
Немецкий супертанк Maus - мышонок, не оправдавший надежд Гитлера
Грандиозные амбиции
В 1942 году Гитлер распорядился создать новый танк прорыва с максимально возможной защищённостью. Предполагалось, что боевая машина получит лобовую броню толщиной 200 миллиметров, а вес танка-великана дойдёт до 160 тонн. Работами по созданию боевой машины руководил Фердинанд Порше. После некоторых уточнений проект получил обозначение «Projekt Nr.205». Имя танку придумали весьма ироничное: «Mauschen» («Мышонок»).
Отметим, что в немецком командовании многие весьма скептично отнеслись к самой концепции подобных сверхтяжёлых машин. Но Адольф Гитлер любил всё масштабное и амбициозное. Мнение скептиков фюрера не интересовало.
Рождение «Мыши»
В самом начале 1943 года Гитлеру представили полноразмерный деревянный макет «Мышонка». Фюреру он понравился. В феврале того же года руководство решило обязательно оснастить танк огнемётом. Инженеры от такого внезапного нововведения в восторге не были, но задачу решили. При этом, масса танка возросла на 5,5%, что потребовало доработок ходовой части. 1 мая Гитлер ознакомился с новым макетом. В это же время название решили сократить до «Maus» («Мышь»). Мышонок вырос.
К концу 43-го был готов опытный образец чудо-танка. Он стал плодом совместных усилий нескольких компаний. Так, Krupp делала корпус и башню с орудиями (которых, кстати, было целых два – побольше и поменьше). Daimler-Benz занималась двигателем, Skoda – ходовую часть, Siemens-Schuckert – некоторые элементы трансмиссии, которая была электромеханической. Сборка танка осуществлялась на заводе, принадлежащем Alkett. 23 декабря «Маус» впервые сдвинулся с места. Официально у инженеров ещё не было разрешения на проведение испытаний «Мыши», но, тем не менее, танк погоняли по территории завода. Выяснилось, что для машины таких размеров танк оказался проходимым, маневренным и легко управлялся. Далее Maus отправился на различные испытания, уже «легальные».
Здравый смысл
Сначала планировалось создать партию из десяти таких танков. Но к этому времени у Рейха уже были определённые проблемы, и производственных мощностей не хватало даже для производства «нормального», более необходимого вооружения. Здравый смысл победил, и выпуск десяти «Маусов» отменил лично Гитлер.
Весной 1944-го к «Маусу» вернулись. Был создан второй образец танка и заказано ещё четыре корпуса. В июле заказ снова отменили, а готовые корпуса отправили на металлолом.
Какими были «Мыши»
Орудия танк получил два. Первым стало 128-миллиметровое PaK 44, то же, что у «Ягдтигра». Бронепробиваемость у него была феноменальной. Известен случай, когда оснащённый им «Ягдтигр» пробил лобовую броню танка «Шерман» с расстояния 3,5 километра! Вторая пушка – KwK 40 – была семидесятимиллиметровой. Присутствовал и пулемёт – MG-34 калибром 7,92, а также тот самый огнемёт. Экипаж чудо-танка состоял из шести человек.
Бензиновый двигатель «Мауса» развивал 2 000 «лошадей» и разгонял машину до 25 км/ч. Интересно, что большинство мостов массу великана выдержать бы не смогли, поэтому реки танк должен был преодолевать по дну. Для этого танк герметизировался и подключался кабелями к другому «Маусу». По кабелям подавалось питание и осуществлялось управление.
Оценка возможностей и дальнейшая судьба
Принимать участие в боевых действиях «Маусам» уже не пришлось. В апреле 45-го года к полигону, где они находились, подходила советская армия. Эвакуировать машины было невозможно. Немцы приняли решение взорвать «Маусы». Однако, серьёзные повреждения от взрыва получил только один из них. В дальнейшем из двух взорванных танков собрали один. Он был отправлен в СССР. После испытаний внутреннее оборудование демонтировали, и в конечном итоге «Мышь» попала в бронетанковый музей в Кубинке.
Каким бы танк оказался на деле? Вероятнее всего, весьма бесполезным. Да, такая броня действительно смогла бы выдержать выстрелы практически из всех танковых и противотанковых пушек, имеющихся у союзников. В свою очередь, сам «Маус» имел крайне мощное вооружение, позволяющее ему бороться с любой бронетехникой, а также укреплениями и живой силой. Только вот для гаубичного огня, а также авиации, медленная и громоздкая машина стала бы просто удобной мишенью. Кроме того, не стоит забывать о том, что «Маусы» было весьма проблематично перемещать к месту назначения.
Вероятно, Гитлер мечтал сделать супертанк, который был бы практически неуязвимым. Но на практике создать «бессмертную» боевую машину было невозможно.
«Штурмтигр»: что мы знаем про безумный бомбомёт Гитлера
-
05.07.2025, 06:59
Транспортные музеи Петербурга: где старые автобусы рассказывают сказки, а поезда летают в будущее»
Летние каникулы – время для открытий, и Петербург предлагает юным любителям техники и истории окунуться в мир автомобильных, железнодорожных и трамвайных тайн. В городе работают четыре уникальных музея, где можно не просто посмотреть на старинные машины, но и «примерить» на себя роль машиниста поезда или пассажира ретро-вагона.Читать далее
-
02.07.2025, 15:15
Bentley принцессы Дубая переехал в гараж Надежды Кадышевой
Популярность народной артистки Надежды Кадышевой стремительно растет, а вместе с ней – и ее доходы. Журналисты Telegram-канала Shot выяснили, какие машины стоял в гараже певицы.Читать далее
-
30.06.2025, 11:11
10 лет без GM: что осталось от гигантского завода в Шушарах
30 июня исполняется ровно 10 лет прошло с момента закрытия завода General Motors в Санкт-Петербурге, но его пустующие цеха до сих пор напоминают о несостоявшейся мечте российской автомобильной индустрии. Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
05.07.2025, 06:59
Транспортные музеи Петербурга: где старые автобусы рассказывают сказки, а поезда летают в будущее»
Летние каникулы – время для открытий, и Петербург предлагает юным любителям техники и истории окунуться в мир автомобильных, железнодорожных и трамвайных тайн. В городе работают четыре уникальных музея, где можно не просто посмотреть на старинные машины, но и «примерить» на себя роль машиниста поезда или пассажира ретро-вагона.Читать далее
-
02.07.2025, 15:15
Bentley принцессы Дубая переехал в гараж Надежды Кадышевой
Популярность народной артистки Надежды Кадышевой стремительно растет, а вместе с ней – и ее доходы. Журналисты Telegram-канала Shot выяснили, какие машины стоял в гараже певицы.Читать далее
-
30.06.2025, 11:11
10 лет без GM: что осталось от гигантского завода в Шушарах
30 июня исполняется ровно 10 лет прошло с момента закрытия завода General Motors в Санкт-Петербурге, но его пустующие цеха до сих пор напоминают о несостоявшейся мечте российской автомобильной индустрии. Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее