Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

На «Улицу Жизни» выкатили технику блокадного Ленинграда

  • 14610
  • 2
  • 0
 
В честь празднования 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в городе на Неве реализован краткосрочный, но очень познавательный культурный проект под названием «Улица Жизни».

Под открытым небом, в интерактивном выставочном пространстве, воссоздающим атмосферу Ленинграда 1941-1944 г.г., задействованы Манежная площадь и Итальянская улица. Их история неразрывно связана с суровыми днями блокады. Именно здесь в военные годы работали Ленинградское радио, Филармония, театры и другие учреждения культуры, помогая людям сохранять веру, выживать и бороться в осажденном городе.

Ранее мы писали
Валдай для многих ассоциируется с Национальным парком, Иверским мужским монастырем, Дачей Сталина и музеем ...
Читать далее
В основе памятной экспозии - противотанковые ежи, маскировочные сетки и другие приспособления, документы и фотографии времен блокады, есть даже мемориал «Стена памяти» с артефактами из домашних архивов петербуржцев. Но наибольший интерес представляют, конечно же, грузовики, легковые автомобили и все, что связано с техникой.

Трамвайный вагон типа МС-2

В декабре 1941-го по причине нехватки электроэнергии и топлива остановился весь городской транспорт. Замерзшие трамваи стали одним из символов блокадного Ленинграда. Иногда в них было можно увидеть «пассажиров» - ослабевших от холода и голода людей, которые заглянули спрятаться от ветра или передохнуть. 

Три с половиной месяца ленинградцы передвигались по городу пешком. Вражеская пропаганда вещала: «Ленинград – вымерший город. Здесь не осталось ни одного жителя». Но именно трамваи стали первым вестником для горожан, что их любимый город не погиб и выстоял. Чтобы возобновить трамвайное движение, было сделано многое. 8 марта 1942 года по улицам по улицам поехали грузовые вагоны. С их помощью удалось очистить город от мусора, снега и нечистот.

Через месяц с небольшим (15 апреля 1942-го) в угрюмую блокадную тишину, прерываемую лишь грохотом от разрывавшихся снарядов, массово ворвались живые и радостные звуки – перестук колес. Трамваи вновь стали развозить людей, первыми ожили маршруты 3,7, 9, 10 и 12. Поэт Николай Тихонов писал: «Весну 1942 года в Ленинград принесли не ласточки, а трамваи».

Надо сказать, что производством металлических трамвайных вагонов в период с 1927 по 1933 г.г. занимался завод «Красный Путиловец». Это были разработки инженеров Беляйкова В.В. и  Кондратьева И.И. В процессе производства техника модернизировалась – основных модификаций было четыре: МС-1, МС-2, МС-3 и МС-4. Вместимость вагона – 84 человека, из них сидячих мест – 24. Удивительно, но некоторые экземпляры успешно проработали до 1 мая 1968 года.

ГАЗ-67

Удовлетворял потребности Красной армии в легком вездеходе. Использовался как командирский и разведывательный транспорт. При необходимости выполнял роль тягача для противотанковых орудий. Между собой военные называли ГАЗ-67 «козликом». Оснащался 3,2-литрвоым мотором мощностью 54 л.с. Этого еле-еле хватало, чтобы развить максимальные 90 км/ч.

Ранее мы писали
Какими бы навороченными и крутыми не казались нам современные автомобили, заприметив случайно откровенный ...
Читать далее
Грузоподъемность «67-го» составляла 500 кг, однако миллион примеров, когда автомобиль тянул за собой артиллерийские системы или прицепы весом до 1,2 тонны. До конца Великой Отечественной было изготовлено 5250 ед.

ГАЗ-М-1

Первые опытные образцы «эмки» появились в феврале 1935-го, а в 1936-м он сменил собой в производстве ГАЗ-АА. С марта по конец декабря заводчане собрали 2524 автомобиля. Буква «М» в индексе появилась оттого, что завод стал носить имя тогдашнего главы Правительства СССР В.М. Молотова (и так было до начала 60-х).

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (изначально с деревянным боковым брусом крыши и дермантиновой обтяжкой). Длина автомобиля – 4,62 метра, масса – 1370 кг, запас топлива – 60 литров, расход – 14,5 л/100 км. 

За годы производства ГАЗ-М-1 неоднократно видоизменялся. Наиболее серьезная модернизация случилась в 1938-м, когда свет увидели опытные образцы с новым 6-цилиндровым рядным мотором ГАЗ-11. С ним автомобиль мог разгоняться до 98 км/ч. В общей сложности было изготовлено 62 888 ед. Интересно, что в свободной продаже ГАЗ-М-1 не было. Его можно было получить в награду за особые заслуги в труде, науке и искусстве.

М-72 и ручной пулемет ДП

Разработка этого тяжелого мотоцикла началась в 1939 году, когда было инициировано массовое перевооружение Красной Армии. М-72 стал копией немецкого BMW R71, который к тому времени хорошо себя зарекомендовал в Вермахте.

Серийно выпускался в период с 1941 по 1960 г.г. на различных производственных площадках СССР и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. Всего выпущено 8500 мотоциклов. Изготавливался как в одиночном варианте, так и с коляской. Классифицировался как «бронетехника», потому как являлся носителем стрелкового оружия.

Пулемет Дегтярева крепился сошками к пластине вертлюга (закрепления пулемета) – это облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. На мотоцикл также монтировались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления вертлюг.

Агитационный ЗИС-8

Ранее мы писали
В самый что не есть «женский» день мы решили опубликовать письмо от пожилой жительницы Валдая, которое пришло ...
Читать далее
Советский городской автобус на длиннобазном шасси ЗИС-11, выпускавшийся в Москве с 1934 по 1936 г.г. За этот период выпущено всего 547 экз. Производство было остановлено в связи с начавшейся реконструкцией завода им. Сталина и переходом на более совершенную модель ЗИС-16.

При столько короткой жизни удалось собрать несколько вариантов автобуса. Причем, этим занимались непосредственно автопарки в целом ряде советских регионов, включая Украину и Грузию. Это производство носило стихийный характер и практически не контролировалось. У большинства предприятий отсутствовала техническая документация и чертежи для производства.

С началом войны подавляющее большинство ЗИС-8 были мобилизованы в армию, оставшиеся же на «гражданке» пришлось законсервировать в парках. Восстановление автобусного хозяйства началось в феврале 1945-го. Последние экземпляры ЗИС-8 были списаны в 1950-1951 г.г.

ГАЗ-АА («полуторка»)

В историю ленинградской блокады вошел как грузовик, перевозивший грузы по знаменитой Дороге жизни. Нередко водители делали облегченные версии машин. К примеру, отключали одну фару, а на вторую ставили заглушку – простую жестянку с узкой горизонтальной прорезью посередине. Цель – светомаскировка в ночное время. На случай, если автомобиль вдруг начнет проваливаться под лед, снимались двери. Это позволяло водителю и пассажиру быстро выскочить из кабины. Теплопотеря от такого переустройства отчасти компенсировалась большим количеством одежды, а иногда – ведром с тлеющим углем на полу. 

ГАЗ-АА (медицинский)

В годы блокады «полуторка» использовалась для перевозки больных. Переделать грузовичок под эти цели было несложно: изготавливался отдельный медмодуль и монтировался на шасси позади кабины подобно грузовому фургону. При этом кузов получался вместительным: можно было транспортировать сразу несколько больных на носилках. В ряде случаев устанавливалось реанимационное оборудование. Особую известность получил так называемый «ленинградский» кузов – с покатой крышей и 3 окнами в каждом борту позади кабины.

В блокадные годы функционировало 8 подстанций скорой помощи, на которых несли свою непростую службу 25 врачей и 352 человека среднего медперсонала. Среди постоянных бомбежек, артобстрела, в условиях холода и голода их работа неизменно оставалась слаженной и оперативной. 

ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович»)

Второй по массовости советский грузовик 1930-1940-х годов. Один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной. Выпускался с 1933 по 1948 г.г. На базе ЗИС-5 разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на поток. Очень ценился в войсках и принимал участие в доставке грузов в осажденный Ленинград.

Несмотря на паспортную грузоподъемность, машину нередко нагружали до 5 тонн, и она свободно ехала в том числе по бездорожью. Тяговые возможности ЗИС-5 впечатляли: низкооборотистая рядная «шестерка» объемом 5,5 литра выдавала 279 Нм при 1000 об/мин. При этом показатель мощности был более чем скромный – всего 73 л.с., а максимальная скорость едва дотягивала до 60 км/ч.

Для производства кабины активно использовались дерево и фанера, крылья гнулись из кровельного железа. В процессе производства демонтировали передние тормоза и правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. После войны «Захар» вновь обрел свое первоначальное оснащение.

На базе ЗИС-5 активно выпускались автобусы, пожарные машины, прожекторные и минометные установки. Наконец, он стал основой легендарного советского оружия – миномета «Катюши». Грузовику было установлено 25 памятников на всей территории Советского Союза.    

Сергей Полунин
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях

Материал про

Комментарии пользователей
Евгений27.01.2019 15:08
Всем Блокадникам и Защитникам Ленинграда Звезду Героя !
василий31.01.2019 12:25
мне 70 лет я был влюблен в зис 5 потому что на нем работал мой дядя он своей машиной уехал на фронт с колхоза прошел всю войну 2 раза опрокидывался от взрывов мин горел не один раз сам выживал и восстанавливал машину после победы вернулся в свое село односельчане встречали дядю андрея с цветами ему предлагали как ветерану машину по новее уже были зис 150 газ 51 он отказывался и когда он ушел на заслуженный отдых его машина долго стояла на складе а я получив права в67 году пришел в колхоз машин не хватало а я хотел работать водителем мне предложили дядину машину я с радостью согласился мотор мне дядя помог подремонтировать я поработал да армии больше в село не вернулся а зис потом поставили на постамент у автоколонны чем я гордился.
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Форум ГАЗ 3110
подскажите, оборвало болты крепления гидроусилителя к двигателю. Как их выкрутить не снимая двигатель
александр
Форум ГАЗ 31105 Волга
Цитата:| Кому: Benedikt В пределах одной тысячи рублей можно подобрать хороший парктроник (придумали тоже слово, - обычные бесконтактные сенсоры для парковки) с четырьмя датчиками. На Газ конечно встанут, но лучше не заниматься самодеятельностью, а поставить в сервисе. Это тоже не дорого. Во всяком ...
Фирст Ластов
Форум ГАЗ 3102 Волга
хочу купить волга3102
Вардан Хачатрян
Все обсуждения автомобилей
Почему Вы не покупаете электромобиль?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники
Класс Среднеразмерные фургоны
Класс Полноразмерные кроссоверы и внедорожники Lux
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
На «Улицу Жизни» выкатили технику блокадного Ленинграда
Под открытым небом, в интерактивном выставочном пространстве, воссоздающим атмосферу Ленинграда 1941-1944 г.г., задействованы Манежная площадь и Итальянская улица. Их история неразрывно связана с суровыми днями блокады. Именно здесь в военные годы работали Ленинградское радио, Филармония, театры и другие учреждения культуры, помогая людям сохранять веру, выживать и бороться в осажденном городе.{{material_123241}} В основе памятной экспозии - противотанковые ежи, маскировочные сетки и другие приспособления, документы и фотографии времен блокады, есть даже мемориал «Стена памяти» с артефактами из домашних архивов петербуржцев. Но наибольший интерес представляют, конечно же, грузовики, легковые автомобили и все, что связано с техникой.Трамвайный вагон типа МС-2В декабре 1941-го по причине нехватки электроэнергии и топлива остановился весь городской транспорт. Замерзшие трамваи стали одним из символов блокадного Ленинграда. Иногда в них было можно увидеть «пассажиров» - ослабевших от холода и голода людей, которые заглянули спрятаться от ветра или передохнуть.  Три с половиной месяца ленинградцы передвигались по городу пешком. Вражеская пропаганда вещала: «Ленинград – вымерший город. Здесь не осталось ни одного жителя». Но именно трамваи стали первым вестником для горожан, что их любимый город не погиб и выстоял. Чтобы возобновить трамвайное движение, было сделано многое. 8 марта 1942 года по улицам по улицам поехали грузовые вагоны. С их помощью удалось очистить город от мусора, снега и нечистот.Через месяц с небольшим (15 апреля 1942-го) в угрюмую блокадную тишину, прерываемую лишь грохотом от разрывавшихся снарядов, массово ворвались живые и радостные звуки – перестук колес. Трамваи вновь стали развозить людей, первыми ожили маршруты 3,7, 9, 10 и 12. Поэт Николай Тихонов писал: «Весну 1942 года в Ленинград принесли не ласточки, а трамваи».{{gallery_1386}} Надо сказать, что производством металлических трамвайных вагонов в период с 1927 по 1933 г.г. занимался завод «Красный Путиловец». Это были разработки инженеров Беляйкова В.В. и  Кондратьева И.И. В процессе производства техника модернизировалась – основных модификаций было четыре: МС-1, МС-2, МС-3 и МС-4. Вместимость вагона – 84 человека, из них сидячих мест – 24. Удивительно, но некоторые экземпляры успешно проработали до 1 мая 1968 года.ГАЗ-67Удовлетворял потребности Красной армии в легком вездеходе. Использовался как командирский и разведывательный транспорт. При необходимости выполнял роль тягача для противотанковых орудий. Между собой военные называли ГАЗ-67 «козликом». Оснащался 3,2-литрвоым мотором мощностью 54 л.с. Этого еле-еле хватало, чтобы развить максимальные 90 км/ч.{{material_121703}} Грузоподъемность «67-го» составляла 500 кг, однако миллион примеров, когда автомобиль тянул за собой артиллерийские системы или прицепы весом до 1,2 тонны. До конца Великой Отечественной было изготовлено 5250 ед.ГАЗ-М-1Первые опытные образцы «эмки» появились в феврале 1935-го, а в 1936-м он сменил собой в производстве ГАЗ-АА. С марта по конец декабря заводчане собрали 2524 автомобиля. Буква «М» в индексе появилась оттого, что завод стал носить имя тогдашнего главы Правительства СССР В.М. Молотова (и так было до начала 60-х). Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (изначально с деревянным боковым брусом крыши и дермантиновой обтяжкой). Длина автомобиля – 4,62 метра, масса – 1370 кг, запас топлива – 60 литров, расход – 14,5 л/100 км.  За годы производства ГАЗ-М-1 неоднократно видоизменялся. Наиболее серьезная модернизация случилась в 1938-м, когда свет увидели опытные образцы с новым 6-цилиндровым рядным мотором ГАЗ-11. С ним автомобиль мог разгоняться до 98 км/ч. В общей сложности было изготовлено 62 888 ед. Интересно, что в свободной продаже ГАЗ-М-1 не было. Его можно было получить в награду за особые заслуги в труде, науке и искусстве. {{gallery_1388}} М-72 и ручной пулемет ДПРазработка этого тяжелого мотоцикла началась в 1939 году, когда было инициировано массовое перевооружение Красной Армии. М-72 стал копией немецкого BMW R71, который к тому времени хорошо себя зарекомендовал в Вермахте. Серийно выпускался в период с 1941 по 1960 г.г. на различных производственных площадках СССР и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. Всего выпущено 8500 мотоциклов. Изготавливался как в одиночном варианте, так и с коляской. Классифицировался как «бронетехника», потому как являлся носителем стрелкового оружия. Пулемет Дегтярева крепился сошками к пластине вертлюга (закрепления пулемета) – это облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. На мотоцикл также монтировались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления вертлюг. Агитационный ЗИС-8{{material_118233}} Советский городской автобус на длиннобазном шасси ЗИС-11, выпускавшийся в Москве с 1934 по 1936 г.г. За этот период выпущено всего 547 экз. Производство было остановлено в связи с начавшейся реконструкцией завода им. Сталина и переходом на более совершенную модель ЗИС-16.При столько короткой жизни удалось собрать несколько вариантов автобуса. Причем, этим занимались непосредственно автопарки в целом ряде советских регионов, включая Украину и Грузию. Это производство носило стихийный характер и практически не контролировалось. У большинства предприятий отсутствовала техническая документация и чертежи для производства. С началом войны подавляющее большинство ЗИС-8 были мобилизованы в армию, оставшиеся же на «гражданке» пришлось законсервировать в парках. Восстановление автобусного хозяйства началось в феврале 1945-го. Последние экземпляры ЗИС-8 были списаны в 1950-1951 г.г.ГАЗ-АА («полуторка»)В историю ленинградской блокады вошел как грузовик, перевозивший грузы по знаменитой Дороге жизни. Нередко водители делали облегченные версии машин. К примеру, отключали одну фару, а на вторую ставили заглушку – простую жестянку с узкой горизонтальной прорезью посередине. Цель – светомаскировка в ночное время. На случай, если автомобиль вдруг начнет проваливаться под лед, снимались двери. Это позволяло водителю и пассажиру быстро выскочить из кабины. Теплопотеря от такого переустройства отчасти компенсировалась большим количеством одежды, а иногда – ведром с тлеющим углем на полу.  ГАЗ-АА (медицинский)В годы блокады «полуторка» использовалась для перевозки больных. Переделать грузовичок под эти цели было несложно: изготавливался отдельный медмодуль и монтировался на шасси позади кабины подобно грузовому фургону. При этом кузов получался вместительным: можно было транспортировать сразу несколько больных на носилках. В ряде случаев устанавливалось реанимационное оборудование. Особую известность получил так называемый «ленинградский» кузов – с покатой крышей и 3 окнами в каждом борту позади кабины.{{gallery_1387}} В блокадные годы функционировало 8 подстанций скорой помощи, на которых несли свою непростую службу 25 врачей и 352 человека среднего медперсонала. Среди постоянных бомбежек, артобстрела, в условиях холода и голода их работа неизменно оставалась слаженной и оперативной.  ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович»)Второй по массовости советский грузовик 1930-1940-х годов. Один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной. Выпускался с 1933 по 1948 г.г. На базе ЗИС-5 разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на поток. Очень ценился в войсках и принимал участие в доставке грузов в осажденный Ленинград. Несмотря на паспортную грузоподъемность, машину нередко нагружали до 5 тонн, и она свободно ехала в том числе по бездорожью. Тяговые возможности ЗИС-5 впечатляли: низкооборотистая рядная «шестерка» объемом 5,5 литра выдавала 279 Нм при 1000 об/мин. При этом показатель мощности был более чем скромный – всего 73 л.с., а максимальная скорость едва дотягивала до 60 км/ч. Для производства кабины активно использовались дерево и фанера, крылья гнулись из кровельного железа. В процессе производства демонтировали передние тормоза и правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. После войны «Захар» вновь обрел свое первоначальное оснащение. На базе ЗИС-5 активно выпускались автобусы, пожарные машины, прожекторные и минометные установки. Наконец, он стал основой легендарного советского оружия – миномета «Катюши». Грузовику было установлено 25 памятников на всей территории Советского Союза.    
2019-01-27
Автор: Сергей Полунин