Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Ностальгирующий Вильнюс

  • 5864
  • 0
Коротать дни за сытным столом и смотреть мутным глазом в окно, - таков удел большинства россиян, которым правительство подготовило праздничную жвачку. Ничего не делать – это по-нашему. Но лень поборола далеко не всех соотечественников, и наиболее активные граждане использовали каникулы для путешествий. А вместе с ними – и корреспондент 110km.ru.

Улицы литовской столицы встретили нас обилием снега и снежных барханов. Тут же подумалось: когда у соседа проблемы, свои воспринимаются не столь остро. «Да, дороги у нас хоть и ровные, но убираются от снега неважно», - с приятным прибалтийским акцентом посетовала девушка по имени Ева, встретившая гостей из не менее заснеженного Петербурга на ж/д вокзале. Пробраться со ступеней банхофа до ее Mercedes, припаркованного в каких-то пяти десятках шагов, было непросто – ноги то и дело вязли в грязной каше, изрядно сдобренной солевым раствором. То, что соль применяется и в Прибалтике, мы поняли уже вечером, нагулявшись по городу. Сапоги в момент покрылись белыми разводами, избавиться от которых оказалось непросто.

Снега на улицах Вильнюса оказалось в избытке

Заснеженные улицы Вильнюса запружены транспортом, много аварий. Вот и 6-летняя серебристая «Ешка» Евы за день до нашего визита попала в ДТП. Попутчица заметила, что ехала небыстро, но тормозного пути чутка не хватило… Таких, как она, на сегодняшних улицах города достаточно.

Башня Гедиминаса - главная достопримечательность Вильнюса

Хозяин одного из вильнюсских ресторанчиков, проявивших желание поговорить с российскими посетителями, заметил по поводу уборки улиц следующее: «В городской казне денег на подобные цели нет, снежные зимы для Литвы – редкость, автопарк спецтехники маленький, поэтому люди относятся к проблеме с пониманием. Хотя и ругают чиновников».

Сотрудники местных магазинчиков берут лопаты в руки и разгребают завалы в режиме ручной уборки. Метр-полтора разбросанного снега от ступеней своего заведения – и все, далее уже территория соседа. Пусть он и заботится о ней. Сосулек на крышах домов полно, их сбивают, правда, не столь диким образом, как в СПб. Окна первых этажей, балконы, витрины магазинов закрываются специальными щитами. На кране-телескопе рабочего поднимают к «хрустальному царству», и тот аккуратно, можно сказать, целенаправленно сбивает ледяные «шпаги».

Костел св. Терезы

Припарковаться у дорожной обочины в утопающем от снега Вильнюсе сегодня непросто. А платные парковки особым спросом не пользуются. Во-первых, заехать туда можно разве что на внедорожнике, во-вторых, для большинства местных водителей это накладно. Цена часового простоя на муниципальной парковке составляет, в среднем, 2 лита. В пересчете на нашу валюту – порядка 25 рублей. Нам смешно, а литовцам не до юмора. Нынешняя жизнь в этой стране, которую во времена СССР все мы сравнивали с цивилизованной Европой, далека от идеала. Прежде всего, по экономическим причинам.

Муниципальная парковка - 2 лита в час

Вот пара житейских примеров. Средняя величина зарплаты в Литве, опять-таки в перерасчете на наши деньги, составляет 15-16 тыс. рублей. Прожиточный минимум – 800 литов (умножаем примерно на 12, получаем рублевый эквивалент), а цена аренды небольшой 1-комнатной квартиры в Вильнюсе – 700 литов. Где уж тут смеяться! Местные жители очень много платят за отопление – более 300 литов в месяц за «двушку».

Костел св. Казимира в Старом городе

Обладать личным автомобилем в Литве также накладно. Хотя бы из тех соображений, что стоимость топлива ощутимо  бьет по карману рядового литовского труженика. В ходе своего трехдневного пребывания в республике мы поколесили по городам и весям и «проинспектировали» не одну дюжину АЗС местных нефтетрейдеров и пришли к выводу, что цена одного литра «95-го» бензина обходится вчерашним «советским буржуям» в 4,35 – 4,41 лита, что вплотную приближается к 2 долларам за литр.

Заправок в Литве полно – как на трассах, так и в черте городов. Как нам бросилось в глаза, наибольшее количество – это АЗС «Лукойл». Причем, нельзя сказать, что «российское» горючее самое доступное. Скорее, наоборот.

Общественный транспорт в Вильнюсе ходит так часто, как нам и не снилось

Зато развитию сети общественного транспорта в Вильнюсе словоохотливым подчиненным петербургского губернатора Матвиенко следовало бы поучиться. Метро и трамвай в 650-тысячном Вильнюсе отсутствуют, за них трудятся троллейбусы и автобусы. Как такового регламентированного интервала в их движении не существует. «Пассажировозы» следуют практически друг за другом: не успел на один, тут же подходит другой. То же самое относится и к маршрутным такси, чью функцию выполняют преимущественно Mercedes Sprinter и Ford Transit. Стоимость проезда в «маршрутках» - 3-3,5 лита, в муниципальном транспорте – 2 лита.

В т.н. Старом городе, куда водят туристов, и где сосредоточены наиболее важные достопримечательности Вильнюса, общественный транспорт по понятным причинам не курсирует. При этом легковые машины передвигаются по тесным улочкам без особых проблем. Но это, как вы понимаете, летом. Сегодня на местной брусчатке очень скользко и грязно. Пешеходам, чье, в общем-то, дело – озирать демонстрируемые красоты, приходится усерднее смотреть под ноги. В противном случае можно уехать домой в гипсе.

Праздничная Кафедральная площадь Вильнюса

Тут и там в Вильнюсе слышится родная русская речь. Во-первых, потому что с пережитками советского времени, к счастью, не до конца покончено. Во-вторых, в начале каждого января  традиционными туристами в Литве являются именно россияне. Что поделать, Европа выходит на работу уже 2-3 января, нам правительство позволяет лениться в 3 раза дольше. Не самые богатые в ЕС литовцы к россиянам относятся радушно. В том числе и потому, что мы везем в их страну реальные деньги. Хочешь не хочешь, а будешь разговаривать в тех же магазинах на «великом и могучем».

Памятник герою Литвы Гедиминасу. Воздвигнут в 1996 году

Все, что выходит за ось более-менее отреставрированного вильнюсского Старого города, предстает не в самом приглядном виде. Много покосившихся и прекративших свою промышленную деятельность предприятий, фасады жилых домов давно не чувствовали рук штукатуров… Честно говоря, мы ожидали чего-то более аккуратного и прозападного. 

Каунас. Мост через р. Неман

Та же ситуация в Каунасе, второй столице Литвы. До родного города великого Сабониса из Вильнюса ведет роскошная 100-километровая трасса Е 85. Кстати, это самая первая в СССР автомагистраль, в полном смысле этого слова. Чтобы заполучить дорогу европейского уровня, власти Литовской ССР пошли на маленькую хитрость: заявили федеральному руководству, что хотят, якобы, реконструировать пришедшую в негодность обычную дорогу, выбили под это дело необходимую сумму, а в итоге создали такую роскошную автотрассу, которой в СССР до тех пор не было ни в одной из 15 социалистических республик. 

Тракай. Знаменитый замок на острове

Именно следуя по Е 85 (потом на несколько километров свернув в сторону), можно попасть в знаменитый своим старинным замком Тракай. Городочек небольшой, но очень живописный. Недаром здесь приютился дом Майи Плисецкой, которая, как нам сказали, имеет литовское гражданство.

На территории замка

Помимо островного замкового комплекса, полностью реконструированного лишь в начале 1990-х годов, Тракай знаменит еще тем, что в нем проживает около трех десятков караимов. Так именуются представители редкой, но очень старинной народности планеты (известны с 7-8 в.в.), которые живут по своим древним законам и пекут вкуснейшие пироги – кибины, отведать которые гиды настоятельно рекомендуют всем приезжающим в Литву.

Один из экспонатов тракайского замка. Караимы

В рамках нашего обзора всех впечатлений от рождественского тура в Литву, конечно же, не опишешь. Сказать нам хотелось во сто крат больше. Тем паче, есть что сказать. Закончим, пожалуй, цитатой из статьи одного литовского портала. Называется она: «Снова в СССР. Приступ ностальгии» и посвящена тем настроениям, которые сегодня все отчетливее прослеживаются в прибалтийском обществе: «Центр международных исследований The Pew исследовал настроение жителей посткоммунистических стран за последние 10 лет. Выяснилось, что Восточная Европа после эйфории, связанной с падением коммунизма, переживает время сомнений или ностальгии по тем временам. 48% литовцев считают, что сейчас экономическое положение намного хуже, чем в советское время, 78% утверждают, что променяли бы демократические ценности на материальное благосостояние, и вообще крепкая экономика важнее настоящей демократии».

Добавить тут нечего. «И это есть факт, мсье Дюк»…

Полезная информация:

Максимально разрешенная скорость передвижения по дорогам Литвы:

- в населенных пунктах – 50 км/час
- на загородных трассах – 90 км/час
- на автострадах – 110/130 км/час

Телефон спасения – 112

Разрешенные промилле – 0,4 ml

Расстояние от Вильнюса до:

- Каунаса – 100 км
- Клайпеды – 308 км
- Риги – 292 км
- Таллинна – 601 км

Аренда автомобиля:

- Opel Corsa – 29 евро (1-4 дня); 26 евро (более 4 дней)
- Citroen C4 – 43 евро (1-4 дня); 32 евро (более 13 дней)
- Opel Zafira – 56 евро (1-4 дня); 41 евро (более 13 дней)

Тур в Тракай из Вильнюса (3,45 часа) - 100 литов (29 евро).

