Мы съездили на Беломорканал и узнали, откуда появилось слово «зек»

  • 15341
  • 0
Курите вы или нет – ваша личная прихоть/трагедия. Но уверен: любой человек в этой стране знает папиросы «Беломорканал», в простонародье - просто «Беломор». Это самые массовые папиросы эпохи СССР. И, как нетрудно догадаться, названы они в честь Беломорско-Балтийского канала.
^
В рамках автопробега «Skoda Следопыт», организованного Группой официальных дилеров «Авто Премиум», мы побывали на этом самом канале и готовы поделиться увиденным, пересказать услышанное.
 
Skoda
Санкт-Петербург, ул. Хасанская, 5
Беломорско-Балтийский канал соединяет Онежское озеро и Белое море, то есть протянулся с юга на север. Построен за рекордные сроки – всего за 20 месяцев (открытие – 2 августа 1933 года). В условиях Севера это не просто быстро, а очень быстро. Особенно если учесть, что в здешних краях полгода царит зима. Длина канала – 227 км, на нем 19 шлюзов, около 100 конструкций, помогающих работе канала. Уникальность проекта в том, что на канале нет гидронасосов - вода переливается самотеком из одной камеры в другую, как бы с верхних этажей в нижние.
 
Своеобразной точкой отсчета можно считать город Медвежьегорск (в 30-е годы – поселок Медвежья Гора), где, собственно говоря, находилось все управление проекта. Здесь же расположена так называемая Повенчанская лестница – 10 км по земле с подъемами наверх. В общем и целом, канал поднимается на 68 метров. С 1 по 7 шлюз поднимается до перевала, 7 и 8 шлюз – это сам перевал, то есть верхняя точка канала, а потом спуск к Белому морю, и так вплоть до 19 шлюза. Канал - полностью искусственное сооружение, здесь всегда шумел лес. На зиму канал воду сбрасывает. Весной «ванны» наполняются, и получается, что с мая по октябрь – пора  судоходства.
 
 
Ранее мы писали
1,8-литровый TSI – та самая золотая середина, которая привлекает львиную долю покупателей добротного бизнес-лифтбека ...
Читать далее
Изначальный принцип строительства канала сводился к двум основным требованиям: быстро и дешево. Бесплатной рабочей силы было в избытке. Речь идет преимущественно о политических заключенных, «врагах народа» и рядовых рабочих. Жили они, как правило, в антисанитарных условиях, без надлежащего медицинского сопровождения и впроголодь. Бараки были либо плохо отапливаемыми, либо вовсе не отапливаемыми. Там, где стояли печки-«буржуйки», располагались урки. Они привлекались органами НКВД на строительство преимущественно для того, чтобы помогать следить за порядком на работах. Мало кто знает, но именно на Беломорканале родилось знаменитое словечко «зек» («зэка»). Это ничто иное, как «заключенный каналоармеец».
 
Труд был рабский, сложный. Зимой темп строительства и вовсе был низкий, потому как темнело рано. В этой связи инженерная группа постоянно требовала больше людей, чтобы успевать за утвержденным графиком. Летом свой ад - белые ночи. Трудились, трудно даже представить, по 14-16 часов. Официально же, вроде как, все гуманно: 7-часовой рабочий день у женщин и 8-часовой у мужчин. Понятно, что все это не выдерживалось. Потому и сдали сверхсложный объект на полторы недели раньше. Работали по принципу общественно-полезного труда. То есть «враги народа» якобы перевоспитывались трудом и политзанятиями; даже спецотдел пришлось учредить под это «благое» дело.
 
Строительные материалы - лес, песок и камень - были местные. Это также удешевляло строительство канала. Изначально он был деревянным: полы, шлюзовые конструкции, ворота. Последние поначалу открывались вручную. В 1970-х на канал пришла реконструкция: провели электричество, оборудовали механизмами, деревянные стенки и пол поменяли на бетонные, деревянные ворота стали металлическими, механизмы - автоматическими.
 
 
В Повенце, на берегу Беломорско-Балтийского канала возвышается Никольский храм. Он не старинный, первую службу тут провели в 2003 году. Зато особенный. Массивное, трапециевидное основание из бетона совершенно не вяжется с привычной архитектурой православных храмов. Оно скорее напоминает оборонительную башню с небольшими окнами-бойницами, а серый бетон, из которого выполнено основание храма, кажется продолжением таких же серых и мрачных стен канала. Небольшая деревянная звонница своим видом напоминает сторожевую вышку лагеря. Никольский храм построен в память о погибших на строительстве канала узниках ГУЛАГа. Какой ценой был построен канал доподлинно не известно, но историки называют цифры от 50 до 200 тысяч человек, погибших в ходе великой стройки. Храм святителя Николая строили на деньги благотворителей. Среди узников ГУЛАГа было много выходцев из Ленинграда.
Посмотреть на трудовое достижение советского народа приплыл сам вождь. Правда, Сталин ни разу не вышел на берег, когда проплывал по каналу. Его с суши приветствовали НКВДшные работники, всех строителей убрали от греха подальше. Даже жители поселков, расположенных вдоль каждого шлюза, - и те закрыли шторки своих окон. Генрих Ягода лично отчитался вождю о выполненной работе, что ответил Сталин, не известно. Вообще, на канале в то время побывало очень много партийных «шишек», включая С.М. Кирова и А. И. Микояна. Недаром и по сей день в центре Медвежьегорска стоит памятник Сергею Мироновичу…
 
На севере канала есть шлюзы, которые вручную пробиты в скале, поскольку взрывчатки практически не было. Воду в канал собирают от рек и озер, которые находятся поблизости. А их тут в достатке – известно, что в Карелии ни мало ни много 60 000 рек и озер. Все они были как бы повернуты на работу канала. Главным вопросом стоял следующий: как поднять на такую высоту судно? Была придумана система 2-камерных шлюзовых сооружений – они преимущественно в нижней части канала. То бишь нижние ворота шлюза на 4 метра ниже верхних ворот. На каждом шлюзе сидит один оператор, который и управляет всем хозяйством. От Повенецкой губы Онежского озера начинается отметка подъема. Первый шлюз поднят на 8 метров, второй – уже на 16 метров. Третий шлюз – плюс еще 8 метров и так далее.
 
Пассажирское судно проходит через все 19 шлюзов что-то около одних суток. В годы СССР через канал ежесуточно проходило по 24-26 судна, сегодня в неделю лишь 6-10 ед. Водные объемы – это не только накопители воды, но и место для расхождения судов. По каналу курсируют пассажирские суда, следующие на Соловки. Из грузов перевозят преимущественно лес, камень, бумагу и топливо. Глубина фарватера – 5-6 метров, свободно проходят суда класса «река-море». Обязательно есть лоцман, который ведет по каналу, ибо все плотно и тяжело. Камера заполняется водой за 12 минут. Нынешняя экономическая целесообразность канала под большим вопросом, но это, как ни крути, стратегический объект, поэтому его содержат и охраняют. 
 
 
Ранее мы писали
Сто раз проезжал мимо этой вывески и, как это часто бывает, никакого дела до нее не было. Но вот однажды волею ...
Читать далее
Важный момент - экология. Если сегодня, не приведи Господь, что-то произойдет, не миновать серьезной катастрофы, ибо по берегам канала живут люди. За 85 лет существования канала урегулировалась система водной артерии, посему вносить какие-либо коррективы в проект не имеет смысла, опасно для природы.
 
После ввода канала в эксплуатацию рабочих осталось очень много, встал вопрос об их дальнейшей судьбе. Часть отправилась строить канал «Москва» и другие подобные объекты. Другая часть рабочих осталась дообустраивать Беломорканал. Сталин предоставил некоторым амнистию, но люди не очень-то ему верили и потому не решались уезжать домой. В Медвежьегорское построили большой проектный институт, в нем трудились инженеры, которых также нельзя было далеко отпускать – как-никак бесплатная рабочая сила, умы… Эти светлые головы позже создавали проекты будущих фабрик, заводов, колхозов и даже городов вблизи канала и по всей Карелии. Кто-то попал под расстрел, иные отправились доматывать свой срок…  
 
Ранее мы писали
Я не могу сказать, «сколько томов инкварто займет речь адвоката из Темпель-Буи», зато с уверенностью заявляю ...
Читать далее
Во время войны на здешней территории располагались финские оккупационные войска. Канал служил нейтральной полосой. Чтобы финны не смогли воспользоваться каналом, были взорваны некоторые шлюзы Повенчанской лестницы; тогда-то и произошла катастрофа – полностью залило пос. Повенец (зима 1941-1942 г.г.). Весной вода растаяла и ушла сама собой. А вслед за ней (23 июня 1944 года) Медвежьегорск был освобожден от захватчиков, финны ушли восвояси (они, кстати, хотели вернуть себе Приладожье, а здешние территории им были совсем не интересны).
 
Отгремела война, и встал вопрос восстановления шлюзов. Кого, думаете, привлекли на работы? Так точно – все тех же политзаключенных. «За Родину, за Сталина!», и через год канал восстановили. В мае 1946 года по нему пошла вода и первые суда. С того времени канал ни разу не останавливался. Даже когда было жарко, и уровень воды падал до 1 метра. Сегодня судоходство на Беломорско-Балтийском канале осуществляется с мая по октябрь. Ходят даже на парусах…
 
Выражаем благодарность директору Медвежьегорского районного музея С. И. Колтырину
По собственной информации 110km.ru
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
АвтоМаш | отзывы
Не могу ничего плохого сказать об этом автосалоне. Цены тут обычные, есть определённые акции и скидки. Машину я тут выбрал очень хорошую, по гарантии не обращался ни разу, только регулярное ТО и всё, даже удивительно, что ГАЗ выпускает такую продукцию.
slepov
Авалюкс Красная Сосна | отзывы
на моей машинке что начал шалить МКПП. повез в сервис от греха подальше, чтоб сами посмотрели и починили. через 2 дня машину уже ехал забирать. все починили. сейчас езжу без жалоб. спасибо мастерам за это!!!
Даниил
Центральный Lifan | отзывы
Автосалон смог порадовать меня по многочисленным причинам и в самую же первую очередь он меня порадовал за счёт невысоких расценок за машины. Мне также ещё подошло и то, что в данном автосалоне все очень даже хорошо с обслуживанием. Покупка автомобиля не отряда у меня много времени и я очень благодарен ...
Антон
Все обсуждения автомобилей
Нужно ли заменить транспортный налог (от мощности) - экологическим (от выбросов)?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Купе спортивные
Класс Спортивные внедорожники
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Мы съездили на Беломорканал и узнали, откуда появилось слово «зек»
В рамках автопробега «Skoda Следопыт», организованного Группой официальных дилеров «Авто Премиум», мы побывали на этом самом канале и готовы поделиться увиденным, пересказать услышанное. {{guide_241251}} Беломорско-Балтийский канал соединяет Онежское озеро и Белое море, то есть протянулся с юга на север. Построен за рекордные сроки – всего за 20 месяцев (открытие – 2 августа 1933 года). В условиях Севера это не просто быстро, а очень быстро. Особенно если учесть, что в здешних краях полгода царит зима. Длина канала – 227 км, на нем 19 шлюзов, около 100 конструкций, помогающих работе канала. Уникальность проекта в том, что на канале нет гидронасосов - вода переливается самотеком из одной камеры в другую, как бы с верхних этажей в нижние.  Своеобразной точкой отсчета можно считать город Медвежьегорск (в 30-е годы – поселок Медвежья Гора), где, собственно говоря, находилось все управление проекта. Здесь же расположена так называемая Повенчанская лестница – 10 км по земле с подъемами наверх. В общем и целом, канал поднимается на 68 метров. С 1 по 7 шлюз поднимается до перевала, 7 и 8 шлюз – это сам перевал, то есть верхняя точка канала, а потом спуск к Белому морю, и так вплоть до 19 шлюза. Канал - полностью искусственное сооружение, здесь всегда шумел лес. На зиму канал воду сбрасывает. Весной «ванны» наполняются, и получается, что с мая по октябрь – пора  судоходства.  {{gallery_1282}}  {{material_124613}} Изначальный принцип строительства канала сводился к двум основным требованиям: быстро и дешево. Бесплатной рабочей силы было в избытке. Речь идет преимущественно о политических заключенных, «врагах народа» и рядовых рабочих. Жили они, как правило, в антисанитарных условиях, без надлежащего медицинского сопровождения и впроголодь. Бараки были либо плохо отапливаемыми, либо вовсе не отапливаемыми. Там, где стояли печки-«буржуйки», располагались урки. Они привлекались органами НКВД на строительство преимущественно для того, чтобы помогать следить за порядком на работах. Мало кто знает, но именно на Беломорканале родилось знаменитое словечко «зек» («зэка»). Это ничто иное, как «заключенный каналоармеец».  Труд был рабский, сложный. Зимой темп строительства и вовсе был низкий, потому как темнело рано. В этой связи инженерная группа постоянно требовала больше людей, чтобы успевать за утвержденным графиком. Летом свой ад - белые ночи. Трудились, трудно даже представить, по 14-16 часов. Официально же, вроде как, все гуманно: 7-часовой рабочий день у женщин и 8-часовой у мужчин. Понятно, что все это не выдерживалось. Потому и сдали сверхсложный объект на полторы недели раньше. Работали по принципу общественно-полезного труда. То есть «враги народа» якобы перевоспитывались трудом и политзанятиями; даже спецотдел пришлось учредить под это «благое» дело. Строительные материалы - лес, песок и камень - были местные. Это также удешевляло строительство канала. Изначально он был деревянным: полы, шлюзовые конструкции, ворота. Последние поначалу открывались вручную. В 1970-х на канал пришла реконструкция: провели электричество, оборудовали механизмами, деревянные стенки и пол поменяли на бетонные, деревянные ворота стали металлическими, механизмы - автоматическими.  {{gallery_1280}} {{photo_text_151}} Посмотреть на трудовое достижение советского народа приплыл сам вождь. Правда, Сталин ни разу не вышел на берег, когда проплывал по каналу. Его с суши приветствовали НКВДшные работники, всех строителей убрали от греха подальше. Даже жители поселков, расположенных вдоль каждого шлюза, - и те закрыли шторки своих окон. Генрих Ягода лично отчитался вождю о выполненной работе, что ответил Сталин, не известно. Вообще, на канале в то время побывало очень много партийных «шишек», включая С.М. Кирова и А. И. Микояна. Недаром и по сей день в центре Медвежьегорска стоит памятник Сергею Мироновичу… На севере канала есть шлюзы, которые вручную пробиты в скале, поскольку взрывчатки практически не было. Воду в канал собирают от рек и озер, которые находятся поблизости. А их тут в достатке – известно, что в Карелии ни мало ни много 60 000 рек и озер. Все они были как бы повернуты на работу канала. Главным вопросом стоял следующий: как поднять на такую высоту судно? Была придумана система 2-камерных шлюзовых сооружений – они преимущественно в нижней части канала. То бишь нижние ворота шлюза на 4 метра ниже верхних ворот. На каждом шлюзе сидит один оператор, который и управляет всем хозяйством. От Повенецкой губы Онежского озера начинается отметка подъема. Первый шлюз поднят на 8 метров, второй – уже на 16 метров. Третий шлюз – плюс еще 8 метров и так далее.  Пассажирское судно проходит через все 19 шлюзов что-то около одних суток. В годы СССР через канал ежесуточно проходило по 24-26 судна, сегодня в неделю лишь 6-10 ед. Водные объемы – это не только накопители воды, но и место для расхождения судов. По каналу курсируют пассажирские суда, следующие на Соловки. Из грузов перевозят преимущественно лес, камень, бумагу и топливо. Глубина фарватера – 5-6 метров, свободно проходят суда класса «река-море». Обязательно есть лоцман, который ведет по каналу, ибо все плотно и тяжело. Камера заполняется водой за 12 минут. Нынешняя экономическая целесообразность канала под большим вопросом, но это, как ни крути, стратегический объект, поэтому его содержат и охраняют.   {{gallery_1281}}  {{material_124409}} Важный момент - экология. Если сегодня, не приведи Господь, что-то произойдет, не миновать серьезной катастрофы, ибо по берегам канала живут люди. За 85 лет существования канала урегулировалась система водной артерии, посему вносить какие-либо коррективы в проект не имеет смысла, опасно для природы.  После ввода канала в эксплуатацию рабочих осталось очень много, встал вопрос об их дальнейшей судьбе. Часть отправилась строить канал «Москва» и другие подобные объекты. Другая часть рабочих осталась дообустраивать Беломорканал. Сталин предоставил некоторым амнистию, но люди не очень-то ему верили и потому не решались уезжать домой. В Медвежьегорское построили большой проектный институт, в нем трудились инженеры, которых также нельзя было далеко отпускать – как-никак бесплатная рабочая сила, умы… Эти светлые головы позже создавали проекты будущих фабрик, заводов, колхозов и даже городов вблизи канала и по всей Карелии. Кто-то попал под расстрел, иные отправились доматывать свой срок…    {{material_124238}} Во время войны на здешней территории располагались финские оккупационные войска. Канал служил нейтральной полосой. Чтобы финны не смогли воспользоваться каналом, были взорваны некоторые шлюзы Повенчанской лестницы; тогда-то и произошла катастрофа – полностью залило пос. Повенец (зима 1941-1942 г.г.). Весной вода растаяла и ушла сама собой. А вслед за ней (23 июня 1944 года) Медвежьегорск был освобожден от захватчиков, финны ушли восвояси (они, кстати, хотели вернуть себе Приладожье, а здешние территории им были совсем не интересны). Отгремела война, и встал вопрос восстановления шлюзов. Кого, думаете, привлекли на работы? Так точно – все тех же политзаключенных. «За Родину, за Сталина!», и через год канал восстановили. В мае 1946 года по нему пошла вода и первые суда. С того времени канал ни разу не останавливался. Даже когда было жарко, и уровень воды падал до 1 метра. Сегодня судоходство на Беломорско-Балтийском канале осуществляется с мая по октябрь. Ходят даже на парусах… Выражаем благодарность директору Медвежьегорского районного музея С. И. Колтырину
2018-10-10
Автор: Иван Братуха Фото автора и Интернет