Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
28 сентября 2021, 17:59

Почему советский ЛАЗ-697М был одним из самых современных

Тот уровень комфорта, который предоставляют современные междугородние автобусы, нашим родителям, пардон, и не снился. Однако, запросы своего времени выпускавшиеся много десятилетий назад машины решали. Яркий тому пример – ЛАЗ-697М.
Фото: fs.fotobus.msk.ru

Для предыстории начать следует с ЛАЗ-697 «Турист» - эта модель т.н. среднего класса появилась в производственной линейке Львовского автобусного завода в 1959 году. Она была унифицирована с ЛАЗ-695 - городским автобусом ЛАЗ-695Б, увидевшем свет годом ранее. Его изначально проектировали для междугородных линий небольшой протяжённости, экскурсионных поездок, а также экспрессных линий специального назначения.

Вообще, надо сказать, что «697-я» серия включала в себя 4 модификации международных автобусов. Сменяя друг друга и предлагая более совершенные наработки, они благополучно доработали до середины 1980-х.

А где же стеклянные скаты?

Ранее мы писали
В 1967 году на маршрут №3 «площадь Победы – Театральная площадь» в Ленинграде вышли новые 2-секционные автобусы ...
Читать далее

Рассматриваемый нами вариант ЛАЗ-697М «Турист» стал логическим продолжением автобуса того же заводского индекса, но с литерой «Е», выпускавшегося в период с 1961 по 1969 г.г. и имевшего, как сегодня говорят, фишку - остекление скатов крыши. Автор этих строк хорошо помнит прелесть таких дополнительных окошек, которые иногда имели самые разные цветовые решения. Такой автобус, кстати, можно увидеть в начале кинофильма «Королева бензоколонки» (1962 г.), на котором едет героиня Надежды Румянцевой.

Производственный выпуск «эмки» был налажен в 1970 году. Новый автобус довольно сильно отличался от «донора». Прежде всего, изменился кузов. Крыша стала менее покатой, потому как упомянутые нами скаты лишились собственных окон. Света в салоне стало чуть меньше, даже несмотря на то, что была увеличена высота боковых окон.

Заднее окно также увеличилось в своих размерах – оно стало во всю ширину кузова, а под ним появились небольшие прорези для воздуха. Канул в Лету массивный воздухозаборник, начинавшийся на крыше и спускавшийся к моторному отсеку. Да, выглядел он, наверное, солидно, однако закрывал большую часть заднего окна. Его заменили боковые дефлекторы.

Инженеры ЛАЗ модернизировали тормозную систему «Туриста» - она получила раздельный привод на передней и задней осях и увеличенную площадь тормозных накладок. Рулевое управление получило в штат гидроусилитель. А вместо заводского заднего моста стали использовать поставляемый из дружественной Венгрии более совершенный мост марки Raba 008.001. Благодаря этому удалось повысить максимальную скорость автобуса с 75 до 85 км/ч. В подвеске были корректирующие пружины, работающие параллельно с рессорами.

Ранее мы писали
В историю отечественного автомобилестроения 1930-е годы вошли как период бурного развития автобусного движения ...
Читать далее

Что касается двигателя, его не тронули. В движение ЛАЗ-697М приводил прежний бензиновый ДВС серии ЗиЛ-130Я2 V8 объемом 6 литров, который размещался сзади. Смешно сейчас говорить, но при таком литраже он выдавал всего 150 л. с.

Встроенные подголовники – было круто!

Самая первая демо-модель «эмки», которую львовские автостроители представили на московской выставке в 1969 году, чуть отличалась от серийных автобусов. У машины было иное оформлением передней части, а также несколько аварийных выходов, которыми заменили традиционные стекла.

Салон автобуса по теме временам был верхом комфорта. Сидения были двухместные, с регулируемым углом наклона спинки и с интегрированными подголовниками. Таких модных кресел в салоне было 33. Под полом находились багажные отсеки. В этом плане – классика «туристического» жанра. Ну, а что такое оплетка на рулевом колесе, поймут разве что ветераны автомобильного дела. Это было круто!

Производство ЛАЗ-697М продолжалось всего 5 лет, то есть до 1975 года. Просто львовяне параллельным ходом готовили еще более совершенную версию «Туриста» – ЛАЗ-697Н. Интересно, что полный переход к новой модификации был не «залповым», а осуществлялся постепенно: с конвейера предприятия на первых порах сходили машины-гибриды. Это когда передок кузова была еще от «эмки», а корма - от свежего ЛАЗ-697Н.

Туристическая «697-я» окончила свое существование в 1982 году. Ей на смену был подготовлен более вместительный «Турист» ЛАЗ-699, способный принять на борт 41 любителя комфортных экскурсий. А в 1985-м, специально к XXVII съезду КПСС коллектив Львовского автобусного завода представил скромную разовую партию «люкс»-варианта автобусов данного семейства.

«Я выписывал путёвку «697-му» минимум 500 раз»

Тот снимок, на котором изображен автобус с надписью «Северное сияние», сделан в 1970-е годы в г. Северодвинске Архангельской области. Люди в Сети охотно отреагировали на него, оставив массу комментариев. Вот лишь некоторые из них:

Владимир Кисель: «Отличные были автобусы. Даже в эпоху «Икарусов» в них было как-то уютней, места для ног больше, хотя технически, да и по отделке салона они уже отставали. В 1990-е довелось ездить на стареньком «Мерседесе», Бог весть как попавшим в автопарк одного из райцентров Республики Беларусь - так почти такой же ЛАЗ, только с лучшим мотором и материалами отделки салона».

Татьяна Рязанова: «На «ЛАЗах» интересна конструкция подвески: здесь нет пневмокамер, как на «Икарусах» и «ЛиАЗах», и, тем не менее, автобус имел мягкий ход». Шамиль Закиев: «Там балансиры на пружинах и втулки резиновые. Если амортизаторы не работают - сильно качает».

Алишер Назаров: «Я выписывал путёвку «697-му» минимум 500 раз». Igor Chliustikov: «Что угодно говорите, а по комфорту его не превзошел никто! По крайней мере, в те годы». Kuza Kovgan: «Мы на таком в училище всей группой ездили по тогда ещё красивым городам: Ивано-Франковск, Тернополь, Винница, Яремча, и всё это через Киев. Никто, помнится, не уставал - настолько плавно плывёт автобус по шоссе». Vitali Borisik: «На таком работал! Преклоняюсь».

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
олег16.10.2021 00:46
Господи! На чем же мы раньше ездили? Каменный век! На ЛАЗе-695 зимой отморозил ноги! Едва не ампутировали! Я бы этого конструктора самого засунул бы на зиму в этот скворешник, где нет печки! Сейчас работаю на Мерседесе! Комфорт! С ужасом вспоминаю былое!
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Купе спортивные
Кабриолеты и родстеры Premium