Иван Братуха
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
В Ленобласти развязку с КАД в Мурино попробуют построить до конца года
Давно пора, понастроили вокруг кольца районов, а народу не въехать не выехать. Когда проезжаешь, видно, что пробки начинаются чуть ли со дворов. Интересно, дальше разговоров дело пойдет или будет такая же ситуация как с мостом на Таллинском. Единственная артерия у Горелово и Красного Села и та перекрыта ...
nelf@mail.ru
«Глас народа»: аннулировать техосмотр в принципе. Что скажете?
Техосмотр себя за пседние время исжил это был есть будет только получение денег с нас это относится и к увеличению штрафов надо всем в один Сидней остановить движение а это могут автомобилисты и тогда власть задумается
Сергей
Дельта-Форум | отзывы
Так хитро составляют договор, что ты оказываешься должен 50 000 за посредничество и 20 000 за проверку авто. Первое платишь, если купля-продажа состоится, второе, если отказываешься от их услуг. В любом случае они с наваром. Когда спрашиваешь про эти моменты, то отвечают, что это формальность, потому ...
Борисов
Все обсуждения автомобилей
Почему Вы не покупаете электромобиль?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Мини-вэны
Класс Спортивные внедорожники
Класс Кабриолеты и родстеры Premium
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Ностальгирующий Вильнюс
Улицы литовской столицы встретили нас обилием снега и снежных барханов. Тут же подумалось: когда у соседа проблемы, свои воспринимаются не столь остро. «Да, дороги у нас хоть и ровные, но убираются от снега неважно», - с приятным прибалтийским акцентом посетовала девушка по имени Ева, встретившая гостей из не менее заснеженного Петербурга на ж/д вокзале. Пробраться со ступеней банхофа до ее Mercedes, припаркованного в каких-то пяти десятках шагов, было непросто – ноги то и дело вязли в грязной каше, изрядно сдобренной солевым раствором. То, что соль применяется и в Прибалтике, мы поняли уже вечером, нагулявшись по городу. Сапоги в момент покрылись белыми разводами, избавиться от которых оказалось непросто.Заснеженные улицы Вильнюса запружены транспортом, много аварий. Вот и 6-летняя серебристая «Ешка» Евы за день до нашего визита попала в ДТП. Попутчица заметила, что ехала небыстро, но тормозного пути чутка не хватило… Таких, как она, на сегодняшних улицах города достаточно. Хозяин одного из вильнюсских ресторанчиков, проявивших желание поговорить с российскими посетителями, заметил по поводу уборки улиц следующее: «В городской казне денег на подобные цели нет, снежные зимы для Литвы – редкость, автопарк спецтехники маленький, поэтому люди относятся к проблеме с пониманием. Хотя и ругают чиновников». Сотрудники местных магазинчиков берут лопаты в руки и разгребают завалы в режиме ручной уборки. Метр-полтора разбросанного снега от ступеней своего заведения – и все, далее уже территория соседа. Пусть он и заботится о ней. Сосулек на крышах домов полно, их сбивают, правда, не столь диким образом, как в СПб. Окна первых этажей, балконы, витрины магазинов закрываются специальными щитами. На кране-телескопе рабочего поднимают к «хрустальному царству», и тот аккуратно, можно сказать, целенаправленно сбивает ледяные «шпаги». Припарковаться у дорожной обочины в утопающем от снега Вильнюсе сегодня непросто. А платные парковки особым спросом не пользуются. Во-первых, заехать туда можно разве что на внедорожнике, во-вторых, для большинства местных водителей это накладно. Цена часового простоя на муниципальной парковке составляет, в среднем, 2 лита. В пересчете на нашу валюту – порядка 25 рублей. Нам смешно, а литовцам не до юмора. Нынешняя жизнь в этой стране, которую во времена СССР все мы сравнивали с цивилизованной Европой, далека от идеала. Прежде всего, по экономическим причинам. Вот пара житейских примеров. Средняя величина зарплаты в Литве, опять-таки в перерасчете на наши деньги, составляет 15-16 тыс. рублей. Прожиточный минимум – 800 литов (умножаем примерно на 12, получаем рублевый эквивалент), а цена аренды небольшой 1-комнатной квартиры в Вильнюсе – 700 литов. Где уж тут смеяться! Местные жители очень много платят за отопление – более 300 литов в месяц за «двушку». Обладать личным автомобилем в Литве также накладно. Хотя бы из тех соображений, что стоимость топлива ощутимо  бьет по карману рядового литовского труженика. В ходе своего трехдневного пребывания в республике мы поколесили по городам и весям и «проинспектировали» не одну дюжину АЗС местных нефтетрейдеров и пришли к выводу, что цена одного литра «95-го» бензина обходится вчерашним «советским буржуям» в 4,35 – 4,41 лита, что вплотную приближается к 2 долларам за литр. Заправок в Литве полно – как на трассах, так и в черте городов. Как нам бросилось в глаза, наибольшее количество – это АЗС «Лукойл». Причем, нельзя сказать, что «российское» горючее самое доступное. Скорее, наоборот. Зато развитию сети общественного транспорта в Вильнюсе словоохотливым подчиненным петербургского губернатора Матвиенко следовало бы поучиться. Метро и трамвай в 650-тысячном Вильнюсе отсутствуют, за них трудятся троллейбусы и автобусы. Как такового регламентированного интервала в их движении не существует. «Пассажировозы» следуют практически друг за другом: не успел на один, тут же подходит другой. То же самое относится и к маршрутным такси, чью функцию выполняют преимущественно Mercedes Sprinter и Ford Transit. Стоимость проезда в «маршрутках» - 3-3,5 лита, в муниципальном транспорте – 2 лита. В т.