Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Leapmotor
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Мега-седан МАЗ-541: два руля, двигатель от танка, а на буксире самолет Ту-144 (фото)

В сегменте крупных седанов нет равных таким импозантным «амбалам», как Aurus Senat или Rolls-Royce Phantom. Но даже их 5,6–5,7-метровая длина не идет ни в какое сравнение с автомобилем, против которого они точно светлячки на фоне светила.
Фото: for-ua.info

Увы, в списке ныне живущих его нет уже давно. Он жил в СССР задолго до появления вышеназванных современных гигантов. Все его называют не иначе как «мега-седан», и оно верно – недаром он проходил по разряду спецтехники, к тому же, аэродромной. Сегодня вспоминаем седан «особого назначения», тягавший большие самолеты, - МАЗ-541.

Подъехать под нос самолета

К гадалке не ходи: раз МАЗ, значит, автомобиль Минского автозавода. Именно в столице советской Белоруссии в 1956 году началась разработка этого крутого, по всем статьям, автомобиля. Его строили не ради того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, а с точным практическим расчетом. В стране вводились в эксплуатацию новые пассажирские авиалайнеры – Ту-114 и Ил-18. Они были крупнее и тяжелее самолетов-предшественников. Соответственно, потребовался тягач нового типа, способный отбуксировать летательный аппарат массой не менее 85 тонн.

До того момента для этих целей широко использовалась мощь военных тягачей, тех самых, что перемещали ракеты. Но, увы, они были слишком высокими, что увеличивало риск столкновения с носовой частью самолета. «Аэрофлот» такая ситуация не устраивала, и потому перед минчанами была поставлена совершенно ясная задача – создать машину не только тяговитую, но одновременно широкую и приземистую.

Она должна была свободно подъезжать под нос авиалайнера, не давая пилотам повода бояться за возможное ДТП, а, кроме того, у нее должна была быть проходимой, все-таки наша страна преимущественно северная, снега на большинстве аэродромов много. И такую технологию МАЗ-541 получил - в виде отключаемого полного привода с отключаемым передним мостом. 

Самый красивый тягач

Ранее мы писали
Восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отечественной давалось нашему трудовому народу ...
Читать далее

Автомобиль с ярко выраженным трехобъемным кузовом получился огромным. Его длина составляла 7796 мм, а ширина равнялась 3400 мм, вся эта груда железа тянула на 28 тонн. Теперь вы поняли, почему мы назвали Aurus Senat и Rolls-Royce Phantom «светлячками на фоне светила». МАЗ-541 вошел в историю как самый большой, тяжелый и необычный седан-тягач в мире.

Автомобиль не был красавцем, но его внешний облик отличался определенной самобытностью. Считается, что в свое время он слыл самым красивым аэродромным тягачем среди всех аналогов, включая зарубежные.

Спереди обращает на себя модная в те годы сдвоенная головная оптика, хромированная решетка радиатора и даже (на некоторых машинах) двухцветная окраска кузова. Автомобиль имел 2 рулевых колеса, 2 сидячих места и продублированное рулевое управление – как тогда говорили, 2 поста управления, благодаря которым водитель мог эффективнее выполнять функции по зацепу самолета и его буксировке по аэродрому. 

Выручил танк Т-34

Невольно возникает вопрос, какой же силовой агрегат устанавливался на «мега-седан», чтобы потянуть вперед не только самолет, но и, пардон, себя любимого? Явно не от грузового автомобиля – в то время особо мощных дизелей не выпускали. Ответ ищем чуть в другой технической сфере, где советские инженеры поднаторели – танковой.

Ранее мы писали
Американский Snow Cruiser – тот впечатляющий автомобиль, который мог изменить расклад сил на географической ...
Читать далее
Да, для «пятьсот сорок первого» подобрали удачный вариант в виде легендарного 12-цилиндрового двигателя В-2 рабочим объемом 38,8 литра, который зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной на знаменитом Т-34. Дизель выдавал «на гора» 500 л.с., и это уже было что-то. В связке с ним работала механическая коробка передач, которая имела 3 скорости для движения вперед и 2 скорости – для движения задним ходом. 

Можно подумать, что, имея такой сильный агрегат, минский «мега-седан» был быстроходом, однако это не так. Скоростной максимум, который выдавливал из своего «чрева» МАЗ-541, - всего 35 км/ч. На аэродроме, впрочем, больше и не требуется. А вот на звание крутого «пожирателя топлива» наш герой тянул как никто другой – на то, чтобы проехать 100 км, ему требовалось не менее 120 литров солярки. Щедрость всегда была сильной стороной доброй славянской души (шутка).

Ранее мы писали
На днях в небе над Франкфуртом плавал дирижабль. 75-метровый Zeppelin NT (Neue Technology) курсировал с пассажирами ...
Читать далее

Есть в свободном информационном пространстве старая фотография, на которой видно, как выкрашенный в красный цвет МАЗ-541 тянет тогдашнюю гордость советского авиапрома – сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Самое пикантное на том снимке – дым, который клубится позади автомобиля. Сразу понятно: буксировка дается «мега-седану» непросто. Как мы заявили в начале обзора, он проектировался под буксировку объектов массой до 85 тонн, а пустой Ту-144 весил 91 тонну.

Техническая особенность МАЗ-541 – разные колеса на передней и задней оси. Если сзади устанавливались шины от карьерного самосвала МАЗ-525, то передняя ось использовала «катки» от ЯАЗ-214 (впоследствии КрАЗ-214). Понятное дело, «разнобой» был умышленным – именно на «задок» автомобиля приходились основные нагрузки. Была и вторая веская причина – использование таких громадных задних шин увеличивала сцепление с поверхностью аэродрома.

Эстафету приняли БелАЗы

Жизнь «пятьсот сорок первого» была непродолжительной – его выпускали какие-то 10 лет, до того самого момента, когда на авиамаршруты страны вышли современные и более тяжелые лайнеры Ил-62 и Ту-154. О серии, как таковой, говорить не совсем уместно: изначально планировали изготовить 12 ед. МАЗ-541, однако де-факто собрали лишь 3 экземпляра.

В 1960-х «Аэрофлот» аннулировал заказ на оставшиеся 9 машин, а последний «мега-седан» безвозвратно покинул поле аэродрома в 1970-м. С тех пор о машинах ни слова ни духу. Эксперты склонны думать, что все они были утилизированы.

Белорусскую эстафету приняли тягачи производства БелАЗ. Жодинские автостроители и по сей день не ушли из сектора аэродромных тягачей. Ежегодно из ворот завода выезжает десяток-другой аэродромных тягачей БелАЗ, преимущественно новой модели с индексом 74270. Еще недавно белорусские тягачи буксировали «Боинги» и «Аэробусы» в московских аэропортах, и все мы это хорошо помним. Но, к сожалению, им пришлось уступить место немецким машинам Schopf – эти ребята более искусно тягают широкофюзеляжные лайнеры.

Вообще, на аэродромы всех континентов планеты ежедневно выезжают тягачи самых разных моделей и марок (говорят, что их десятки даже сотни). Но откровенно мировых лидеров немного: помимо Schopf, это компании FMC, TLD, Douglas и Goldhofer.

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Новости СМИ2
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники Lux
Малотоннажные вэны