
Первые турбомоторы появились раньше, чем вы думаете. Знаете, когда?
Турбо! В последние десятилетия прошлого века слово из пяти букв имело почти волшебное звучание.
Турбированные Porsche и Renault, среди прочих, хорошо выступали в самых различных гонках: Porsche в заездах на длинные дистанции, Renault - в «Формуле-1». Именно эти два бренда в семидесятые годы XX столетия перевели «турбо» со спортивной трассы на улицу. «911 Turbo» по-прежнему является именем нарицательным, а R5 Turbo дожил до статуса легенды. И тем не менее «турбо» - это изобретение совсем не семидесятых годов.
Сначала в грузовиках
Уже в первые дни создания автомобиля велись работы над улучшением эффективности двигателей. При этом улучшение «дыхания» рассматривалось как возможное решение проблемы увеличения КПД. Еще в 1885 году Готлиб Даймлер запатентовал насос с механическим приводом для подачи воздуха в двигатель внутреннего сгорания. В 1905-м швейцарскому инженеру Альфреду Бюхи был выдан патент на изобретение турбонаддува с приводом от давления выхлопных газов. В области дизельных двигателей активно работали инженеры компании Büchi.
На протяжении многих лет турбонаддув использовался в самолетах, кораблях и поездах, а вот в автомобилестроении тех далеких лет он был почему-то мало востребован. Технология «турбо» все еще была хрупкой, и если ее где-то пытались применять, то, как правило, при строительстве крупнолитражных двигателей.
Тем не менее, по некоторым данным, в Alfa Romeo (тогда A. L. F. A.) уже в 1910 году экспериментировали с турбинами мощностью 24 л. с. Однако ничего подобного в официальных документах историка обнаружить не удалось. Только когда в 1938 году швейцарский производитель грузовиков Saurer начал строить грузовики с турбодизельными двигателями, в городском потоке стали встречаться первые турбонагнетатели. И пройдет почти четверть века, прежде чем изготовители легковых машин обратили широкое внимание на турбо-технологии.
В легковых автомобилях
В 1962 модельном году дочерние компании GM - Oldsmobile и Chevrolet разработали первые серийные двигатели с турбонаддувом. Chevrolet явил миру турбированную модель Corvair Spyder на две недели раньше, чем Oldsmobile показал F-85 Jetfire с турбоподдержкой. В Corvair турбонаддув повышал мощность заднеприводного 2,4-литрового шестицилиндрового двигателя BOXER с 102 до 150 л. с., в то время как мощность 3,5-литрового V8 в F-85 увеличилась с 185 до 215 л. с. (за счет турбонаддува Garrett).
По тем временам турбо-технология была принята потребителями относительно неплохо – удалось реализовать 9 607 турбокомпрессоров Jetfire F-85. Правда, впоследствии большинство машин были лишены турбонаддува и оснащены более крупными карбюраторами. Развитие турбо-отрасли начало ускоряться с первым нефтяным кризисом 1973 года. Как-то само собой вышло, что турбированные версии стали хорошим подспорьем кубическим сантиметрам. И хорошим примером здесь можно назвать появившийся в 1977-м (по другим оценкам – в 1978-м) Mercedes-Benz S-Class (W116) в модификации 300 SD – один из первых люксовых автомобилей, под капотом которых начали монтировать дизель.
Эта версия была разработана специально для рынков США и Канады. За основу был взят дизельный пятицилиндровый турбонаддувный двигатель рабочим объёмом 3 литра. Силовой агрегат позаимствовали у экспериментального автомобиля Mercedes-Benz C111.
В сентябре 2013 года Mercedes-Benz 300 SD 1979 года выпуска принял участие в 24-часовых гонках Ле Мана, где выиграл престижный приз — Index of Effluency. Турбо-автомобиль проехал 166 кругов со средней скоростью 54,8 миль/ч.
Широкое применение турбокомпрессоров на бензиновых двигателях с уменьшением габаритов в Европе началось с моторов серии TSI в середине первого десятилетия XXI века. И сегодня многие крупные автопроизводители имеют в своих линейках подобные моторы, которые, как они утверждают, работают на благо экологии и экономичности.
А что же мотоциклы?
Турбонаддув в восьмидесятых годах был опробован и на мотоциклах, однако идея не получила большого распространения, поскольку «лишнее» оборудование утяжеляло конструкцию «двухколесников», попутно делая передвижение пилота не самым комфортным. Да и потом с хороших байков, оснащенных 4-тактным двигателем, можно получить 180-200 л. с., а этого более чем достаточно.