н. Старом городе, куда водят туристов, и где сосредоточены наиболее важные достопримечательности Вильнюса, общественный транспорт по понятным причинам не курсирует. При этом легковые машины передвигаются по тесным улочкам без особых проблем. Но это, как вы понимаете, летом. Сегодня на местной брусчатке очень скользко и грязно. Пешеходам, чье, в общем-то, дело – озирать демонстрируемые красоты, приходится усерднее смотреть под ноги. В противном случае можно уехать домой в гипсе. Тут и там в Вильнюсе слышится родная русская речь. Во-первых, потому что с пережитками советского времени, к счастью, не до конца покончено. Во-вторых, в начале каждого января  традиционными туристами в Литве являются именно россияне. Что поделать, Европа выходит на работу уже 2-3 января, нам правительство позволяет лениться в 3 раза дольше. Не самые богатые в ЕС литовцы к россиянам относятся радушно. В том числе и потому, что мы везем в их страну реальные деньги. Хочешь не хочешь, а будешь разговаривать в тех же магазинах на «великом и могучем». Все, что выходит за ось более-менее отреставрированного вильнюсского Старого города, предстает не в самом приглядном виде. Много покосившихся и прекративших свою промышленную деятельность предприятий, фасады жилых домов давно не чувствовали рук штукатуров… Честно говоря, мы ожидали чего-то более аккуратного и прозападного.  Та же ситуация в Каунасе, второй столице Литвы. До родного города великого Сабониса из Вильнюса ведет роскошная 100-километровая трасса Е 85. Кстати, это самая первая в СССР автомагистраль, в полном смысле этого слова. Чтобы заполучить дорогу европейского уровня, власти Литовской ССР пошли на маленькую хитрость: заявили федеральному руководству, что хотят, якобы, реконструировать пришедшую в негодность обычную дорогу, выбили под это дело необходимую сумму, а в итоге создали такую роскошную автотрассу, которой в СССР до тех пор не было ни в одной из 15 социалистических республик.  Именно следуя по Е 85 (потом на несколько километров свернув в сторону), можно попасть в знаменитый своим старинным замком Тракай. Городочек небольшой, но очень живописный. Недаром здесь приютился дом Майи Плисецкой, которая, как нам сказали, имеет литовское гражданство. Помимо островного замкового комплекса, полностью реконструированного лишь в начале 1990-х годов, Тракай знаменит еще тем, что в нем проживает около трех десятков караимов. Так именуются представители редкой, но очень старинной народности планеты (известны с 7-8 в.в.), которые живут по своим древним законам и пекут вкуснейшие пироги – кибины, отведать которые гиды настоятельно рекомендуют всем приезжающим в Литву. В рамках нашего обзора всех впечатлений от рождественского тура в Литву, конечно же, не опишешь. Сказать нам хотелось во сто крат больше. Тем паче, есть что сказать. Закончим, пожалуй, цитатой из статьи одного литовского портала. Называется она: «Снова в СССР. Приступ ностальгии» и посвящена тем настроениям, которые сегодня все отчетливее прослеживаются в прибалтийском обществе: «Центр международных исследований The Pew исследовал настроение жителей посткоммунистических стран за последние 10 лет. Выяснилось, что Восточная Европа после эйфории, связанной с падением коммунизма, переживает время сомнений или ностальгии по тем временам. 48% литовцев считают, что сейчас экономическое положение намного хуже, чем в советское время, 78% утверждают, что променяли бы демократические ценности на материальное благосостояние, и вообще крепкая экономика важнее настоящей демократии». Добавить тут нечего. «И это есть факт, мсье Дюк»…Полезная информация:Максимально разрешенная скорость передвижения по дорогам Литвы:- в населенных пунктах – 50 км/час- на загородных трассах – 90 км/час- на автострадах – 110/130 км/часТелефон спасения – 112Разрешенные промилле – 0,4 mlРасстояние от Вильнюса до:- Каунаса – 100 км- Клайпеды – 308 км- Риги – 292 км- Таллинна – 601 кмАренда автомобиля:- Opel Corsa – 29 евро (1-4 дня); 26 евро (более 4 дней)- Citroen C4 – 43 евро (1-4 дня); 32 евро (более 13 дней)- Opel Zafira – 56 евро (1-4 дня); 41 евро (более 13 дней)Тур в Тракай из Вильнюса (3,45 часа) - 100 литов (29 евро).
2011-01-07
Автор: Иван Братуха