Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Трофейные автомобили в СССР: грузовики, легковушки и целый автозавод

После окончания Великой Отечественной войны в СССР хлынул поток трофейной немецкой техники, причем Opel Kadett K38 под именем «Москвич-400» и вовсе прописался на конвейере завода МЗМА.
Трофейные автомобили

Нередко приходилось слышать, что Советский Союз обошелся с побежденной Германией слишком сурово. Мало того, что из Германии вывезли огромное количество разнообразной техники и оборудования, так ещё на СССР работали конструкторские бюро, чуть ли целиком состоявшие из немецких инженеров. Например, постановка на конвейер «Москвича-400» в кратчайшие сроки была бы невозможной без привлечения немецких инженеров, так как полученные на заводе Opel в Рюссельхайме чертежи и оснастка не позволяла начать выпуск машины в 1946 году своими силами.

Однако, после всего того, что устроили немцы и их союзники на оккупированной советской территории, СССР имел полное право на возмещение ущерба. В боях с вермахтом было потеряно огромное количество автомобилей, которых после окончания войны остро не хватало в народном хозяйстве. В послевоенных советских городах испытывался дефицит городского транспорта, так как во время войны все без исключения автозаводы перешли на выпуск военной продукции, а выпуск автобусов и троллейбусов был свернут. Надеяться на помощь американских союзников не стоило, так как уже 21 августа 1945 года программа ленд-лиза была официально закрыта.

Вот и получается, что у СССР банально не было другого выхода, кроме как пополнить свой поредевший и поизносившийся автопарк за счет Германии. И хотя собственные заводы продолжали выпускать автомобили, и весьма значительная часть машин была «демобилизована», но грузовиков, автобусов, да и легковушек все равно не хватало.

Первые трофеи

Первые немецкие машины стали трофеями Красной Армии в самом начале Великой Отечественной войны, но это были единичные случаи. А вот по-настоящему большое количество трофейных автомобилей досталось РККА в ходе контрнаступления под Москвой. Тогда немцы бросили более 15 тысяч машин разных классов, значительная часть которых была опять отправлена на фронт, но уже с опознавательными знаками Красной Армии.

В апреле 1942 года был создан Трофейный комитет при Государственном комитете обороны, руководителем которого стал маршал К. Ворошилов. Трофейным командам поручалось собирать и сортировать абсолютно все материальные ценности на местах боев или на отбитых у противника территориях, включая автомобили. В 1943 году трофейные команды собрали более 80 тысяч автомобилей, большая часть которых была потеряна немцами и их союзниками в Сталинградском котле. Часть машин, ввиду невозможности их восстановления, сдали в металлолом, а часть отправили служить в Красную Армию. К концу войны доля трофейных машин в армии достигала 9% или 60 626 штук. То есть, почти каждый десятый автомобиль в РККА был трофейным.

После капитуляции Германии СССР досталось огромное количество автомобилей, сопоставимое с количеством автотехники, поставленной по ленд-лизу. А это, между прочим, без малого 433 тысячи автомобилей. Одних только легковых автомобилей, по некоторым данным, было вывезено в СССР более 50 тысяч.

Много это или мало? Достаточно сказать, что Горьковский автозавод в период 1947-1948 гг. смог выпустить всего 1700 автомобилей ГАЗ М-20 Победа так называемой, 1-й производственной серии.

Знай свое место

В июне 1945 года вышло официальное постановление о выдаче трофейных легковых машин офицерскому составу РККА. На самые престижные модели мог рассчитывать только генералитет и Герои СССР, а полковникам, подполковникам и майорам полагались иномарки попроще. Всем остальным предлагалось довольствоваться мотоциклами. Но так как в 1945 году трофейным машин, большей частью бесхозных, было в Германии много, то нередко были случаи, когда какой-нибудь майор ездил на роскошном «Хорьхе», а его прямой начальник колесил на более скромном Opel Kapitan. Поэтому часто произносилась знаменитая гоголевская фраза «Не по чину берешь!» после чего Horch у майора, в добровольно-принудительном порядке, изымался начальством, а ему предлагалось обзавестись машиной поскромнее.

Иногда случались случаи, когда выражение «не по чину берешь» приобретало зловещий смысл. Именно это поставили в вину генералу Владимиру Крюкову, мужу известной певицы Лидии Руслановой, когда в 1948 году они стали фигурантами так называемого «Трофейного дела». Генералу и его известной на всю страну супруге инкриминировали самое настоящее мародерство и вывоз из Германии огромного числа награбленного имущества. Приводить весь список трофеев не имеет смысла, стоит только отметить, что Крюков и Русланова на двоих владели четырьмя иномарками премиум-класса: одним Audi и Horch и двумя Mercedes-Benz.

К 1946 году все более-менее ценные машины в Германии обзавелись новыми советскими владельцами, а те что попроще также отправились в СССР, где использовались в качестве служебных автомобилей или работали в такси. Ещё раньше, в конце 1944 года, в народное хозяйство стали передавать немецкие грузовики, самым популярным из которых был Opel Blitz. Машины были хоть и не новые, а некоторые так и вовсе «убитые» суровыми фронтовыми дорогами, но в колхозах, на стройках и прочих предприятиях были рады и такому транспорту.

