Современные и комфортные трамваи в стране есть. Но почему они ходят полупустые?
Хорошо это или плохо? Смотря под каким углом посмотреть на ситуацию. Евгений Мелюк, главный конструктор СЦ «Транстелематика» - IT-компании, предоставляющей комплекс услуг по разработке, внедрению и обслуживанию программно-аппаратных систем и многоуровневых решений в сфере городского пассажирского транспорта, не видит в этом большой проблемы.
На фото 110km.ru: Евгений Мелюк, главный конструктор СЦ «Транстелематика»
«Полупустые трамвайные вагоны на улицах – это признак комфорта для пассажиров, - говорит специалист. – Особенно для тех, кто пересел в трамвай с автомобиля. Мы обязаны делать все возможное, чтобы людям было комфортно передвигаться по запруженному городу, и с этой точки зрения трамвай имеет свои преимущества. Другой момент, что ныне функционирующая инфраструктура далеко не везде позволяет эффективно использовать те преимущества, которых достигли производители трамваев».
Снизьте скорость, подъезжаем к стрелке
По словам Евгений Мелюка, система управления трамвайным движением в виде стрелок и т.п. заметно снижает скорость движения вагонов. Инфраструктура сегодня находится на уровне до 1990-х годов, при этом внедрять современные технологии пока что сложно.
«В Европе стрелки переводятся при приближении трамвая заблаговременно, а у нас трамвай обязательно должен снизить скорость до 5 км/ч, дабы водитель лично убедился, что стрелки перевелись. В итоге, скорость трамвая снижается», - констатирует эксперт.
Фото: electrotrans.spb.ru
СЦ «Транстелематика» совместно с НИИ точной механики разработали технологию, которая автоматически переводит стрелки при скорости трамвая 30 км/ч. Система контролирует положение стрелки – эта информация выводится на монитор водителя, одновременно воздействуя на сигнал светофора. В Европе подобная схема работает давно, однако в настоящее время зарубежные разработки, по известным причинам, нам недоступны.
Так ли уж идеален «Чижик»?
В качестве позитивного примера Евгений Мелюк приводит петербургский проект трамвая «Чижик», который, по его словам, «ездит быстрее, чем трамваи «Горэлектротранса»: «Там вся система работает, концессионер с нуля создал новую инфраструктуру, есть положительные результаты».
Отчасти в ним согласен Андрей Уланов, начальник отдела перспективного развития СПБ ГУП «Горэлектротранс»: «Проект «Чижик» действительно неплохой, однако, как показала практика, объем перевозок у них не увеличился. Стоимость перевозки у «Чижика» выше, чем у трамваев «Горэлектротранса», поэтому, с точки зрения экономики, этот проект - большой вопрос».
На фото 110km.ru: Андрей Уланов, нач. отдела перспективного развития СПБ ГУП «Горэлектротранс»
По мнению Уланова, трамвайную сеть надо развивать в комплексе. То есть полностью менять и инфраструктуру, и энергохозяйство. «Недостаточно купить современный подвижной состав – при нынешней инфраструктуре его можно просто угробить, - отмечает специалист. - При своем планировании мы пытались заглянуть на 35 лет вперед. Чтобы, создав трамвай будущего, он оставался современным 35 лет».
Относительно полупустых трамваев Андрей Уланов говорит, что основной причиной этого является как раз таки архаичная трамвайная сеть: «Автобус гораздо проще запустить на линии. Но именно у трамвая самая большая пропускная способность. Состав особо большой вместимости способен одновременно везти до 350 человек».
Все не так плохо?
Проблема, вроде бы, всем известна и, на первый взгляд, кажется, что российские города не уделяют ей должного внимания, однако это не совсем так. «Совместными усилиями с инженерами НИИ точной механики мы разработали систему диспетчеризации и управления движением городского электрического транспорта и автобусных парков, - отмечает Евгений Мелюк. - Взяли и перенесли опыт метрополитена в трамвайное хозяйство. Полтора года тестировали технологию в Москве, провели ряд доработок.
Фото: 110km.ru
После этого внедрили систему при строительстве новых столичных трамвайных депо, а уже затем обкатали ее в Санкт-Петербурге, прибегнув к помощи ПК «Транспортные системы» (российский разработчик и производитель современного городского электротранспорта – прим. 110km.ru).
С 2020 года «Транстелематика» оборудовала в Санкт-Петербурге комплектами бортового оборудования 2,5 тыс. ТС. В целом по стране на сегодняшний день используется порядка 100 000 подобных комплектов.
«Внимание к развитию инфраструктуры в том же Санкт-Петербурге все же есть, город ее закладывает в приоритетный проезд общественного транспорта, - говорит Андрей Юхненко, коммерческий директор ПК «Транспортные системы». – Когда, скажем, трамвай подъезжает к светофору, ему сразу загорается зеленый сигнал. Это повышает уровень доступности для пассажиров, позволяет им правильно планировать свой день. В этом – будущее».
На фото 110km.ru: Андрей Юхненко, коммерческий директор ПК «Транспортные системы»
Кстати
В России может появиться федеральная программа модернизации городского наземного электрического транспорта. Предложение о её разработке Минтранс направил в Правительство, о чем под самый занавес 2022 года проинформировал Андрей Яцкин, первый вице-спикер Совета Федерации.
В пример он приводит программу модернизации трамвайной инфраструктуры города Таганрога, который находится под личным контролем Валентины Матвиенко. По словам Яцкина, инфраструктура города была почти изношена на 95%. Но за 1,5 полтора года было построено 45 км трамвайных путей, 102 остановочных павильона, запущено 50 новых современных трамваев, построены современные остановки.
«Проект уникален ещё и тем, что полностью модернизировано депо», — поведал вице-спикер СФ. Он заметил, что здания, которые были построены в рамках проекта, наполнили новым отечественным оборудованием. Теперь люди приезжают в Таганрог из других городов, чтобы покататься на современном трамвае.
-
12.01.2023, 10:40
ТУАХ: приживаются ли в большом городе троллейбусы с батареями?
Начнем с расшифровки ТУАХ. Так именуют троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Это те самые машины, что могут ехать в комбинированном режиме - идут под проводами и потом продолжают свой путь на батарее.Читать далее
-
31.12.2022, 14:49
В феврале 2023 года «КамАЗ» намерен освоить выпуск нового электробуса с высокой долей российских деталей
Весьма кругленькую сумму в 20 млрд рублей направит на реализацию инвестиционной программы российский автогигант «КамАЗ» в наступившем году. По словам гендиректора компании Сергея Когогина, в годовом выражении она будет увеличена на треть (с прошлогодних 14 млрд руб.). Читать далее
-
02.12.2022, 13:47
Итоги XII Петербургского международного автомобильного форума AutoInvest
29 и 30 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге прошел XII Петербургский международный автомобильный форум AutoInvest, на котором эксперты отрасли подвели итоги сложного для российской автомобильной промышленности года.Читать далее
-
01.12.2022, 14:00
«Петроградка» и «Коломна»: в 2023 году Санкт-Петербург получит 54 современных ретро-трамвая
Речь идет о низкопольных трамваях с характеристиками, отвечающими духу сегодняшнего времени, но выполненных в ретро-дизайне 1950-х годов. 12 трамваев приедут в город на Неве в двухсекционном четырехосном исполнении, 42 – в трехсекционном шестиосном.Читать далее
-
30.11.2022, 17:09
Алексей Бакулин: «Наши автобусы фактически превращаются в полностью цифровую сервисную службу»
Совместными усилиями инженеров НТЦ «КамАЗ» и ПАО «НефАЗ», башкирского дочернего предприятия компании, разработан и изготовлен прототип автобуса особо большого класса КамАЗ-6299, работающий на компримированном природном газе. Читать далее
-
29.11.2022, 16:18
Москвичей пересадят на новые маршрутки «ГАЗели»: как они выглядят
Горьковский автозавод представил на международной выставке BW Expo в Москве новый микроавтобус малого класса «ГАЗель e-City». Мосгортранс новинкой заинтересовался и договорился о тестовой эксплуатации.Читать далее
-
12.01.2023, 10:40
ТУАХ: приживаются ли в большом городе троллейбусы с батареями?
Начнем с расшифровки ТУАХ. Так именуют троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Это те самые машины, что могут ехать в комбинированном режиме - идут под проводами и потом продолжают свой путь на батарее.Читать далее
-
31.12.2022, 14:49
В феврале 2023 года «КамАЗ» намерен освоить выпуск нового электробуса с высокой долей российских деталей
Весьма кругленькую сумму в 20 млрд рублей направит на реализацию инвестиционной программы российский автогигант «КамАЗ» в наступившем году. По словам гендиректора компании Сергея Когогина, в годовом выражении она будет увеличена на треть (с прошлогодних 14 млрд руб.). Читать далее
-
02.12.2022, 13:47
Итоги XII Петербургского международного автомобильного форума AutoInvest
29 и 30 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге прошел XII Петербургский международный автомобильный форум AutoInvest, на котором эксперты отрасли подвели итоги сложного для российской автомобильной промышленности года.Читать далее
-
01.12.2022, 14:00
«Петроградка» и «Коломна»: в 2023 году Санкт-Петербург получит 54 современных ретро-трамвая
Речь идет о низкопольных трамваях с характеристиками, отвечающими духу сегодняшнего времени, но выполненных в ретро-дизайне 1950-х годов. 12 трамваев приедут в город на Неве в двухсекционном четырехосном исполнении, 42 – в трехсекционном шестиосном.Читать далее
-
30.11.2022, 17:09
Алексей Бакулин: «Наши автобусы фактически превращаются в полностью цифровую сервисную службу»
Совместными усилиями инженеров НТЦ «КамАЗ» и ПАО «НефАЗ», башкирского дочернего предприятия компании, разработан и изготовлен прототип автобуса особо большого класса КамАЗ-6299, работающий на компримированном природном газе. Читать далее
-
29.11.2022, 16:18
Москвичей пересадят на новые маршрутки «ГАЗели»: как они выглядят
Горьковский автозавод представил на международной выставке BW Expo в Москве новый микроавтобус малого класса «ГАЗель e-City». Мосгортранс новинкой заинтересовался и договорился о тестовой эксплуатации.Читать далее