Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
21 января 2022, 21:30

Почему танк «Черчилль» проигрывал немецким «Тиграм»

Разбираемся с британским пехотным танком Mk.IV, более известным как Churchill. Чем он был хорош, что умел и что это вообще за «пехотные танки» такие? В тридцатые годы и в начале сороковых в Британии существовало деление танков на пехотные и кавалерийские.
MkIV

Кто такой пехотный танк?

 

Пехотные танки предназначались для поддержки пехоты, например, во время штурма укреплённых позиций противника. Таким боевым машинам не требовалась высокая скорость, зато была очень нужна прочная броня. Кавалерийские же танки представляли собой лёгкие подвижные машины, способные быстро проникать в тыл и атаковать неожиданно. Согласно этой классификации вполне можно назвать советские Т-34 кавалерийскими, а КВ-1 – пехотными танками.

По старой памяти

Работы по созданию нового тяжелого пехотного танка начались в 1939 году. Начиналась Вторая мировая война, и англичане опасались, что она пойдёт по тому же сценарию, что и Первая, то есть, станет позиционной и окопной. Поэтому было решено создать тяжёлую машину, способную штурмовать серьёзные линии обороны, проходя через заграждения и минные поля.

Предполагалось, что новый танк будет иметь лобовую броню толщиной не менее 60 мм (в 1939 году – очень солидный показатель!) и гусеницы, охватывающие корпус, которые помогли бы преодолевать окопы и траншеи. Был создан прототип, получивший название A20. Интересно, что, помимо прочего, танк получил много маленьких катков, что позволило бы ему продолжать движение даже в случае повреждения нескольких из них. На практике A20 получились более тяжёлые и ещё более медленные, чем планировалось.

Война изменилась

После стремительного захвата Франции стало ясно, что никакой окопной войны не будет. Поэтому концепция нового танка была пересмотрена. Однако, использование на войне фортификационных сооружений никто не отменял. Так что это по-прежнему должен был быть классический пехотный танк, обладающий хорошей бронёй. При этом, было очевидным, что боевая машина должна эффективно бороться не только с укреплениями, но и с другими танками. A20 подвергли переделке. В частности, был установлен более мощный двигатель. Машины назвали A22.

В июне 41-го A22 пошли в серию под именем Mark IV или Churchill. Несложно догадаться, что имя «Черчилль» они получили в честь премьер-министра Великобритании. Так что же представляли собой эти танки?

Толстые лбы и слабые пушки

 

Лобовая броня имела толщину целых 102 миллиметра, а на некоторых более поздних модификациях в верхней части лба – и вовсе целых 152! Никакого наклона в этой верхней части, правда, не было. У наклонной середины «морды» показатель был скромнее: 57 миллиметров. Толщина бортов равнялась 76 (на самом бронированном варианте – 95), а кормы – 64 мм.

Для сравнения у КВ-1 броня передней части не превышала 75 миллиметров. Не забываем про наклон, но всё равно разница в толщине была очень большой. Весил «Черчилль» около 38 тонн, что при такой броне не так уж много. Максимальная скорость по шоссе не превышала 25 км/ч. Тот же КВ-1, весивший больше, разгонялся до 34 км/ч. Правда, средняя скорость передвижения у «Черчиллей» по факту была ненамного ниже, чем у КВ. Совсем уж медленными тяжёлые британцы не были. А вот проходимость действительно оказалась пусть и не катастрофической, но явно ниже среднего.

Вооружение «Черчилля» – это тема для отдельного разговора. За неимением лучшего, сначала боевую машину вооружили 40-миллиметровой танковой пушкой QF 2 pounder – безнадёжно устаревшей и не способной нормально бороться с немецкими танками. На всякий случай в танк воткнули ещё 76-миллиметровую гаубицу, разместив её посередине корпуса – то есть, примерно там, где в норме у танка может находиться пулемёт. Гаубица была закреплена наглухо и углов наводки не имела. Пулемёт, кстати, тоже был. Калибром 7,92 мм. Впоследствии появилось довольно много различных модификаций танка, имеющих различное вооружение: от той же 40-миллиметровой пушки и двух пулемётов, до гаубицы 95 мм., установленной уже в башне «как положено». Появилась и более бронированная версия, та самая, со 152-миллиметровой бронёй во лбу.

Надёжность танка оказалась средненькой. Проблемы были, разные, но нельзя сказать, что всё было совсем плохо.

Так плохо или хорошо?

 

В общем и целом, танк «Черчилль» считался скорее неудачным. С другой стороны, было немало и положительных отзывы от военных. Броня иногда действительно спасала танк от орудий противника. 40-миллиметровая пушка первого варианта «Черчилля» предсказуемо оказалась крайне слабой. Скорости, как уже было отмечено, для тяжелого танка на практике была вполне достаточно. В качестве танков именно поддержки пехоты некоторые варианты «Черчилля» показали себя неплохо, причём до самого конца войны. Так что своё предназначение эта машина выполнила. Ну, а сравнивать её с «Тиграми» – занятие заведомо бессмысленное и очень глупое.

Про «Тигры», кстати, можно почитать в статье Немецкая легенда: танк «Тигр».

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Спортивные внедорожники
Малотоннажные вэны