А как ремонтировать?

Практически все трофейные машины требовали того или иного ремонта, поэтому часть автомобилей в строй не вводилась, а использовалась как доноры запчастей. Советские ремонтники подчас демонстрировали настоящие чудеса изобретательности, скрещивая узлы и агрегаты разных машин, создавая удивительные гибриды. Какое-то время это позволяло поддерживать на ходу разномастный трофейный автопарк, но к началу пятидесятых годов от использования немецких автомобилей в армии, народном хозяйстве, да и в личных целях стали постепенно отказываться. Главная причина – огромное количество марок, снабжение запчастями которых представляло большие проблемы даже для вермахта, чего уж говорить про СССР? Ведь в Союзе появились не только немецкие, но также французские, чехословацкие, австрийские и даже швейцарские автомобили.

После победы над Японией к ним добавились и японские машины. От обилия названий разбегались глаза: Magirus, Opel, Mercedes-Benz, FAUN, Vomag, Krupp, Bussing-NAG, Phanomen, Volkswagen, Stoewer, Hansa-Lloyd, MAN, Framo, Henschel, DKW, Adler, BMW, Horch, Maybach, VOMAG, Wanderer, Audi, Hanomag, Borgward, Ford-Köln. И это только «немцы». Компанию им составили «французы»: Renault, Peugeot, Somua, Citroen, Berliet, «чехи»: Skoda, Tatra, Praga, австрийские Steyr и OAF, «итальянцы» FIAT, Alfa-Romeo, Lancia и такая экзотика даже для Европы, как швейцарский Saurer, выпускавшийся на австрийском филиале швейцарской фирмы. После победы над Японией в СССР появились трофейные Toyota, Mitsubishi, Nissan и Isuzu.

Советским ремонтникам было от чего схватится за голову, ведь каждому автомобилю этих марок требовались не только свои запчасти, но даже такая, казалось бы, мелочь, как топливо и масло. Немногие европейцы без проблем «переваривали» советский бензин. Вот почему уже в начале пятидесятых годов нередко встречались трофейные автомобили с огромным числом советских деталей, включая замененную оптику, элементы кузова, мосты, коробки передач и двигатели.

Время коллекционеров

Одним из наиболее неприхотливых оказался грузовик Opel Blitz, часто встречавшийся в Украинской и Белорусской ССР, а также в Прибалтике. В этих республиках машины работали до конца пятидесятых годов, а потом заменялись новыми советскими грузовиками. В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и прибалтийских республиках немецкие автобусы, грузовики и легковушки в относительно заметных количествах встречались до середины шестидесятых годов, а затем, как правило меняли владельцев и оказывались в разных уголках СССР. Высшие военные и партийные чиновники, следуя неписаному правилу, массово пересаживались с «буржуйских» иномарок на советские автомобили, нередко продавая трофейные авто буквально за копейки.

К семидесятым годам десятки тысяч вывезенных из Германии машин почти полностью исчезли с улиц советских крупных городов. В провинции они ещё встречались, но в восьмидесятые годы уже воспринимались как коллекционные раритеты. Именно коллекционеры, причем нередко из ФРГ, были единственными, кто интересовался трофейными автомобилями. Машины в относительно хорошем состоянии ими покупались за небольшие, по западноевропейским меркам деньги, и, таким образом, многие автомобили спустя годы вернулись обратно на родину.

В настоящее время найти немецкий трофейный автомобиль в хорошем состоянии в гараже у какого-нибудь дедушки также непросто, как повстречать снежного человека. Все более-менее ценные экземпляры поменяли хозяев ещё в семидесятые-девяностые годы и давно обосновались в частных коллекциях или музеях. Достоянием истории стал и московский автозавод АЗЛК, бывший МЗМА, где в 1946 году был начат выпуск натурализованного Opel Kadett под именем «Москвич-400». Давно отправлены в переплавку десятки тысяч грузовиков, автобусов, штабных автомобилей, автомастерских, топливозаправщиков, санитарных и штабных автомобилей, да и вообще всей трофейной техники, что полноводной рекой хлынула в СССР начиная с лета 1945 года, то есть ровно 76 лет назад.

Главную задачу эта техника выполнила – начатая в тридцатые годы автомобилизация СССР продолжалась, даже несмотря на тяжелые послевоенные условия. Кроме того, советские конструкторы ознакомились с массой оригинальных технических решений, примененных на трофейных машинах, что сказалось на разработке послевоенных советских автомобилей. И хотя ни один автомобиль, за исключением «Москвича-400», не был полностью скопирован с немецкого оригинала, но ссылки на европейский автопром можно без особого труда отыскать в некоторых советских автомобилях послевоенной поры.

Впрочем, это тема для совсем другой статьи.

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин