Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Послевоенные легенды МАЗ-501 и МАЗ-502: одному в лес, второму в армию

Восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отечественной давалось нашему трудовому народу хоть и непросто, но с великим воодушевлением. Как грибы после дождя росли города, по их улицам поехали новые автомобили.
Фото: uncle-vova.com

Свою лепту в возрождение страны внесли крупные отечественные автогиганты., особенно те, что специализировались на выпуске грузовой и промышленной техники. В арсенале Минского автозавода главным на тот момент было «200-е» семейство (МАЗ-200 и МАЗ-205). Его серийный выпуск был освоен в конце 1940-х по чертежам ярославских инженеров. Грузовики были востребованы как в СССР, так и за его пределами, но белорусам хотелось своих разработок, и такой случай им предоставился. 

На лесозаготовки

В 1953 году руководство Минского автозавода получило от Минлеспрома СССР задание создать автомобиль-лесовоз. За дело принялись охотно, и в самые короткие сроки на МАЗе была разработана конструкция такого спецгрузовика. Он имел колесную формулу «4х4» (постоянный привод на оба моста и несимметричный межосевой блокируемый дифференциал), позволявшую ему бороздить лесные дороги и буераки.

Ранее мы писали
История Минского автозавода насчитывает 6 поколений автомобилей. При этом самый первый белорусский грузовик ...
Читать далее

Несколько опытных образцов продемонстрировали заказчику в 1954-м. Автомобилю присвоили заводской индекс МАЗ-501. Это был тягач с полной грузоподъемностью автопоезда 15 тонн, в задачу которого входила транспортировка бревен в сортаментах и леса в хлыстах длиной до 30 метров с применением прицепа-роспуска.

Установленный на МАЗ-501 ярославский 4-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-М204А мощностью 120 л.с. позволял грузовику передвигаться по дорогам разных типов с удовлетворительной несущей способностью. На асфальте ему удавалось развивать скорость 45 км/ч, что даже по тем временам было, скажем так, не очень. Внешне МАЗ-501 напоминал «200-ю» серию - та же 3-местная капотная деревянная (чуть позже полностью металлическая) закрытая кабина с металлической обшивкой и отопителем.

Поскольку зимы в те годы были суровыми не только в Сибири и на Чукотке, испытания «пятьсот первого» решено было провести недалеко от производственной площадки, на базе Червенского леспромхоза (Минская область). Грузовики загнали в полуметровые сугробы, и они справились с заданием. 18 декабря 1955 года первый серийный лесовоз МАЗ-501 сошел с главного конвейера Минского автозавода.

По заказам военных

Ранее мы писали
Вторая мировая война породила новый тип армейского многоцелевого автомобиля, получивший имя джип. Первопроходцами ...
Читать далее

По мере того, как грузовик честно наматывал моточасы в народном хозяйстве великой родины, его конструкция требовала тех или иных доработок. Так, вскоре появилась модификация МАЗ-501Б, ее главным отличием стал более мощный силовой агрегат - 180-сильный четырехтактный дизель V6 ЯМЗ-236 все того же ярославского производства.

Отдельная страничка истории «пятьсот первого» - работа по заказам армии. И здесь мы уже говорим о модификации МАЗ-501В. Военные быстро сумели оценить достоинства лесовоза и попросили минчан создать для них седельный тягач повышенной проходимости, который мог бы транспортировать полуприцепы с различными армейскими грузами и одновременно перевозить личный состав. Опытный образец появился в середине 1950-х, а серийное производство стартовало в 1958-м. Кстати, один такой экземпляр можно увидеть в сюжете известного игрового кинофильма «Королева бензоколонки» (когда героиня Румянцевой приезжает на нем к месту своей новой работы).

Особенности МАЗ-501В – шины повышенной проходимости, короткий предпусковой запуск в зимнее время, эффективный для своего времени отопитель кабины, в которой, к слову, размещалось оружие. В движение грозную военную машину приводил форсированный 4-цилиндровый 135-сильный двухтактный дизель ЯМЗ-М204В с непосредственным впрыском и прямоточной продувкой. Коробка передач - трехходовая 5-ступенчатая (с 5-й повышающей передачей), была еще 2-ступенчатая раздаточная коробка с цилиндрическим блокируемым межосевым несимметричным дифференциалом планетарного типа.

Ранее мы писали
Этот автомобиль положил начало целой линейке коммерческих Opel. В компании говорят, что его название («Молния») ...
Читать далее

Конкретно для перевозки солдат (плюс буксировка «зениток») на базе «пятьсот первого» был спроектирован бортовой полноприводный вариант МАЗ-502 грузоподъемностью 4 тонны (в серию пошел в 1956-м). У автомобиля были металлическая платформа, оборудованная откидными бортами и сиденьями, съемные дуги и тент. Грузовик получился сильным и тяговитым - транспортировал 9,5-тонный прицеп по асфальтовым дорогам и 5-тонный - по тяжелым «грунтовкам», при этом, не боясь, штурмовал метровый водный брод.

МАЗ-502 дал некую поросль в лице нескольких модификаций. Это, прежде всего, бортовой автомобиль МАЗ-502А с лебедкой плюс армейский тягач МАЗ-502В. «Пятьсот второй» оказался крепышом: в конце 1950-х военные проводили испытания всего модельного ряда автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии – нужно было определить ее проходимость в условиях сильного и глубокого снега. Так вот, самую высокую проходимость продемонстрировал именно МАЗ-502, который сумел проехать самую длинную дистанцию.

Понятно, что одними лишь лестными отзывами описывать военно-трудовую жизнь МАЗ-501 и МАЗ-502 не совсем верно, у машин были свои существенные недостатки. Среди таковых следует отметить большой расход топлива (чуть ли не до 100 литров), невысокую скорость передвижения и пр. Все это вкупе привело к тому, что конвейерная жизнь грузовиков оказалась недолгой: МАЗ-501 выпускали в период с 1955 по 1965 г.г., МАЗ-502 – с 1956 по 1966 г.г. Из ныне читающих, уверен, мало кто способен поделиться знаниями о МАЗ-501, поскольку живьем такую машину не видел.

Автору этих строк приходилось с ним встречаться. В армии. Естественно, советской. Но, к сожалению, тот экземпляр был, что называется, мертвым – совсем не ездил, а только догнивал под сводами дырявой крыши армейского гаража. Если все же кому есть, что дополнить, не стесняйтесь, напишите.

В статье использованы воспоминания ветерана Минского автозавода Л.Е. Гилелеса

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники Business