Для тех, кому этого, пардон, «маловато будет», компания Kawasaki не так давно сконструировала 998-кубовую 4-тактную модель Ninja H2R с компрессором мощностью 310 л. с. при 14 000 об/мин. Этот спортбайк без лишних сентиментов избирателен к владельцам - обуздать его мощь под силу только избранным.
-
19.03.2022, 09:41
На торги выставлен 50-летний Mercedes-Benz 300 SEL 6.3 Стива МакКуина: интересно, сколько за него дадут?
Невероятно крутой Mercedes-Benz 300 SEL 6.3 образца 1972 года, принадлежащий легенде Голливуда Стиву МакКуину (по прозвищу «Король крутизны») выставлен на аукцион Bring a Trailer. Читать далее
-
22.12.2021, 11:58
Модели, продержавшиеся на конвейере более 55 лет
История мирового автопрома давно перевалило за сотню лет. Перед вами список мировых долгожителей, некоторые из которых были созданы еще при участии «отцов основателей» брендов.Читать далее
-
17.12.2021, 11:51
Шейх продает свой невероятный Porsche за 66 млн рублей: фото салона сводят с ума
Бывший премьер-министр Кувейта, Его Высочество шейх Насер Аль-Мохаммад ас-Сабах продает спорткар Porsche 911. Кузов автомобиля выкрашен в нежный мятный оттенок, зато в салоне царит яркое оранжевое настроение.Читать далее
-
06.10.2021, 00:01
На продажу выставили Porsche 911 Пабло Эскобара (много фото)
Колумбийский наркобарон Пабло Эскобар питал слабость к мощным автомобилям и даже участвовал в гонках. Именно один из таких споркаров, Porsche 911 Carrera 3.0 RSR IROC 1974 года, выставили на аукцион в США.Читать далее
-
25.08.2021, 20:19
5 самых крутых автомобилей в коллекции Джереми Кларксона и 5 в коллекции Ричарда Хаммонда
Телевизионное шоу Top Gear любят даже те, кто далек от мира автомобилей. Телеведущие гордятся своей страстью к машинам и имеют интересные модели в личной коллекции. Посмотрим, кому принадлежат лучшие автомобили?Читать далее
-
26.07.2021, 00:48
10 самых крутых автомобилей в кино
Мощные спорткары не только могут украсить собой любой фильм, но иногда и спасти всю картину, отвлекая внимание зрителей от нелепого сценария или плохой игры актеров.Читать далее
-
19.03.2022, 09:41
На торги выставлен 50-летний Mercedes-Benz 300 SEL 6.3 Стива МакКуина: интересно, сколько за него дадут?
Невероятно крутой Mercedes-Benz 300 SEL 6.3 образца 1972 года, принадлежащий легенде Голливуда Стиву МакКуину (по прозвищу «Король крутизны») выставлен на аукцион Bring a Trailer. Читать далее
-
22.12.2021, 11:58
Модели, продержавшиеся на конвейере более 55 лет
История мирового автопрома давно перевалило за сотню лет. Перед вами список мировых долгожителей, некоторые из которых были созданы еще при участии «отцов основателей» брендов.Читать далее
-
17.12.2021, 11:51
Шейх продает свой невероятный Porsche за 66 млн рублей: фото салона сводят с ума
Бывший премьер-министр Кувейта, Его Высочество шейх Насер Аль-Мохаммад ас-Сабах продает спорткар Porsche 911. Кузов автомобиля выкрашен в нежный мятный оттенок, зато в салоне царит яркое оранжевое настроение.Читать далее
-
06.10.2021, 00:01
На продажу выставили Porsche 911 Пабло Эскобара (много фото)
Колумбийский наркобарон Пабло Эскобар питал слабость к мощным автомобилям и даже участвовал в гонках. Именно один из таких споркаров, Porsche 911 Carrera 3.0 RSR IROC 1974 года, выставили на аукцион в США.Читать далее
-
25.08.2021, 20:19
5 самых крутых автомобилей в коллекции Джереми Кларксона и 5 в коллекции Ричарда Хаммонда
Телевизионное шоу Top Gear любят даже те, кто далек от мира автомобилей. Телеведущие гордятся своей страстью к машинам и имеют интересные модели в личной коллекции. Посмотрим, кому принадлежат лучшие автомобили?Читать далее
-
26.07.2021, 00:48
10 самых крутых автомобилей в кино
Мощные спорткары не только могут украсить собой любой фильм, но иногда и спасти всю картину, отвлекая внимание зрителей от нелепого сценария или плохой игры актеров.Читать далее