
Самородок ГАЗ-33: три оси, семь тонн полезного груза и масса оригинальных узлов
Отечественным автозаводам поступила установка разработать более тяжелые грузовики, нежели те, что использовались до сих пор. Горьковчане сумели-таки создать силача, способного увезти в светлые дали 7 тонн полезного груза. Грузовик получил заводской индекс ГАЗ-33. Визуально он смахивал на хорошо нам знакомый ГАЗ-53А, только с тремя осями. Всего было изготовлено 7 опытных образцов – где они, не известно, поскольку до нашего времени не доехал ни один.
Сами с усами
О тормозной системе ГАЗ-33 чуть подробнее. Так, например, привод рабочих тормозов получился пневмогидравлическим, выполнен не в одноконтурном варианте (как это было распространено на многих других советских грузовиках того времени), а по раздельной схеме. Причем, разделение контуров было следующее: первый воздействовал на заднюю ось и левое колесо средней оси, второй – на переднюю ось и правое колесо той же средней оси. Были увеличены диаметр главного тормозного цилиндра и размеры рабочих механизмов. Спереди были применены такие же тормоза, как на задней оси павловского автобуса ПАЗ-672, а тормозные колодки ведущих мостов копировали аналоги от «сто тридцать первого» ЗиЛа.
Восемь цилиндров – не прихоть
В качестве силового агрегата использовали карбюраторный 8-цилиндровый мотор ЗМЗ-41, изначально предназначавшийся для броневика БРДМ-2. Но фактически это был 5,5-литровый 135-сильный агрегат от легкового лимузина «Чайки», который перенастроили под низкооктановый «76-й» бензин.
Была понижена оборотистость двигателя, а в придачу дали карбюратор более простой модификации. Важный момент: что называется, с нуля была разработана 2-ступенчатая дифференциальная раздаточная коробка. Она получила синхронизатор, благодаря чему водитель мог прямо на ходу переключаться с пониженной передачи на прямую, и обратно.
От ГАЗ-53А «трехоснику» достался рулевой механизм, правда, пришлось поколдовать над ГУР – сделали по «образу и подобию» ГАЗ-66. Подвеска же мостов и «тележки» - суть унификация с тяжелым грузовиком «Урал-375».
Приемочные испытания ГАЗ-33 были завершены в 1968 году. Не имея особых нареканий со стороны специалистов, автомобиль был рекомендован к постановке в серийное производство. Но оно так и не началось. В том числе и самосвальной модификации, чей «обходной лист» был подписан в 1969-м. А все потому, что Горьковский автозавод не обладал на тот момент свободными производственными мощностями, а чтобы перепрофилировать на выпуск ГАЗ-33 другое предприятие (в частности, Борский агрегатно-сборочный завод), нужны были огромные инвестиции.
Спустя годы возвращаться к идее производства трехосного ГАЗ-33 было уже поздно. В начале 1970-х инженеры Завода им. Лихачева доработали конструкцию ЗиЛ-133 Г1 со схожими массогабаритными характеристиками. К чести столичного грузовика, он брал на борт на 1 тонну груза больше и при этом был сильнее унифицирован с «донорским» (серийным) вариантом. Другими словами, шансы пойти в массовое производство ГАЗ-33 расценивались как нулевые. Возможно, не самый плохой грузовик так и остался в истории Горьковского автозавода в виде единичных опытных машин.
Современные последователи
Сегодня в модельной линейке Горьковского автозавода также присутствует среднетоннажник – это «ГАЗон Next» с максимальной грузоподъемностью 6,2 тонны (пятое поколение горьковских машин). Автомобиль выпускается с конца 2014 года, сменил собой ГАЗ-3309, производство которого было завершено в январе 2020-го.
В семействе также есть автомобиль повышенной проходимости «Садко Next» – прямой наследник ГАЗ-66, построенный на его модернизированной платформе. У внедорожника односкатная ошиновка заднего моста и система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Оба грузовика, заметим, двухосные.
-
25.06.2022, 15:02
Новый МАЗ готов доставлять молоко. Но есть ли у него будущее?
Инженеры совместного белорусско-германского предприятия МАЗ-MAN разработали и продемонстрировали грузовик МАЗ-MAN 631559, оснащенный с цистерной для перевозки молока. Читать далее
-
24.06.2022, 14:04
Daimler Truck намерен использовать меньше чипов. Или почему в Америке обносят грузовики?
Корпорация Daimler Truck заявила о намерении уменьшить количество используемых чипов в своих грузовиках. Причина понятна – непрекращающийся дефицит электронных компонентов. Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
21.06.2022, 14:11
Грузовики Volvo поехали на водороде. Пока в тестовом режиме
Представитель Volvo Trucks, чья штаб-квартира находится в Гетеборге, заявил в понедельник, 20 июня, что шведский автогигант приступил к испытаниям грузовика, работающего на водороде.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее
-
25.06.2022, 15:02
Новый МАЗ готов доставлять молоко. Но есть ли у него будущее?
Инженеры совместного белорусско-германского предприятия МАЗ-MAN разработали и продемонстрировали грузовик МАЗ-MAN 631559, оснащенный с цистерной для перевозки молока. Читать далее
-
24.06.2022, 14:04
Daimler Truck намерен использовать меньше чипов. Или почему в Америке обносят грузовики?
Корпорация Daimler Truck заявила о намерении уменьшить количество используемых чипов в своих грузовиках. Причина понятна – непрекращающийся дефицит электронных компонентов. Читать далее
-
22.06.2022, 19:21
Первые Mitsubishi Galant начинали с компакт-класса. Но причем здесь Colt?
Японские легковые автомобили Mitsubishi Galant выпускались на протяжении 9 поколениях вплоть до 2012 года, за это время было реализовано более 5 млн экземпляров. Читать далее
-
22.06.2022, 16:17
В Кронштадте пройдет фестиваль ретротехники
17 и 18 июля в старинном форту Константин в Кронштадте пройдет 8-ой международный Фестиваль ретротехники «Фортуна», который можно по праву назвать главной ретровыставкой Северо-Запада.Читать далее
-
21.06.2022, 14:11
Грузовики Volvo поехали на водороде. Пока в тестовом режиме
Представитель Volvo Trucks, чья штаб-квартира находится в Гетеборге, заявил в понедельник, 20 июня, что шведский автогигант приступил к испытаниям грузовика, работающего на водороде.Читать далее
-
20.06.2022, 18:20
Volvo 440 и 460: хэтчбеки и седаны родом из Нидерландов
Пятидверный хэтчбек 440 и четырехдверный седан 460 производились Volvo на заводе Nedcar в Борне, Нидерланды. Передние колеса приводил в движение рядный 4-цилиндровый двигатель Renault, при этом покупателям предлагался выбор между механической или автоматической коробками.Читать далее