 году кузов Pininfarina был объединен с шасси Maserati 5000 GT и в последующие годы эксплуатировался без какой-либо маркировки на кузове.
Понятное дело, что дорого
Maserati 5000 GT слыл эксклюзивным спортивным автомобилем высочайшего класса. Его уникальность, безусловно, отразилась на ценах. В 1963 году немецкий импортер Maserati продал 5000 GT с кузовом Allemano за 70 400 немецких марок. Для сравнения: купе Maserati 3500 GT тогда стоило 44 400 марок, а VW Beetle можно было приобрести за 4200 марок.
Первыми покупателями 5000 GT были богатые люди из политики или мира спорта. Среди них были промышленник Джованни Аньелли, автогонщик Бриггс Каннингем, актер Стюарт Грейнджер, итальянский бизнесмен Фернандино Инноченти, духовный лидер Карим Ага Хан IV или президент Мексики Адольфо Лопес Матеос. Летом 2011 года купе Maserati 5000 GT от Allemano было продано в первоклассном состоянии за 370 000 евро.
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее
-
10.06.2022, 19:00
Cadillac 1961: косые ребра, «слабый» мотор и «скромная» длина (более 5,5 метра)
В 1961 году Cadillac предлагал 12 моделей в трех стандартных сериях: 60, 62 и 75. Задние колеса всех моделей приводились в действие 6,4-литровым 8-цилиндровым двигателем мощностью 325 сил.Читать далее
-
06.06.2022, 16:00
Судебные разбирательства: Volkswagen столкнулся с обвинениями в рабском труде в Бразилии
Во времена бразильской военной диктатуры (1964-1985 г.г.) концерн Volkswagen поддерживал скотоводческую ферму в Бразилии. Говорят, что работников там держали как рабов. Теперь автопроизводитель должен отвечать за прошлые действия перед судом.Читать далее
-
02.06.2022, 19:00
MG Midget: «карлик», не хватавший звезд с британского неба
Имя Midget («карлик») вернулось в производственную программу компании MG после почти 20-летнего перерыва в начале 1960-х годов. Если быть точнее, фотографии совершенно нового автомобиля появились в печати 30 июня 1961 года.Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее
-
10.06.2022, 19:00
Cadillac 1961: косые ребра, «слабый» мотор и «скромная» длина (более 5,5 метра)
В 1961 году Cadillac предлагал 12 моделей в трех стандартных сериях: 60, 62 и 75. Задние колеса всех моделей приводились в действие 6,4-литровым 8-цилиндровым двигателем мощностью 325 сил.Читать далее
-
06.06.2022, 16:00
Судебные разбирательства: Volkswagen столкнулся с обвинениями в рабском труде в Бразилии
Во времена бразильской военной диктатуры (1964-1985 г.г.) концерн Volkswagen поддерживал скотоводческую ферму в Бразилии. Говорят, что работников там держали как рабов. Теперь автопроизводитель должен отвечать за прошлые действия перед судом.Читать далее
-
02.06.2022, 19:00
MG Midget: «карлик», не хватавший звезд с британского неба
Имя Midget («карлик») вернулось в производственную программу компании MG после почти 20-летнего перерыва в начале 1960-х годов. Если быть точнее, фотографии совершенно нового автомобиля появились в печати 30 июня 1961 года.Читать далее