
Triumph Spitfire: назван в честь истребителя, но не орел
Небольшие британские спортивные автомобили приобрели популярность в Европе и Северной Америке после окончания Второй мировой войны. Примером могут служить родстеры Triumph 1800/2000, выпущенные фирмой Standard-Triumph (владела брендом Triumph с 1944 года), а также серия TR (TR2 и TR3). Когда же на рынке появились спортивные Austin-Healey Sprite и MG Midget, руководство Standard-Triumph отреагировало на это, представив спортивный родстер Spitfire, названный в честь знаменитого истребителя Supermarine Spitfire времен все той же Второй мировой.
Кузов двухместного Spitfire с колесной базой 2108 мм и габаритами 3683x1448x1219 мм был разработан итальянским дизайнером Джованни Микелотти (1921-1980 г.г.). Ряд позиций, включая укороченное шасси, двигатель, а также цельная передняя часть вместе с капотом и передними крыльями (кстати, поднимавшимися, чтобы сделать доступными двигатель), были позаимствованы у Triumph Herald, выпускавшегося с 1959 по 1971 годы.
Фото: gettyimages
Производство Triumph Spitfire началось на заводе в Ковентри сразу после показа на Лондонском автосалоне осенью 1962 года. За 18 лет производства было создано 5 версий автомобиля, о которых мы расскажем более подробно.
Spitfire Mark I (1962-1964 г.г.)
От Herald унаследовал реечное рулевое управление и обе раздельные оси, причем передняя ось была подвешена на треугольных рычагах и поддерживалась спиральными пружинами. Задняя подвеска имела много нареканий: когда автомобиль входил в быстрый поворот, возникала тенденция к переворачиванию.
Фото: gettyimages
Triumph Spitfire слыл недорогим спортивным автомобилем и имел спартанское оснащение. Первые выпущенные автомобили были названы Triumph Spitfire Mark I и Spitfire 4 - в честь четырехцилиндрового двигателя, что, кстати, предполагало возможность выпуска шестицилиндровой версии. В 1964-м добавили четырехступенчатую МКПП. По заказу автомобиль оснащали крышей с жестким верхом. С октября 1962 по декабрь 1964 г.г. было построено 45 753 машин данной серии.
Spitfire Mark II (1965-1967 г.г.)
Производство Triumph Spitfire Mark II (иногда называемого Spitfire 4) началось в марте 1965 года. Он был очень похож на Mark I, при этом имел 68-сильный мотор (при 6000 об/мин). Повышение производительности было достигнуто за счет регулировки распредвала, впускного коллектора и трубчатого выпускного коллектора. Автомобиль снаряженной массой 711 кг достигал скорости 154 км/ч и разгонялся с 0 до 97 км/ч за 14,8 секунды. При устойчивой скорости 110 км/ч на шоссе Spitfire Mark II, согласно заводским данным, расходовал 7,4 л/100 км.
Фото: gettyimages
Mark II имел немного видоизмененную решетку радиатора. В салоне были смонтированы новые сиденья, а большая часть открытых поверхностей были покрыты прорезиненной тканью. Пол, первоначально покрытый прессованной резиной, покрыли формованными ковриками.
Spitfire Mark III (1967-1970 г.г.)
Тем, кто счел работу двигателей Mark I и Mark II неудовлетворительной, пришлось дождаться серии Mark III, которая дебютировала в марте 1967 года. Объем силового агрегата был увеличен до 1296 куб. см, а с двумя карбюраторами SU мощность увеличилась до 76 л.с. при 6000 об/мин (пик момента - 102 Нм при 4000 об/мин). Новая выхлопная труба уменьшила шум от двигателя в салоне. Автомобиль весил 750 кг и развивал скорость 153 км/ч, разгоняясь до 97 км/ч за 13,4 секунды.
Наряду с усилением двигателя Spitfire Mark III получил первый значительный рестайлинг кузова, в основном передней части. Под давлением американских требований по безопасности передний бампер подняли чуть выше, а его вертикальные элементы стали меньше, получив резиновые упоры. С заднего бампера исчезли вертикальные элементы, а по бокам ниши для размещения номерного знака появились маленькие круглые фонари (те, что с прозрачным стеклом - заднего хода).
Фото: Triumph
Все индикаторы и органы управления располагались в центре приборной панели, инкрустированной деревянным шпоном. Рычаг переключения передач КПП и рычаг ручного тормоза располагались в зоне центрального туннеля. Из 65 320 произведенных Spitfire Mark III более 75% были экспортированы, большая часть (45%) - в США.
На более поздних версиях Mark III приборная панель, окрашенная в матово-черный цвет, была перемещена прямо перед водителем, а сиденья получили встроенные подголовники. В последний год выпуска было произведено несколько модификаций экстерьера. Появилась, например, подсветка заднего номерного знака, с капота удалили надпись «Triumph».
Spitfire Mark IV (1970-1974 г.г.)
Наиболее масштабные изменения в конструкцию модели были внесены в ноябре 1970 года – так появился Triumph Spitfire Mark IV. К примеру, была полностью переработана задняя часть, сильно видоизменен «передок», дверные ручки были утоплены, а хромированные бамперы снабжены резиновыми накладками, защищающими автомобиль при небольшом ударе. В общем, внешний вид «Спитфайера» приблизился к родственным моделям Triumph Stag и Triumph 2000, также разработанным Микелотти.
Фото: Triumph
Согласно немецкой системе измерения мощности DIN, четырехцилиндровый двигатель с двумя карбюраторами SU HS2 развивал 63 л.с. Автомобили, предназначенные для североамериканского рынка, имели простой карбюратор Zenith Stromberg, поэтому их производительность была ниже. Из-за увеличенной массы (779 кг) и строгих норм выбросов, ограничивающих мощность двигателя, скорость была снижена до 140 км/ч, а время достижения скорости 97 км/ч было увеличено до 15,8 секунды. Средний расход составлял 8,8 л/100 км.
Spitfire 1500 (1974-1980 г.г.)
Путем установки 1,5-литрового двигателя в модель Mark IV был создан Triumph Spitfire 1500. Сначала такие автомобили экспортировались в США и Канаду, в страны остального мири они попали лишь в 1975-м. Для североамериканского рынка автомобили оснащались карбюратором Zenith-Stromberg и допускали работу на неэтилированном топливе с более низким октановым числом. После добавления катализатора и системы рециркуляции выхлопных газов двигатель имел мощность всего 54 л.с. (DIN) и разгонялся до 97 км/ч за 16,3 секунды.
Фото: gettyimages
В Великобритании, в связи с менее строгими нормами по выбросам, карбюраторы SU HS2 были заменены на более производительные HS4, в результате чего появилась топовая версия Triumph Spitfire 1500 мощностью 71 л.с. (DIN) при 5500 об/мин с крутящим моментом 111 Нм при 3000 об/мин. Скорость автомобиля поднялась до 160 км/ч, а до «сотни» он разогнался за 14 секунд. Определенная работа была проведена над изменением характеристик задней оси.
Все Spitfire 1500, поставляемые на американский рынок, были легко узнаваемы по массивным черным пластиковым бамперам и габаритным огням - как на передних, так и на задних крыльях. Машины 1980 года выпуска стали самыми тяжелыми из всех выпущенных версий, их снаряженная масса составляла 850 кг. В США они стоили от 5 995 долларов, а в Великобритании - от 3631 фунт стерлингов. Последний «Спитфайр» с жесткой крышей и желтым цветом кузова сошел с конвейера в августе 1980 года, незадолго до закрытия завода. Автомобиль так и не был продан, и в настоящее время выставлен в Британском музее автомобильного наследия в Гайдоне.
-
03.02.2023, 08:52
Моторы Ford обошли Porsche в Формуле-1 и придут на смену Honda
Команда Формулы-1 Red Bull Racing, завоевавшая в 2022 году Кубок конструкторов, решила сменить поставщика моторов. На смену двигателям Honda придут моторы Ford. Переговоры с Porsche зашли в тупик.Читать далее
-
30.01.2023, 09:29
30-летний Volkswagen Golf продали за 6 млн рублей
Пока одни жалуются на стремительный рост цен в дилерских шоурумах, другие готовы выложить бешеные деньги за подержанные автомобили. Очередным примером безумия может служить этот Volkswagen Golf GTI 1992 года выпуска с пробегом 85 тысяч километров.Читать далее
-
26.01.2023, 11:45
Ford Forty-Nine: ретро-воспоминания о послевоенном времени, которое не застали фанаты «голубого овала»
На Североамериканском международном автосалоне 2001 года, как водится, было много интересных новинок, в том числе и от компании Ford. Однако один автомобиль привлек повышенное внимание - купе Forty-Nine, выполненное в стиле «ретро». Читать далее
-
25.01.2023, 10:00
Почему GM инвестирует в производство нового поколения бензиновых V8?
GM планирует инвестировать около 1 млрд долларов в четыре завода в США для поддержки производства компонентов для электромобилей, а также производства следующего поколения двигателей V8.Читать далее
-
24.01.2023, 11:27
Оригинал Pontiac Tempest: двигатель спереди, а коробка передач сзади
Компактный Pontiac Tempest первого поколения интересен тем, что имел двигатель спереди и коробку передач сзади. Презентация автомобиля прошла в рамках Парижского автосалона в октябре 1960 года. Линейка включала двухдверный хардтоп, четырехдверный седан и пятидверный универсал. Читать далее
-
24.01.2023, 09:05
Посмотрите, на сколько больше стали автомобили за последние 50 лет
В Сети появился интересный сервис, позволяющий наглядно сравнить габаритные размеры автомобилей разных марок, моделей и поколений. Справедливости ради отметим, что рядом с современными внедорожниками почти все остальные легковушки кажутся карликами.Читать далее
-
03.02.2023, 08:52
Моторы Ford обошли Porsche в Формуле-1 и придут на смену Honda
Команда Формулы-1 Red Bull Racing, завоевавшая в 2022 году Кубок конструкторов, решила сменить поставщика моторов. На смену двигателям Honda придут моторы Ford. Переговоры с Porsche зашли в тупик.Читать далее
-
30.01.2023, 09:29
30-летний Volkswagen Golf продали за 6 млн рублей
Пока одни жалуются на стремительный рост цен в дилерских шоурумах, другие готовы выложить бешеные деньги за подержанные автомобили. Очередным примером безумия может служить этот Volkswagen Golf GTI 1992 года выпуска с пробегом 85 тысяч километров.Читать далее
-
26.01.2023, 11:45
Ford Forty-Nine: ретро-воспоминания о послевоенном времени, которое не застали фанаты «голубого овала»
На Североамериканском международном автосалоне 2001 года, как водится, было много интересных новинок, в том числе и от компании Ford. Однако один автомобиль привлек повышенное внимание - купе Forty-Nine, выполненное в стиле «ретро». Читать далее
-
25.01.2023, 10:00
Почему GM инвестирует в производство нового поколения бензиновых V8?
GM планирует инвестировать около 1 млрд долларов в четыре завода в США для поддержки производства компонентов для электромобилей, а также производства следующего поколения двигателей V8.Читать далее
-
24.01.2023, 11:27
Оригинал Pontiac Tempest: двигатель спереди, а коробка передач сзади
Компактный Pontiac Tempest первого поколения интересен тем, что имел двигатель спереди и коробку передач сзади. Презентация автомобиля прошла в рамках Парижского автосалона в октябре 1960 года. Линейка включала двухдверный хардтоп, четырехдверный седан и пятидверный универсал. Читать далее
-
24.01.2023, 09:05
Посмотрите, на сколько больше стали автомобили за последние 50 лет
В Сети появился интересный сервис, позволяющий наглядно сравнить габаритные размеры автомобилей разных марок, моделей и поколений. Справедливости ради отметим, что рядом с современными внедорожниками почти все остальные легковушки кажутся карликами.Читать далее