Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Мы приехали на плато Лаго-Наки, чтобы спуститься в Большую Азишскую пещеру

«Если вы попали в чёрную дыру, не сдавайтесь. Выход есть». Это выражение принадлежит британскому физику-теоретику Стивену Уильяму Хокингу, и оно как нельзя лучше подходит к теме нашего сегодняшнего путешествия.
Фото:. И. Братуха

А отправимся мы с вами в регион, который вновь становится популярным среди туристов, в том числе моторизованных – плато Лаго-Наки, что на Западном Кавказе. Мы выбрали маршрут, который ведет нас вглубь скал, в чрево Большой Азишской пещеры.

На Лагонакском нагорье расположено 2019 пещер, и только 2 из них оборудованы для посещения людей: Большая Азишская и «Нежная». На планете Земля мало мест, где на такой маленький периметр собрался бы сгусток пещер.

Местные гиды не без гордости сообщают, что Большая Азишская входит в пятерку самых больших пещер в Европе. Общий объем пещеры – около 11 тыс. куб метров. Длина составляет 690 метров, из которых для осмотра оборудовано 220 метров. Глубина пещеры (от входа до самой низшей точки) — 37 метров, категория сложности 2А. В пещере почти 100% влажность, а скорость роста образований – всего 1 см в 100 лет. Ни зимой, ни летом, ни днем, ни ночью температура воздуха в пещере не меняется – только 6,3 градуса.

Большая Азишская пещера была обнаружена в 1911 году. А свое название получила по причине своего расположения в недрах хребта Азиш-Тау. В древности через этот хребет в сторону Черного моря проходил Шелковый путь. Вход в пещеру расположен на высоте 1520 метров над уровнем моря. Более широкую известность пещера получила в 1987-м, когда была оборудована в качестве экскурсионного объекта.

Живее всех живых, только копоти много

Большая Азишская относится к типу скрытых пещер. Там, где сегодня вход, раньше висели 2 огромных сталактита общим весом 9,5 тонны. Но тонкий слой руды однажды их не выдержал, и они обрушились - так образовалось отверстие. Это было приблизительно в середине XIX века. Уже в XX столетии эти сталактиты были подняты краном и вывезены в Сочи, и сегодня они находится возле кинотеатра «Стерео».

Пещера считается живой. А есть, как вы понимаете, еще и мертвые. Определить, что есть что, по словам гидов, не очень сложно. Если вы зашли в пещеру с одного входа, а вышли с другого, значит, это мертвая пещера. Сквозняк никак не может быть в живой пещере. В мертвых, как правило, очень много света, и они имеют склонность к высыханию.

Войдя в пещеру, обращаешь внимание на то, что кругом много черноты. Но это не естественный для нее цвет, это копоть. Причина – туристы, которые в свое время спускались в пещеру с факелами и разводили костры. К 1978 году было уничтожено около 4000 натечных образований - это приблизительно 50 тонн. Натечные образования – это то самое, что больше всего влечет туристов в карстовые пещеры. Впрочем, как бы человек не обозначал свое «величие», Большая Азишская пещера по-прежнему живет, и она уникальна – здесь насчитывается 1000 сталактитов и 1000 сталагмитов. Для тех, кто запамятовал, напомним: сталактит по-гречески: «растущий по каплям», сталагмит – «растущий навстречу». Есть еще сталагнаты или сталагнатовые колонны – это когда сталактиты и сталагмиты срастаются между собой.

И куда вода уходит?..

Ранее мы писали
Сочи в нашем понимании – это море, солнце и муравейник из отдыхающих. Если мы говорим о летнем сезоне, пожалуй ...
Читать далее

Пещера делится на 3 яруса: верхний, средний, где проводятся экскурсии, и нижний, представляющий собой длинную галерею, чередующуюся с гротами, и заканчивающуюся вертикальным (высотой 6 метров, диаметр – около 2,5 метра) карстовым колодцем.

По обустроенным дорожкам туристов водят по 5 залам, каждый из которых имеет свое символическое название. Входной зал - «Холл гостиная», к нему ведет крутой спуск по железной лестнице от входа. Выход также по лестнице, только по соседней. Второй зал называется «Богатырский». Он впечатляет своими размерами, поскольку под его сводами могут вместить 3 человеческих роста.

Третий зал – «Коронный». Здешние образования похожи на перевернутый венец короны. Внизу пробегает речушка. Еще недавно она была безымянная, но теперь называется Лозовушка – в честь преподавателя Кубанского государственного университета С. П. Лозового. Температура ее воды неизменна - 5,5 градуса. Местные гиды говорят, что выход карстовым водам найти не могут многие десятилетия, и это главная загадка большой Азишской пещеры. Даже воду как-то подкрашивали, но тайна и по сей день не раскрыта.

В четвертом по счету зале, именуемом «Фантазия», останавливаются, как правило, из-за двух сталагнатов. Это самые старые образования в пещере, и они чудесны. Когда-то спелеологи нашли здесь пещерный жемчуг. По своему строению и минеральному составу он очень близок настоящему жемчугу.

Наконец, последний – «Венчальный». Сюда нередко приезжают молодожены ради красочной фотосессии. Здесь белый известняк встречается с доломитами, и здесь можно встретить всех разных представителей фауны - бабочек, жучков-паучков и пр.
Каждый из пяти залов наполнен своей уникальной экспозицией. Если посветить по стенам и потолку фонариком, можно разглядеть «Каменные водопады», Крылья ангела», «Апостолов», «Будду», «Указующий перст», «Пальму желаний», «Лягушку» и пр. Главное, проявить немного фантазии. Ну и, куда же без легенд: если, например, встать под огромный сталактит «Дамоклов меч», то «оружие возмездия» сразу же обрушится на грешника.

Как добраться на автомобиле?

Ранее мы писали
Сколько раз транзитом пролетал по М-4 пос. Горячий Ключ и только сейчас сделал осознанную остановку. Захотелось ...
Читать далее

Заблудиться в Большой Азишской пещере непросто, поскольку все залы расположены друг за другом, а их соединяет освещенная дорожка с лестницами. Фотографировать разрешается, правда, просят это делать по пути назад, дабы не прослушать то, что вам рассказывают.

Совсем скоро, в июле-августе стартуют пешие маршруты для детей. Их организованно водят к морю через горы. Говорят, что это очень увлекательно и при этом не так далеко, как может показаться на первый взгляд. Так, например, до Дагомыса напрямик всего 78 км, до Красной Поляны – 92 км. Если же ехать до Поляны на машине, придется сделать крюк длиной в 400 км, не меньше.

Добраться до Большой Азишской пещеры своим ходом просто. Объект расположен на границе Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгеи. От Майкопа ехать примерно 72 км, на это уйдет чуть больше часа. Необходимо двигаться по дороге Р254 до ст. Даховская, далее продолжить путь по дороге 03К-577. Там будет указатель. У входа в пещеру есть небольшая парковка. В навигатор, если что, можно вбить координаты: 44.1217944 северной широты и 40.0284944 восточной долготы.

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Кабриолеты и родстеры
Спортивные внедорожники
Малотоннажные вэны