Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Первый массовый мотоцикл СССР: почему его называли «октябренком»?

Сегодня имя петербургского завода «Красный Октябрь» (или правильнее будет сказать, «Красный Октябрь-Нева») ассоциируется, прежде всего, с выпуском мотоблоков и мотокультиваторов. Однако немногим известно, что именно в его цехах начали собирать первый в СССР массовый мотоцикл.
Фото: ehkskavator.ru

Он назывался Л-300 «Красный Октябрь», серийный выпуск начался в 1930 году и завершился через 10 лет. За этот срок удалось собрать не так много – всего 1669 экземпляров. Но это не уменьшает интерес к мотоциклу. 

В первые послереволюционные годы как таковой мотоциклетной промышленности в стране Советов практически не существовало. И это притом, что потребность в таких средствах передвижения, естественно, была. Умы из Высшего Совета Народного Хозяйства рассматривали разные пути организации мотопроизводства и, поразмыслив, решили сделать ставку на создание мотоциклов отечественной разработки, а, значит, на строительство сборочных предприятий.

Ранее мы писали
Сейчас мотоциклов выпускается очень много. Посмотрим, с чего начиналось нынешнее многообразие. Ещё в 60-х ...
Читать далее
Однако одно дело хотеть, другое – воплотить идею в жизнь. Быстро пришло понимание, что «с нуля» разработать собственный мотоцикл не так-то и просто. А уж продумать, оснастить и заставить работать, не имея должного опыта, целое производство – и того тяжелее. Не говоря уже о финансовой стороне вопроса. 

За основу взяли «немца»

Безвыходной ситуация не казалась. Альтернатива - взять за основу иностранный мотоцикл и адаптировать его под наши родные реалии. К делу подключили инженера Петра Владимировича Можарова, того самого, таланту которого мы обязаны появлением отечественных «Ижей». Зимой 1930-го он с семьей переезжает в город на Неве.

Вместе с группой других инженеров его определяют под крыло Треста массового производства (ТРЕМАСС) а через какое-то время отправляют в командировку в Германию (далеко не первую для Можарова), где он набирается опыта (и делится своими знаниями) у коллег из компании DKW. В поле серьезного рассмотрения попал мотоцикл Luxus-300. Он имел несложную конструкцию, отличался надежностью и хорошо продавался на родине (в год выпускалось до 50 тыс. ед.). В общем, то, что надо.

Ранее мы писали
Очередная трудовая неделя подходит к концу. Самое время удобно расположиться и оценить очередное медитативное ...
Читать далее
Таким образом, вскоре в Ленинграде конструкторской группой под руководством Петра Можарова создается образец «Тремасс-300», вобравший в себя все лучшее от немецкого донора. Специалисты НАМИ провели дорожные испытания, затем мотоцикл показали на выставке Советского мотоциклостроения и чуть позже отправили в мотопробег по маршруту Ленинград-Москва-Киев-Харьков-Брянск-Псков-Ленинград.

Прокатились неплохо и, что самое главное, с пользой для дела: были выявлены сильные и слабые стороны мотоцикла. Понравился динамичный разгон и сравнительно небольшой расход бензина. При этом были нарекания к качеству материалов, в частности, они касались скорого износа цилиндров и цепи, то и дело отказывала электрика. В общей сложности, обнажилось более 30 «болячек». Но Можаров при этом заметил, что ленинградцы смогли достигнуть лучшее соотношение «максимума качества при минимуме стоимости».

Как расшифровать название?

Ранее мы писали
Любители ретробайков оценят, как отреставрировали мотоцикл BMW R60/5 1972 года выпуска. Его оснастили хромированной ...
Читать далее
Сборка осуществлялась не на конвейере, а на стационарных постах (почти как корабли на стапелях) - на раму навешивали все необходимые детали, которые постепенно подносили к посту сборки. В 1930 году было собрано 25 экземпляров «Тремасс-300» на заводе «Промет». При этом большую часть компонентов мотоцикла производил завод «Красный Октябрь», где через год было организовано полномасштабное производство двухколесников. Тогда же мотоцикл получил своё окончательное название Л-300 («Л» обозначала ничто иное, как Ленинград, цифра «300» — это объём двигателя (300 куб. см) и фирменную надпись «Красный Октябрь» на бензобаке, выполненную, как бы сейчас сказали, в «зенитовских» цветах - голубом и синем.

Летом 1931 года 3 мотоцикла «Тремасс-300» и столько же Л-300 приняли участие в 3-м Всесоюзном испытательном пробеге, пробежав 4631 км между Ленинградом и Москвой через Нижний Новгород и Харьков, где их банально сравнили между собой. «Элки» оказались предпочтительнее. Л-300 успешно выступал в мотоспортивных соревнованиях и даже, а в 1933-м на мотоцикле был установлен первый всесоюзный рекорд (1 км за 45 секунд).

Ранее мы писали
Удивительное видео опубликовал музей Dale's Wheels Through Time, что в Северной Каролине. Механикам удалось ...
Читать далее
Интересно, что производство Л-300 решено было освоить в том числе в Ижевске – этим занялись инженеры «Красного Октября», молодые специалисты Московского механического института и выпускники Нижегородского автомобильного техникума. Туда же была доставлена вся необходимая техническая документация на Л-300.

Данные транспортные средства или, как их еще нежно именовали, «октябрята», в ограниченном количестве применялись даже в Красной Армии – в основном, при осуществлении разведывательной и связной деятельности.

Конструктивные особенности

Л-300 весил 125 кг и мог разгоняться до 80 км/ч, при этом расходуя, в среднем, 4,5 л/100 км. Этому способствовал одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 293 «кубика». Он развивал 6 л.с. при 3000 об/мин (впоследствии - 6,5 л.с.).

Какой-то оригинальностью конструкции Л-1300 не блистал – она была стандартная для своего времени: штампованная рама на болтах, пружинная передняя подвеска и неподрессоренная задняя. При этом у мотоцикла были удобные широкие подставки для ног и ручное переключение 3-ступенчатой коробки передач при помощи небольшого рычага. Крутящий момент от двигателя передавался на заднее колесо посредством цепной передачи.

Пожалуй, самым проблемным местом Л-300 была электрика (об этом мы упомянули чуть выше). В маховичном магдино одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой. Ни сигнала, ни заднего фонаря не было. На больших оборотах двигателя лампочка передней фары часто перегорала. И если еще на 1-й передаче она худо-бедно светила, то при переходе на 2-ю и 3-ю скорости заметно тускнела. Ночью передвигаться в «полутьме», согласитесь, не очень комфортно.

Плюс извечные наши проблемы с качеством комплектующих да задержки в их производстве. Отсюда те слабые цифры сборки, о которых мы заявили в самом начале обзора. Говорят, что «живых» экземпляров Л-300 сегодня не так и много. Увидеть их можно разве что на специализированных выставках или в кино, например, в черно-белом фильме 1941 года «Сердца четырех».

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Субкомпакт-вэны
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники