Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Почему «Пермяк – соленые уши»?

  • 4887
  • 0
Сегодня в нашей рубрике «Автопушествия» мы посетим с вами Пермский край. А точнее (чтобы в рамках ограниченного текстового объема «объять объятное»), лишь одну его точку - архитектурно-этнографический музей в Хохловке. Это в 42 км от областного центра, на живописном берегу Камы. Наша задача – ответить на поставленный в заголовке вопрос.

В следующем году музей отметит свой полувековой юбилей. При этом его официальное открытие состоялось в сентябре 1980-го. Музей рассказывает об архитектуре исключительно Пермского края. Все деревянные строения - а их 20 ед., - перевозные, то есть нездешние.

Крестьянский дом

Ему около 170 лет, и он типичен для региона образца середины 19 века. В то время еще старались возводить строения без единого гвоздя, ибо они (гвозди) ковались вручную, а потому были дороги. По своей архитектуре и обустройству пермские дома были во многом схожи с домами российского Севера.

Ранее мы писали
Валдай для многих ассоциируется с Национальным парком, Иверским мужским монастырем, Дачей Сталина и музеем ...
Читать далее
Дом состоял из 3 помещений. Главное – изба, то бишь сруб с печью, где крестьяне жили зимой. Напротив избы была клеть – летний сруб, без печи. Между ними – сени, или, выражаясь современным языком, прихожая.

Внутри изба делится как бы на 4 основные части, причем без перегородок (этакая нынешняя квартира-студия). Стеклянные окна в большинстве крестьянских изб появились лишь во воторой половине 19 века. Печка стоит всегда в одном из углов, слева или справа от входа и смотрит вглубь избы. Вторая часть – куть (кухня). Третья – по диагонали от печи – красный (красивый) угол, самое почетное место, куда усаживали гостей, где был стол для трапезы и Божница. И четвертая часть – подпорожье (не путать с одноименным городом в Ленинградской области), где были палати, на которых спали (кроватей тогда не было).

В избе обязательно была зыбка (люлька), крепившаяся на очупе (палке), ее, как правило, мать качала ногой, потому как руками работала – пряла нити. С очупом связаны поверья: мол, это как бы мост между небесами и землей, по нему спускались дети. Гладкий очуп – для той семьи, кому нужны были дети, неотесанные, с корой – если семья уже многодетная, и еще один оглоед был бы в тягость. Примета, говорят, не помогала… Здесь надо заметить, что на рубеже 19-20 веков младенческая смертность была огромной – порядка 50%. Да и сами люди, вопреки некоторым предубеждениям, были небольшого роста, потому и дверной проем в избе был невысокий.

В каждой семье были тканые пояса. Пояс – обязательная часть народного костюма. Это как бы оберег от порчи и сглаза. Без него люди старались не выходить на улицу. Про того, кто показался на людях без пояса, говорили «распоясался». Термин, знакомый нам и по сей день. 

Трапезничать за стол садились всей семьей, по одному никто не ел. Почему? Да все очень просто. Печь – не микроволновка, растапливать для каждого едока ее не могли. И вторая причина: еды много не было, нужно было разделить съестное поровну на всех. Своих тарелок не было, ели с одного котла деревянными ложками. Отвлекаться во время трапезы было нельзя – вмиг останешься голодным. На столе стояла солонка – как признак довольства в доме. Чем она была крупнее, тем почетнее. А все потому, что соль в те годы  стоила дорого. 

Ранее мы писали
Не за горами очередной туристический сезон. Многие из нас, как уже становится доброй традицией, отправятся ...
Читать далее
Крытый двор – непременный атрибут крестьянской усадьбы. В нем работали зимой, здесь же жили домашние животные - лошади, козы, свиньи, коровы, курицы и пр. Лошадь считалась главным животным, потому как слыла основной рабочей силой. Тут же, на крытом дворе, сушились морды – конусовидные ловушки для рыбы.

Хороший дом покрывали тесаными досками, соломенных крыш, как на юге России, в Пермском крае не было. До появления лесопилок в конце 19 века доски считались дефицитом, потому как их тесали топором. Бревна дешевле были, из хорошего толстого бревна можно было натесать 2 доски.

На открытом дворе были огороды и хозпостройки. Скажем, амбар для пищевых припасов. Магазинов в те времена не было - что выращивали, то и старались сохранить. Скоропортящиеся продукты определяли в ледники, этакий аналог сегодняшнего холодильника. Ледник представлял собой яму глубиной 2 -3 метра: лед весной привозили с реки, сваливали в яму, где он и пребывал до осени. Баня была у каждой семьи. Ставили ее вдали от дома, у реки: все же топили преимущественно «по черному», а потому возгорания были частым явлением.

Культовые сооружения

Главная здесь - Преображенская церковь клецкой постройки образца 1702 года. Состоит из клетей – прямоугольных срубов. Поставлена кораблем, то есть все части церкви стояли на одной линии, друг за другом. С виду – как плывущий корабль. Структурно церковь неоригинальна – алтарь (восточная часть), моленная по центру, трапезная и притвор (прихожая). Бревна из храма выпущены наружу и сверху на них поставлен притвор.

Церковь двухэтажная, службы проходили на 2 этаже, а внизу подклет, использовавшийся как склад. Есть и другая причина такой архитектуры – зимы в регионе суровые, много снега, земля промерзает глубоко.

Необычный элемент Храма – крещатая бочка, находится на клине кровли, под куполом. Две декоративные бочки вставлены друг в друга - крест накрест. Подобные бочки в России встречались, в частности, их можно увидеть в Кижах, Витославицах и т.п. Но там бочки – сама крыша. В церкви Хохловки крыша сама по себе, а бочки вмонтировали как бы отдельно. Чего ради, спросите, такое решение? Да просто так, красоты ради.

Ранее мы писали
Пока на дворе праздники да повсеместная развлекуха, расскажем не об автомобилях, а о… подлодках. Тем более ...
Читать далее
Купола церкви Преображения – из осины. И тоже для украшения. Известно, что с возрастом осина приобретает серебристый цвет. Поэтому на фоне темного сруба купола выигрышно выделялись. В советские годы Преображенская церковь использовалась как зернохранилище. Святотатство, конечно, но благодаря этому, как ни странно, церковь дожила до наших дней. Равно как и вторая музейная церковь – конца 19 века.

Соляное производство

Кроме, как в Пермском крае, соответствующих памятников, связанных с солью, в России больше нет. Их 4 – все как бы одна производственная ячейка. Первое упоминание солеварения в Пермском крае приходится на 1430 год.

Соляная мельница. Узнать ее непросто, так как не имеет ни лопастей, ни хвостовины, которая выступает в роли рычага для поворота лопастей. На 1 этаже мельницы работали жернова - перемалывали зерно. Хлеб в те времена был преимущественно ржаной, пшеницу почти не сеяли, климат не позволял.

Солеваренный завод, представленный на территории музея, был построен в 80-х годах 19 века. Он стал последним в России заводом, который добывал соль старинным выворочным способом. Закрылся завод лишь 1 января 1972 года. Для организации производства нужно было найти земли, где на глубине оказывались залежи соли, и чтобы на эту соль в земле постоянно натыкалась грунтовая вода. Именно вода будет растворять соль и, таким образом, всегда будут соляные озера. В таких местах сооружали колодец, выкачивали соленую воду и выпаривали ее на большой сковородке. Это и есть выворочный способ.

Копать скважину приходилось на глубине 200 метров. Над скважиной ставили рассолоподъемные башни. В них монтировали паровую машину-насос. Скважину копали ударно-поворотным способом. Брыли максимально длинное бревно с металлическим конусом на конце с прорезью. Втыкали в землю, проворачивали, в конус набивалась земля, вынимали и, надставляя бревна, вынимали землю. Проворачивали вручную. Обустройство одной скважины могло растягиваться на 6 лет. Насосом выкачивали соляной раствор под самую крышу. Далее самотеком по системе деревянных труб он расходился по заводу, и первым делом попадал в большую 100-тонную бочку-амбар. Из бочки сливали в варницу, где вываривали рассол.

Ранее мы писали
Старая Русса… Какие-то 100 км по хорошей дороге от Великого Новгорода и почти 300 км от Санкт-Петербурга. ...
Читать далее
В варнице из раствора появлялась кристаллическая соль. Когда на сковородку выливали рассол, начиналось кипение. Под полом – огромная печь. Вода в виде пара уходила на улицу, а соль кристаллизовалась. Лопатами ее откидывали на полати, где она сохла. Далее соль насыпали в мешки, и соленосы уносили ее в амбары. В роли соленосов выступали даже женщины. Мешки носили не на горбу, а над головой. Они стояли на подставках-«козах».

Вес «женских» мешков достигал 50 кг, мужики таскали 80-килограммовые мешки. Увы, работа опасная. Прежде всего, тем, что соль то и дело падала в уши – отсюда выражение: «Пермяк – соленые уши». Соль разъедала кожу, все болело, язвилось... Печь топили дровами вплоть до 1950-х, потом перешли на уголь. Печь длинная, кирпичная по причине  безопасности. После каждого заклада соли ее чистили от золы, труд большой.

100-тонный ларь-бочку привезли в Хохловку водным путем без разборки. Просто не смогли разобрать - за век существования сруб сцементировался солью. Сегодня соль выделяется из ларя, и на вкус он соленый. К весне подобные амбары были забиты солью под завязку. Соль из них увозили в половодье на баржах. В основном караваны судов отправлялись в Нижний Новгород, на ярмарку.

До 1740-х главная соль России – пермская, и до тех времен у нее не было конкурентов. Потом солеваренный завод был построен на территории нынешней Астраханской области. Там огромное соленое озеро, солнце само выпаривает соль. Пермские солевары сразу стали ориентироваться на местный рынок. Сегодня в регионе добывают преимущественно более дорогую калийную соль, это второе в мире месторождение по запасам. Залежи поваренной соли есть и по сей день, но ее добывать не столь выгодно. 

