Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Leapmotor
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Praga V3S - рядовой чехословацкой армии: грубо, некомфортно, но очень серьезно

В феврале 1952 года из ворот фабрики Praga в районе Высочаны чехословацкой столицы выкатил первый прототип легендарного «вихря». Грузовик проявил себя, прослужив в рядах чехословацкой армии не одно десятилетие.
Фото: pragaglobal.com

Полноприводный грузовик с заводским обозначением Praga V3S («военный трехтонный специальный») был создан менее чем через 2 года после того, как его разработка была заказана для чехословацкой армии. Военные тогда испытывали острую необходимость в легком транспортном средстве, способного справиться даже с самым сложным бездорожьем.

С оглядкой на ЗИЛ и «Студебеккер»

Ранее мы писали
На 1950–1970-е годы в Советском Союзе пришлось время бурного роста промышленности. Народное хозяйство требовало ...
Читать далее
Автомобиль, дизайн которого был основан на советских ЗИЛах и/или американских «Студебеккерах», оказался одним из лучших внедорожников своего времени. Чешские инженеры получили задание разработать средних габаритов грузовик с хорошими «гряземесительными» способностями в августе 1951 года. Проектирование и подготовка производства заняли рекордно короткое время - от первой линии на чертежной доске до изготовления прототипа прошло всего 5 месяцев.

Первый построенный экземпляр далеко уехать не смог. Очевидцы вспоминают, что уже во дворе завода ц него сломался подшипник соединительного вала. Но это обычное явление для вновь разработанного продукта, и этот незначительный дефект не смог повлиять на судьбу нового автомобиля. Сразу последовала серия испытаний прототипов, после которых автомобиль претерпел лишь несколько изменений.

Сначала решили использовать оригинальный пятицилиндровый мотор с воздушным охлаждением под капотом (точнее, под кабиной), но вскоре отдали предпочтение другому силовому агрегату - с шестью цилиндрами. Он был заимствован у тяжелого грузовика Tatra 111. Без преувеличения можно сказать, что новый двигатель был создан путем банального раздвоения 12-цилиндрового мотора «Татры».

Ранее мы писали
Услуга грузового такси родилась не сегодня. И это далеко не всегда были вездесущие «Газели». Корни автомобильных ...
Читать далее
Окончательная версия Praga V3S также получила топливные баки большего размера, чем изначально предполагалось, а после неудачного опыта с одним из прототипов, который сгорел после соприкосновения аккумуляторов с рельефом местности, батареи переместились из района рамы под водительское сиденье. Так надежнее.

Метр вглубь и 40 см вверх

Мы уже упомянули, что дизайн «вихря», как иногда называли Praga V3S, был основан на давно работающих машинах других производителей, однако итоговый вариант принято считать на 100% работой чешской команды дизайнеров. Важным элементом разработки конструкции являлась необходимость в редукторах в ступицах колес, которые бы увеличивали дорожный просвет автомобиля и, соответственно, его проходимость по пересеченной местности.

В этом помогла гибкая рама, которая оказалась способной выдерживать большие нагрузки. То, как Praga V3S справлялся с особенностями рельефа, могут сравниться немногие одноклассники, в том числе современные. Чешский грузовик мог пробираться через метровую толщу воды и перпендикулярно «перешагивать» через препятствие высотой 40 см.

Какой комфорт, о чем вы?

Поскольку во главу угла при разработке Praga V3S были поставлены отличные внедорожные качества, комфортом пришлось пренебречь. Его не было ни для водителя, ни для пассажиров рядом, ни тем более для тех, кто размещался в тентовом фургоне. Военнослужащим определили, как водится, деревянные скамейки, пусть и складного типа.

Двигатель расположили как на нашей «шишиге» - под кабиной, между водителем и пассажиром. Поэтому летом в кабине «Праги» было, мягко говоря, жарковато. Ну и, конечно же, шумно - длительная поездка вызывала у экипажа желание надеть беруши. Рулевое управление не являлось коньком конструкции «военнообязанного» грузовика – никакого гидроусилителя, естественно, не было и в помине. Чтобы крутить рулем, требовалась хорошая физическая подготовка (как ту не вспомнить отечественные аналоги тех лет). Зато «Прага» могла похвастаться довольно мощными пневматическими тормозами. 

Официальный конец производства совсем не конец

Ранее мы писали
Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории ...
Читать далее
Первые серийные экземпляры начали выезжать за заводские ворота в апреле 1953 года, и продолжительное время Praga V3S оставался практически в неизменном виде, лишь с легкими незначительными модификациями. По-настоящему серьезные изменения коснулись грузовика лишь в начале 1980-х, то есть в те годы, когда он уже производился на Братиславском автомобильном заводе.

Более мощным стал силовой агрегат, увеличилась максимальная скорость грузовика, изменена схема электрической проводки. В модификации M2 фары переместились на бампер, водитель получил мягкое сиденье, а аккумуляторные батареи переместились обратно на раму, как у прототипа. Последние автомобили Praga V3S были выпущены в 1990 году, хотя официально производство закончилось двумя годами ранее.

Однако карьера неукротимого автомобиля на этом не закончилась – еще несколько лет «Прагу» выпускали на военно-ремонтном заводе в Пржелуче, что недалеко от Пардубице. Местные умельцы сумели впихнуть во внедорожник авиационный двигатель с водяным охлаждением.

Автопарк чехословацкой армии насчитывал до 25 000 Praga V3S, однако и по сей день военнослужащие уже чешской армии эксплуатирует несколько машин в оригинальной версии с воздушным охлаждением. Тем не менее вечно «Прага» служить не может, и грузовик уступает свое место более прогрессивным моделям типа Tatra T 815, T 810 и Tactic.

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Новости СМИ2
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Компактные кроссоверы и внедорожники Lux