Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
EXEED
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaecoo
Jaguar
Jeep
Jetour
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
OMODA
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong / KGM
Subaru
Suzuki
TANK
Toyota
Volkswagen
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Москвич
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Belgee
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
Donkervoort
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Ineos
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
LEVC
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
Micro
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
Tazzari
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hennessey
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Seres
Tesla
Vector
Aito / Seres
Aiways
Arcfox
Avatr
BAIC
Baojun
Blaval
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
Dayun
Denza
DongFeng
EXEED
Exlantix
FAW
Forthing
Foton
Fuqi
GAC
GAC Trumpchi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Hanteng
Haval
Hawtai
Hino Motors
HiPhi
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
Huazi
Hycan
IM Motors
JAC
Jaecoo
Jetour
Jetta
Jidu
JMC
JMEV
KAIYI
Kandi
Knewstar
Landwind
Leapmotor
Lifan
Livan
Luxeed
Luxgen
Lynk & Co
M-Hero
Maple / SMA
Maxus
MG
Nevo
Nio
OMODA
ORA
Oting
Qoros
Radar
Rising Auto
Roewe
Rox
SAIC
Shacman
Skywell
Stelato
SWM
TANK
TENET
Tianma
Tianye
Tonggong
Venucia
VGV
Vortex
Voyah
Weltmeister
WEY
Wuling
Xiaomi
Xin Kai
XPeng
YueJin
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong / KGM
Ambertruck
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
Solaris
Sollers
TENET
Volga
Xcite
АмберАвто
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
VinFast
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Suzuki
Cezet
Lifan
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
ГАЗ
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
Sollers
YueJin
Dayun
DongFeng
Foton
Shacman
Volvo
Ambertruck
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
Ikarus
Hyundai
Volvo
Volvo
SsangYong / KGM

Автор: Мария Степанова

13 октября 2025, 05:20

Почему советский роторный мотоцикл Урал 7.151 так и не стал серийным

Почему советский роторный мотоцикл Урал 7.151 так и не стал серийным

Уникальный роторный Урал: как СССР чуть не опередил весь мир – что помешало

Почему советский роторный мотоцикл Урал 7.151 так и не стал серийным

В СССР создали необычный мотоцикл с роторным мотором. Он мог изменить всю отрасль. Но проект так и не дошел до конвейера. Почему это произошло, читайте в нашем материале.

В СССР создали необычный мотоцикл с роторным мотором. Он мог изменить всю отрасль. Но проект так и не дошел до конвейера. Почему это произошло, читайте в нашем материале.

В восьмидесятых советские мотоциклы уже не выдерживали конкуренции с зарубежными моделями. Даже популярные Jawa оставались простыми двухтактниками, а про «Урал» и говорить не приходилось. Все понимали: нужна срочная модернизация. Однако руководство заводов не спешило вкладываться в обновление, ведь спрос на старые байки сохранялся. Тем не менее, во второй половине десятилетия специалисты ВНИИ Мотопрома СССР решились на смелый эксперимент – создать мотоцикл с роторным двигателем на базе «Урала».

Сколько всего было построено экземпляров модели 7.151, до сих пор неизвестно. Ясно одно: в серию она не пошла, а до наших дней дожил лишь один или два опытных образца. Внешне байк напоминал «Иж», хотя технически это был полноценный «Урал». Такой дизайн выбрали не случайно – инженеры хотели избавиться от устаревшего облика, который тянулся еще с военных времен. Впрочем, если бы проект получил развитие, внешний вид наверняка бы доработали.

Главная особенность 7.151 – двигатель Ванкеля. В СССР идею роторного мотора подхватили после того, как АвтоВАЗ начал выпускать небольшие партии моторов для силовых структур. Инженеры ВНИИ Мотопрома и Ирбитского завода разработали мотор РД-515 на базе вазовских агрегатов, но сделали его односекционным. Многие детали подходили от «Жигулей», что позволяло быстро наладить производство. На создание и доводку ушло почти десять лет. Особое внимание уделили ресурсу: благодаря никасиловому покрытию мотор мог пройти до 50 тысяч километров до капремонта. Объем составил 491 куб. см, мощность – 40 л. с., а крутящий момент впечатлял с самых низких оборотов.

Уникальной была и выхлопная система: она включала приемный блок для охлаждения раскаленных газов, ведь роторный мотор работал при более высоких температурах. Питание осуществлялось через карбюратор, но смесь сжигалась двумя свечами – одна работала стандартно, вторая дожигала остатки. Охлаждение сделали жидкостным, с массивным радиатором – воздушное не справлялось даже летом. Колеса были легкосплавными, тормоза – гидравлическими, причем отдельный барабан стоял даже на колесе коляски. Бак увеличили, ведь расход топлива у роторного двигателя выше, но точных данных не сохранилось. Переднюю вилку пришлось разрабатывать с нуля – стандартная не выдерживала нагрузок. Приборная панель собрана из элементов ВАЗ-2106, а рама – дуплексная, с двойными трубами, что обеспечивало вдвое большую жесткость на скручивание.

Испытать необычный мотоцикл удалось только инженерам, работавшим над проектом. Благодаря высокой тяге с низких оборотов, байк оказался довольно резким – удержаться в седле было непросто. Планировалось не только запустить модель в серию, но и построить для нее отдельный завод в Набережных Челнах. Там хотели выпускать целую линейку инновационных мотоциклов, включая спортивные и кроссовые. Однако экономические перемены конца 80-х перечеркнули эти планы – государство отказалось финансировать строительство.

ВНИИ Мототехники не остановился на одной модели: в 1988 году был создан опытный эскортный мотоцикл с роторным мотором объемом 600 куб. см и мощностью 50 л. с. Но и он остался в единственном экземпляре, даже не прошел испытания. После распада СССР работы над роторными байками прекратились окончательно. Сегодня такие мотоциклы не выпускает ни одна компания в мире, и это по-настоящему жаль.

Упомянутые марки: Урал
Подпишитесь на Google новости, Дзен, MAX, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Похожие материалы Ural

Похожие материалы Ural

Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Купе спортивно-представительские
Компактные кроссоверы и внедорожники Lux