Иван Братуха Фото автора
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Чехлы на сиденья
Цитата:| Кому: Святославыч гуглить это слишком просто :D
niki93
Штраф за не пристегнутый ремень
Цитата:| Кому: Владимир я бы после такого не ремня боялся бы, а машины
niki93
Кто пользовался услугами юристов в инете ?
что-то мне кажется бесплатно уже никто этого не сделает даже онлайн
niki93
Все обсуждения автомобилей
Почему Вы не покупаете электромобиль?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники Business
Класс Малотоннажные вэны
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Почему «Пермяк – соленые уши»?
В следующем году музей отметит свой полувековой юбилей. При этом его официальное открытие состоялось в сентябре 1980-го. Музей рассказывает об архитектуре исключительно Пермского края. Все деревянные строения - а их 20 ед., - перевозные, то есть нездешние. Крестьянский домЕму около 170 лет, и он типичен для региона образца середины 19 века. В то время еще старались возводить строения без единого гвоздя, ибо они (гвозди) ковались вручную, а потому были дороги. По своей архитектуре и обустройству пермские дома были во многом схожи с домами российского Севера.{{material_123241}} Дом состоял из 3 помещений. Главное – изба, то бишь сруб с печью, где крестьяне жили зимой. Напротив избы была клеть – летний сруб, без печи. Между ними – сени, или, выражаясь современным языком, прихожая. Внутри изба делится как бы на 4 основные части, причем без перегородок (этакая нынешняя квартира-студия). Стеклянные окна в большинстве крестьянских изб появились лишь во воторой половине 19 века. Печка стоит всегда в одном из углов, слева или справа от входа и смотрит вглубь избы. Вторая часть – куть (кухня). Третья – по диагонали от печи – красный (красивый) угол, самое почетное место, куда усаживали гостей, где был стол для трапезы и Божница. И четвертая часть – подпорожье (не путать с одноименным городом в Ленинградской области), где были палати, на которых спали (кроватей тогда не было). В избе обязательно была зыбка (люлька), крепившаяся на очупе (палке), ее, как правило, мать качала ногой, потому как руками работала – пряла нити. С очупом связаны поверья: мол, это как бы мост между небесами и землей, по нему спускались дети. Гладкий очуп – для той семьи, кому нужны были дети, неотесанные, с корой – если семья уже многодетная, и еще один оглоед был бы в тягость. Примета, говорят, не помогала… Здесь надо заметить, что на рубеже 19-20 веков младенческая смертность была огромной – порядка 50%. Да и сами люди, вопреки некоторым предубеждениям, были небольшого роста, потому и дверной проем в избе был невысокий. В каждой семье были тканые пояса. Пояс – обязательная часть народного костюма. Это как бы оберег от порчи и сглаза. Без него люди старались не выходить на улицу. Про того, кто показался на людях без пояса, говорили «распоясался». Термин, знакомый нам и по сей день.  {{gallery_1215}} Трапезничать за стол садились всей семьей, по одному никто не ел. Почему? Да все очень просто. Печь – не микроволновка, растапливать для каждого едока ее не могли. И вторая причина: еды много не было, нужно было разделить съестное поровну на всех. Своих тарелок не было, ели с одного котла деревянными ложками. Отвлекаться во время трапезы было нельзя – вмиг останешься голодным. На столе стояла солонка – как признак довольства в доме. Чем она была крупнее, тем почетнее. А все потому, что соль в те годы  стоила дорого.  {{material_122888}} Крытый двор – непременный атрибут крестьянской усадьбы. В нем работали зимой, здесь же жили домашние животные - лошади, козы, свиньи, коровы, курицы и пр. Лошадь считалась главным животным, потому как слыла основной рабочей силой. Тут же, на крытом дворе, сушились морды – конусовидные ловушки для рыбы. Хороший дом покрывали тесаными досками, соломенных крыш, как на юге России, в Пермском крае не было. До появления лесопилок в конце 19 века доски считались дефицитом, потому как их тесали топором. Бревна дешевле были, из хорошего толстого бревна можно было натесать 2 доски. На открытом дворе были огороды и хозпостройки. Скажем, амбар для пищевых припасов. Магазинов в те времена не было - что выращивали, то и старались сохранить. Скоропортящиеся продукты определяли в ледники, этакий аналог сегодняшнего холодильника. Ледник представлял собой яму глубиной 2 -3 метра: лед весной привозили с реки, сваливали в яму, где он и пребывал до осени. Баня была у каждой семьи. Ставили ее вдали от дома, у реки: все же топили преимущественно «по черному», а потому возгорания были частым явлением. Культовые сооруженияГлавная здесь - Преображенская церковь клецкой постройки образца 1702 года. Состоит из клетей – прямоугольных срубов. Поставлена кораблем, то есть все части церкви стояли на одной линии, друг за другом. С виду – как плывущий корабль. Структурно церковь неоригинальна – алтарь (восточная часть), моленная по центру, трапезная и притвор (прихожая). Бревна из храма выпущены наружу и сверху на них поставлен притвор. Церковь двухэтажная, службы проходили на 2 этаже, а внизу подклет, использовавшийся как склад. Есть и другая причина такой архитектуры – зимы в регионе суровые, много снега, земля промерзает глубоко.{{gallery_1214}} Необычный элемент Храма – крещатая бочка, находится на клине кровли, под куполом. Две декоративные бочки вставлены друг в друга - крест накрест. Подобные бочки в России встречались, в частности, их можно увидеть в Кижах, Витославицах и т.п. Но там бочки – сама крыша. В церкви Хохловки крыша сама по себе, а бочки вмонтировали как бы отдельно. Чего ради, спросите, такое решение? Да просто так, красоты ради.{{material_122215}} Купола церкви Преображения – из осины. И тоже для украшения. Известно, что с возрастом осина приобретает серебристый цвет. Поэтому на фоне темного сруба купола выигрышно выделялись. В советские годы Преображенская церковь использовалась как зернохранилище. Святотатство, конечно, но благодаря этому, как ни странно, церковь дожила до наших дней. Равно как и вторая музейная церковь – конца 19 века. Соляное производствоКроме, как в Пермском крае, соответствующих памятников, связанных с солью, в России больше нет. Их 4 – все как бы одна производственная ячейка. Первое упоминание солеварения в Пермском крае приходится на 1430 год. Соляная мельница. Узнать ее непросто, так как не имеет ни лопастей, ни хвостовины, которая выступает в роли рычага для поворота лопастей. На 1 этаже мельницы работали жернова - перемалывали зерно. Хлеб в те времена был преимущественно ржаной, пшеницу почти не сеяли, климат не позволял. Солеваренный завод, представленный на территории музея, был построен в 80-х годах 19 века. Он стал последним в России заводом, который добывал соль старинным выворочным способом. Закрылся завод лишь 1 января 1972 года. Для организации производства нужно было найти земли, где на глубине оказывались залежи соли, и чтобы на эту соль в земле постоянно натыкалась грунтовая вода. Именно вода будет растворять соль и, таким образом, всегда будут соляные озера. В таких местах сооружали колодец, выкачивали соленую воду и выпаривали ее на большой сковородке. Это и есть выворочный способ. {{gallery_1216}} Копать скважину приходилось на глубине 200 метров. Над скважиной ставили рассолоподъемные башни. В них монтировали паровую машину-насос. Скважину копали ударно-поворотным способом. Брыли максимально длинное бревно с металлическим конусом на конце с прорезью. Втыкали в землю, проворачивали, в конус набивалась земля, вынимали и, надставляя бревна, вынимали землю. Проворачивали вручную. Обустройство одной скважины могло растягиваться на 6 лет. Насосом выкачивали соляной раствор под самую крышу. Далее самотеком по системе деревянных труб он расходился по заводу, и первым делом попадал в большую 100-тонную бочку-амбар. Из бочки сливали в варницу, где вываривали рассол. {{material_120613}} В варнице из раствора появлялась кристаллическая соль. Когда на сковородку выливали рассол, начиналось кипение. Под полом – огромная печь. Вода в виде пара уходила на улицу, а соль кристаллизовалась. Лопатами ее откидывали на полати, где она сохла. Далее соль насыпали в мешки, и соленосы уносили ее в амбары. В роли соленосов выступали даже женщины. Мешки носили не на горбу, а над головой. Они стояли на подставках-«козах». Вес «женских» мешков достигал 50 кг, мужики таскали 80-килограммовые мешки. Увы, работа опасная. Прежде всего, тем, что соль то и дело падала в уши – отсюда выражение: «Пермяк – соленые уши». Соль разъедала кожу, все болело, язвилось... Печь топили дровами вплоть до 1950-х, потом перешли на уголь. Печь длинная, кирпичная по причине  безопасности. После каждого заклада соли ее чистили от золы, труд большой. {{gallery_1221}} 100-тонный ларь-бочку привезли в Хохловку водным путем без разборки. Просто не смогли разобрать - за век существования сруб сцементировался солью. Сегодня соль выделяется из ларя, и на вкус он соленый. К весне подобные амбары были забиты солью под завязку. Соль из них увозили в половодье на баржах. В основном караваны судов отправлялись в Нижний Новгород, на ярмарку. До 1740-х главная соль России – пермская, и до тех времен у нее не было конкурентов. Потом солеваренный завод был построен на территории нынешней Астраханской области. Там огромное соленое озеро, солнце само выпаривает соль. Пермские солевары сразу стали ориентироваться на местный рынок. Сегодня в регионе добывают преимущественно более дорогую калийную соль, это второе в мире месторождение по запасам. Залежи поваренной соли есть и по сей день, но ее добывать не столь выгодно. 
2018-07-25
Автор: Иван Братуха Фото автора