Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
28 января 2022, 07:25

На что была способна легендарная ИСУ-152: от Великой Отечественной до Чернобыля

В 1943 году у советской армии появилась новая самоходная артиллерийская установка. Она обладала орудием с внушительным калибром: целых 152 миллиметра и хорошей бронёй. Но обо всём по порядку.
ISU-152

Острая нужда

Ещё с 1941 года у советской армии была потребность в мощном и мобильном средстве огневой поддержки, которое могло бы использоваться совместно с танками или пехотой. В некоторой мере таким средством мог считаться танк КВ-2 со 152-миллиметровой гаубицей М-10. Но эти машины обладали определёнными недостатками, в частности, плохой проходимостью. Были и проблемы с надёжностью. В основном, все эти минусы обуславливались большой массой. Кроме того, произведено КВ-2 было не так много. В общем, становилось ясно, что необходимо создать что-то новое, лишённое недостатков КВ-2 и предназначенное для решения конкретных задач, то есть, именно для поддержки.

Логичное решение

Решения предлагались разные, но в конце концов конструкторы пришли к логичному выводу: делать нужно не тяжёлый танк, а самоходную артиллерийскую установку с неподвижной рубкой. Это позволило бы использовать крупнокалиберное орудие без каких-то технических сложностей и сохранить приемлемую массу машины. Дальше варианты были разные. Кто-то предлагал поставить в новую САУ 203-миллиметровое орудие, но такая установка оказалась бы перегруженной. В итоге остановились на том же калибре, что и у орудия КВ-2: 152 мм.

Плодом всех этих изысканий стала установка СУ-152, оснащённая гаубицей-пушкой МЛ-20. Базу использовали уже готовую: от танка КВ-1с, представлявшего собой облегчённую версию КВ-1. Появилась новая артустановка в 1943 году.

Отличная машина, но…

Машина оказалась удачной и универсальной. Напомним, что главной целью было создать САУ поддержки, способную эффективно бороться с укреплениями противника. На практике же СУ-152 могла применяться и как истребитель танков, хотя и с некоторыми (весьма серьёзными) оговорками. Недостатки у СУ-152 имелись, но в целом это была отличная самоходка. Только вот КВ-1с производить вскоре перестали. На вооружение были приняты новые тяжёлые танки – легендарные ИС. При этом, нужда в мощных артиллерийских системах никуда не делась.

Добавим букву «И»

И снова было принято простое и логичное решение: установить рубку и то же орудие на базу теперь уже от танка ИС. Полученную САУ назвали «ИСУ-152», слив в одну аббревиатуры «ИС» и «СУ». В дальнейшем в процессе производства ИСУ-152 подвергались некоторым доработкам.

Броня и орудие

Бронирование корпуса ИСУ было слабее, чем у танка ИС: 60 – 90 миллиметров во лбу, 75 – 90 по бортам, 60 в корме. Лоб рубки получил броню 90 мм, маска орудия – 100. Весила САУ 46 тонн.

Орудие самохода, как уже говорилось, представляло собой 152-миллиметровую пушку-гаубицу МЛ-20: вероятно, лучшую в своём классе. Сами по себе МЛ-20 применялись во множестве вооружённых конфликтов вплоть до конца XX века и зарекомендовали себя отлично. Был и пулемёт: ДШК калибра 12,7.

Двигатель использовался дизельный, мощностью 520 л.с. Скорость по шоссе достигала 40 км/ч.

Превосходно!

В качестве тяжёлых штурмовых орудий ИСУ-152 показали себя превосходно. Крупнокалиберные осколочно-фугасные снаряды были крайне эффективными как против живой силы, так и против различных укреплений. При этом, броня часто позволяла ИСУ подходить к цели на расстояние выстрела прямой наводкой.

Могла ИСУ-152 бороться и с танками, в том числе, с «Тиграми», и другими САУ. За способность уничтожать немецких «зверей» – «Тигры» и «Пантеры» – советские солдаты прозвали ИСУ-152 «Зверобоем». Выстрел её бронебойного снаряда могли выдержать только лбы самых бронированных машин вроде «Фердинандов» и «Ягдтигров». Калибр позволял использовать против бронетехники и осколочно-фугасные снаряды, которые разрушали вооружение и различные узлы, а при попадании в средний танк могли даже сорвать с него башню. Конечно, низкая (3 – 4 выстрела в минуту) скорострельность ограничивала применение ИСУ как истребителя танков, хотя частично эта проблема решалась маскировкой групп самоходок и быстрым перемещением после выстрелов. Изредка бывали и случаи использования ИСУ-152 в качестве самоходной гаубицы при стрельбе с закрытых позиций. Но для этого ИСУ была приспособлена плохо. Угол возвышения её орудия равнялся 20 градусам, что для таких задач явно недостаточно.

Из недостатков САУ можно отметить маленький – всего 21 снаряд – боекомплект. Топливные баки ИСУ вследствие компактной компоновки пришлось разместить в боевом отделении, из-за чего в случае воспламенения топлива экипаж мог сгореть (хотя из-за установки дизеля вероятность пожара была меньше, чем на машинах с бензиновыми движками). 

Ранее мы писали
В 1942-1943 годах становилось очевидным, что дела на Восточном фронте у Третьего Рейха идут совсем не так ...
Читать далее

В целом ИСУ-152 оценивается очень высоко. Прямых аналогов у неё не было. Немецкий «Ягдтигр» являлся именно истребителем танков, он имел гораздо лучшую броню и более подходящее для борьбы с танками орудие, но его возможности как штурмового орудия были ограничены, кроме того, он был значительно тяжелее по массе.

Долгая служба и задание в Припяти

В СССР отдельные экземпляры модернизированных ИСУ-152 прослужили аж до начала восьмидесятых. Причём несколько таких машин использовалось при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – в качестве тягачей и тракторов. Для войны они уже устарели, а на складах имелись, вот и отправили их на последнее задание.

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники