9 декабря 2016, 10:20

Все, что вы хотели знать о богатырях «БелАЗах»

После посещения Белорусского автомобильного завода корреспондент 110km.ru готов ответить на самые интересные вопросы, касающиеся «БелАЗов»: как жодинские богатыри доставляются потребителю, сколько времени занимает шиномонтаж самосвала-гиганта, какие у них двигатели, и почему покрашены в желтый цвет? Вас заинтриговало? Тогда поехали…
^

Предприятие

Размещено в Жодино, что по прямой в 54 км от Минска. На ПАО «БелАЗ» трудоустроено 9 000 человек, и это в городке с 70-тысячным населением. То есть практически в каждой семье есть свой  «белазовец». Средняя зарплата на производстве - порядка 800 деноминированных белорусских рублей (умножаем на 33 - получаем в российской валюте).

БелАЗ - единственный в мире автопроизводитель, который выпускает огромные карьерные самосвалы конвейерным способом. В настоящее время на предприятии 2 конвейера. На одном собираются машины грузоподъемностью 30, 45, 55, 60 тонн, на втором - более габаритные модели: 110, 130, 180, 220 и 240 тонн. По словам Александра Насковца, начальника бюро компоновки ПАО «БелАЗ», при хороших заказах и в 3 рабочие смены второй цех способен производить до 40 машин в месяц.

Локализация каждого собираемого в Жодино самосвала составляет 53%. У компании есть собственное литейное производство (г. Могилев), основная часть закупок резинотехнических комплектующих производится на родине, в Белоруссии. 

Модельный ряд, потребители

Начиная с 1961 года, «БелАЗ» собрал и отгрузил заказчикам более 100 тыс. карьерных самосвалов. На сегодняшний день модельный ряд техники выглядит следующим образом: грузоподъемностью 30, 32, 45 (2 модификации), 55, 60, 90 (с механической трансмиссией и электромеханической), 110, 130, 160, 180, 220, 240, 360 и 450 тонн. 

Самый ходовой (продаваемый) «БелАЗ» - 130-тонник. За ним следуют модели 55 и 60 тонн, далее - 30, 45 и 90 тонн. В настоящее время сборка 360-тонного самосвала временно прекращена по причине модернизации автомобиля.

Более 50% выпускаемой в Жодино карьерной техники отправляется на экспорт в Россию, из них 80% - в хозяйства Кузбасса. Второй по объемам экспорта рынок сбыта - Украина, на третьем месте - Казахстан, на четвертом - Узбекистан. Кое-что «БелАЗ» оставляет в Белоруссии. По словам Александра Насковца, это, прежде всего. Гранитные карьеры Брестской области. Главные конкуренты - Komatsu и Caterpillar.

Перед поставкой заказчику собранные «БелАЗы» отправляются в цех отгрузки готовой продукции, где осуществляется их разборка и погрузка на ж/д состав. Трудно поверить, но в разобранном виде 190-тонный самосвал занимает 4 ж/д платформы, а 450-тонник - и вовсе 18 платформ.

Всем гигантам - гигант

Речь идет о 450-тонном «БелАЗе», самом большом в мире карьерном самосвале. Впервые он появился на свет в сентябре 2013 года при конструкторском участии Александра Насковца. Инженер говорит, что на рождение автомобиля, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, ушло 2 года - это недолго. На данный момент собрано 2 «рекордсмена»: один уже работает на Кузбассе, второй продан (туда же), но пока не отгружен потребителю (именно он фигурирует на наших фото), третий вот-вот покинет ворота предприятия и, опять же, уедет в Кемеровскую область.

Сборка 450-тонного гиганта занимает, в среднем, 6 месяцев. Однако при наличии постоянных заказов реально перейти на 3-месячный режим сборки. «При конструировании этого самосвала мы отдавали себе отчет в том, что потребитель сначала будет к нему присматриваться, - рассказывает Александр Насковец. - Признаться, было проблематично найти покупателя на самый первый образец. Кстати, этот образец полноценно работает в хозяйстве, но официально числится как бы на эксплуатационных испытаниях (в аренде). Заказчик не полностью расплатился за автомобиль, но это дело ближайшего будущего». Вопрос стоимости самого громадного в мире самосвала очень интересный и щекотливый. Говорят о нем на предприятии неохотно, но нам удалось выяснить цифру. Открываем рот… порядка 6 млн евро.

По слова Александра Насковца, в современных эскизах есть еще более крупная машина, но о ней говорить пока еще рано. На вопрос корреспондента 110km.ru, какова необходимость в создании супер-гигантов, инженер ответил так: «Мировые цены на добываемые ресурсы падают, поэтому растет потребность в технике, которая бы уменьшала затраты и издержки на транспортировку полезных ископаемых. Чем крупнее самосвал, тем ниже себестоимость тонны добываемого груза, тем выгоднее его возить».

450-тонник изначально проектировался под те дороги, которыми в карьерах пользуется 360-тонный собрат. Рекордсмен всего на 15 см шире «коллеги», а при ширине ТС 10 метров это капля в море. По высоте оба богатыря равны, разве что в длину 20-метровый 450-тонник выигрывает. Радиус разворота у этого самосвала - 19,8 метра, в то время как у 360-тонного варианта - 17,8 метра. Разница, как говорит создатель, небольшая. При этом 450-тонный «БелАЗ» способен преодолевать больший уклон: 18% против 12% у 360-тонника.

Двигатели и колеса

Когда очередной «БелАЗ» собран и вот-вот должен стать «на колеса», его «обувают» в т.н технологичные шины. При отгрузке потребителю их снимают и на ж/д платформу укладывают новый комплект. А эти потом в очередной раз используют для обкатки. Снять и установить «белазовские» колеса с использованием спецоборудования и колесосъемников - не велика проблема. На операцию уходит не более 1 часа. Причем, в хозяйствах подобное оборудование имеется.

Поставками шин на самые крупные «БелАЗы» занимаются импортные бренды. Белорусская «Белшина» еще  только готовится «сшить обувку» для того же 450-тонника. Дело это, как нетрудно догадаться, мудреное, ведь высота одной шины на эту модель - 4 метра. Ресурс хождения «белазовских» шин - 1 год, или 70-80 тыс. км пробега. Проколы и повреждения резины в условиях реальной эксплуатации, нет-нет, да и случаются. Главное же, чтоб мотор не подводил.

Это, и правда, важно, ведь «БелАЗы» не глушатся: работают по 365 дней в году и 24 часа в сутки. Остановка двигателя происходит лишь по необходимости - при заезде на ремонт или ТО. Первое техобслуживание самосвал проходит, достигнув рубежа 500 м/час, второе - 1000 м/час, третье - 1500 м/час. 

В данный сегмент автотехники силовые агрегаты попадают, как правило, из двух секторов - судостроения и железнодорожного транспорта. Крупные «БелАЗы» используют преимущественно двигатели MTU и Cummins. К примеру, тот же 450-тонник оснащен сразу двумя MTU, каждый из которых имеет объем цилиндров 65 литров и мощность 2300 л.с. Маленькие «БелАЗы» (как звучит!) оснащаются другими агрегатами, в частности, производства ЯМЗ и Тутаевского моторного завода. В настоящее время «БелАЗ» ждет поставок двигателей с Уральского дизель-моторного завода, чтобы смонтировать их на модели 220 и 240 тонн. Конструированием нового силового агрегата для 90-тонного богатыря занято петербургское предприятие «Звезда». Кроме того, не так давно жодинцы оснастили 60-тонную машину мотором Liebherr, а 45-тонник - двигателем Scania.

Каков, спросите, аппетит у этих монстров? Традиционный подход в «л/100 км пути» в этом сегменте не принят. Прожорливость «БелАЗов» измеряют в граммах на тонну перевезенного груза. К примеру, показатель расхода 450-тонного самосвала составляет 76 г/тонна. У этого гиганта 2 топливных бака по 2800 литров каждый (т.е. почти 6 тонн). Правда, заказчик уже попросил заводских инженеров объединить баки в один, чтобы  удобнее было заправляться. Объем бака на каждый конкретный «БелАЗ» рассчитывается не с бухты барахты: надо добиться того, чтобы автомобиль мог беспрерывно работать на одном баке 12-16 часов.

БелАЗ-беспилотник?

Хозяйство, эксплуатирующее первый 450-тонник, наряду с замечанием по баку, попросило внести ряд корректив и в другие конструкторские особенности самосвала. Так, например, возникла необходимость в люке кабины, чтобы удобнее было осуществлять замену фильтров. Выявился недостаток в рулевом управлении - водителям не понравилось согласование обоих мостов на угол поворота (приходилось «ловить» руль). Заводчане оперативно откликнулись на эти пожелания. В частности, было внедрено электромеханическое рулевое управление, чего, кстати, на больших самосвалах Komatsu до сих пор нет, а проблемы те же…

Все «БелАЗы», за исключением 450-тонного гиганта, имеют колесную формулу 4x2 (ведущий мост - задний). У рекордсмена же оба моста - ведущие, поворачиваются одновременно и передняя, и задняя ось. В настоящее время ведутся работы в области создания беспилотного «БелАЗа», и в этом жодинцам помогают московские инженеры. По словам Александра Насковца, соответствующий пакет переоборудования уже готов.

Беспилотными планируется сделать модели с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. В чем, спросите, такая нужда? Оказывается, как в мире, так и в России, наблюдается острый дефицит водителей подобной техники (категория «С» плюс специальные курсы). Зачастую хозяйства банально переманивают водителей более крупными зарплатами. Каковы машины - таковы и зарплаты…

В избранное

Комментарии пользователей
maximux10.12.2016 16:58
0
Крутой Гигант
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Форум Lifan Solano
Всем здравствуйте! Я новый пользователь на этом форуме и нашел его очень полезным для себя, поэтому решил написать и возможно найти решение проблемы. Беспредел с осаго и бонусами за вождение! Страховался я у одного и того же агента несколько лет, он делал мне скидку и очень дешево выходило осаго. Но ...
Roman Nikitin
Форум Great Wall SAFE SUV
Подскажите авто стоите своих денег?
Gulbozavr
Форум Mazda Proceed
Как машина ведет себя на крутых поворотах кто знает?
Gulbozavr
Все обсуждения автомобилей
Получаете ли Вы "письма счастья"?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс Спортивные внедорожники
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Все, что вы хотели знать о богатырях «БелАЗах»
ПредприятиеРазмещено в Жодино, что по прямой в 54 км от Минска. На ПАО «БелАЗ» трудоустроено 9 000 человек, и это в городке с 70-тысячным населением. То есть практически в каждой семье есть свой  «белазовец». Средняя зарплата на производстве - порядка 800 деноминированных белорусских рублей (умножаем на 33 - получаем в российской валюте). БелАЗ - единственный в мире автопроизводитель, который выпускает огромные карьерные самосвалы конвейерным способом. В настоящее время на предприятии 2 конвейера. На одном собираются машины грузоподъемностью 30, 45, 55, 60 тонн, на втором - более габаритные модели: 110, 130, 180, 220 и 240 тонн. По словам Александра Насковца, начальника бюро компоновки ПАО «БелАЗ», при хороших заказах и в 3 рабочие смены второй цех способен производить до 40 машин в месяц. {{gallery_674}} Локализация каждого собираемого в Жодино самосвала составляет 53%. У компании есть собственное литейное производство (г. Могилев), основная часть закупок резинотехнических комплектующих производится на родине, в Белоруссии.  Модельный ряд, потребителиНачиная с 1961 года, «БелАЗ» собрал и отгрузил заказчикам более 100 тыс. карьерных самосвалов. На сегодняшний день модельный ряд техники выглядит следующим образом: грузоподъемностью 30, 32, 45 (2 модификации), 55, 60, 90 (с механической трансмиссией и электромеханической), 110, 130, 160, 180, 220, 240, 360 и 450 тонн.  Самый ходовой (продаваемый) «БелАЗ» - 130-тонник. За ним следуют модели 55 и 60 тонн, далее - 30, 45 и 90 тонн. В настоящее время сборка 360-тонного самосвала временно прекращена по причине модернизации автомобиля. Более 50% выпускаемой в Жодино карьерной техники отправляется на экспорт в Россию, из них 80% - в хозяйства Кузбасса. Второй по объемам экспорта рынок сбыта - Украина, на третьем месте - Казахстан, на четвертом - Узбекистан. Кое-что «БелАЗ» оставляет в Белоруссии. По словам Александра Насковца, это, прежде всего. Гранитные карьеры Брестской области. Главные конкуренты - Komatsu и Caterpillar.{{gallery_675}} Перед поставкой заказчику собранные «БелАЗы» отправляются в цех отгрузки готовой продукции, где осуществляется их разборка и погрузка на ж/д состав. Трудно поверить, но в разобранном виде 190-тонный самосвал занимает 4 ж/д платформы, а 450-тонник - и вовсе 18 платформ. Всем гигантам - гигантРечь идет о 450-тонном «БелАЗе», самом большом в мире карьерном самосвале. Впервые он появился на свет в сентябре 2013 года при конструкторском участии Александра Насковца. Инженер говорит, что на рождение автомобиля, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, ушло 2 года - это недолго. На данный момент собрано 2 «рекордсмена»: один уже работает на Кузбассе, второй продан (туда же), но пока не отгружен потребителю (именно он фигурирует на наших фото), третий вот-вот покинет ворота предприятия и, опять же, уедет в Кемеровскую область. Сборка 450-тонного гиганта занимает, в среднем, 6 месяцев. Однако при наличии постоянных заказов реально перейти на 3-месячный режим сборки. «При конструировании этого самосвала мы отдавали себе отчет в том, что потребитель сначала будет к нему присматриваться, - рассказывает Александр Насковец. - Признаться, было проблематично найти покупателя на самый первый образец. Кстати, этот образец полноценно работает в хозяйстве, но официально числится как бы на эксплуатационных испытаниях (в аренде). Заказчик не полностью расплатился за автомобиль, но это дело ближайшего будущего». Вопрос стоимости самого громадного в мире самосвала очень интересный и щекотливый. Говорят о нем на предприятии неохотно, но нам удалось выяснить цифру. Открываем рот… порядка 6 млн евро.{{gallery_672}} По слова Александра Насковца, в современных эскизах есть еще более крупная машина, но о ней говорить пока еще рано. На вопрос корреспондента 110km.ru, какова необходимость в создании супер-гигантов, инженер ответил так: «Мировые цены на добываемые ресурсы падают, поэтому растет потребность в технике, которая бы уменьшала затраты и издержки на транспортировку полезных ископаемых. Чем крупнее самосвал, тем ниже себестоимость тонны добываемого груза, тем выгоднее его возить». 450-тонник изначально проектировался под те дороги, которыми в карьерах пользуется 360-тонный собрат. Рекордсмен всего на 15 см шире «коллеги», а при ширине ТС 10 метров это капля в море. По высоте оба богатыря равны, разве что в длину 20-метровый 450-тонник выигрывает. Радиус разворота у этого самосвала - 19,8 метра, в то время как у 360-тонного варианта - 17,8 метра. Разница, как говорит создатель, небольшая. При этом 450-тонный «БелАЗ» способен преодолевать больший уклон: 18% против 12% у 360-тонника. Двигатели и колесаКогда очередной «БелАЗ» собран и вот-вот должен стать «на колеса», его «обувают» в т.н технологичные шины. При отгрузке потребителю их снимают и на ж/д платформу укладывают новый комплект. А эти потом в очередной раз используют для обкатки. Снять и установить «белазовские» колеса с использованием спецоборудования и колесосъемников - не велика проблема. На операцию уходит не более 1 часа. Причем, в хозяйствах подобное оборудование имеется. Поставками шин на самые крупные «БелАЗы» занимаются импортные бренды. Белорусская «Белшина» еще  только готовится «сшить обувку» для того же 450-тонника. Дело это, как нетрудно догадаться, мудреное, ведь высота одной шины на эту модель - 4 метра. Ресурс хождения «белазовских» шин - 1 год, или 70-80 тыс. км пробега. Проколы и повреждения резины в условиях реальной эксплуатации, нет-нет, да и случаются. Главное же, чтоб мотор не подводил.{{gallery_673}} Это, и правда, важно, ведь «БелАЗы» не глушатся: работают по 365 дней в году и 24 часа в сутки. Остановка двигателя происходит лишь по необходимости - при заезде на ремонт или ТО. Первое техобслуживание самосвал проходит, достигнув рубежа 500 м/час, второе - 1000 м/час, третье - 1500 м/час.  В данный сегмент автотехники силовые агрегаты попадают, как правило, из двух секторов - судостроения и железнодорожного транспорта. Крупные «БелАЗы» используют преимущественно двигатели MTU и Cummins. К примеру, тот же 450-тонник оснащен сразу двумя MTU, каждый из которых имеет объем цилиндров 65 литров и мощность 2300 л.с. Маленькие «БелАЗы» (как звучит!) оснащаются другими агрегатами, в частности, производства ЯМЗ и Тутаевского моторного завода. В настоящее время «БелАЗ» ждет поставок двигателей с Уральского дизель-моторного завода, чтобы смонтировать их на модели 220 и 240 тонн. Конструированием нового силового агрегата для 90-тонного богатыря занято петербургское предприятие «Звезда». Кроме того, не так давно жодинцы оснастили 60-тонную машину мотором Liebherr, а 45-тонник - двигателем Scania.Каков, спросите, аппетит у этих монстров? Традиционный подход в «л/100 км пути» в этом сегменте не принят. Прожорливость «БелАЗов» измеряют в граммах на тонну перевезенного груза. К примеру, показатель расхода 450-тонного самосвала составляет 76 г/тонна. У этого гиганта 2 топливных бака по 2800 литров каждый (т.е. почти 6 тонн). Правда, заказчик уже попросил заводских инженеров объединить баки в один, чтобы  удобнее было заправляться. Объем бака на каждый конкретный «БелАЗ» рассчитывается не с бухты барахты: надо добиться того, чтобы автомобиль мог беспрерывно работать на одном баке 12-16 часов.БелАЗ-беспилотник?Хозяйство, эксплуатирующее первый 450-тонник, наряду с замечанием по баку, попросило внести ряд корректив и в другие конструкторские особенности самосвала. Так, например, возникла необходимость в люке кабины, чтобы удобнее было осуществлять замену фильтров. Выявился недостаток в рулевом управлении - водителям не понравилось согласование обоих мостов на угол поворота (приходилось «ловить» руль). Заводчане оперативно откликнулись на эти пожелания. В частности, было внедрено электромеханическое рулевое управление, чего, кстати, на больших самосвалах Komatsu до сих пор нет, а проблемы те же…Все «БелАЗы», за исключением 450-тонного гиганта, имеют колесную формулу 4x2 (ведущий мост - задний). У рекордсмена же оба моста - ведущие, поворачиваются одновременно и передняя, и задняя ось. В настоящее время ведутся работы в области создания беспилотного «БелАЗа», и в этом жодинцам помогают московские инженеры. По словам Александра Насковца, соответствующий пакет переоборудования уже готов. {{gallery_676}} Беспилотными планируется сделать модели с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. В чем, спросите, такая нужда? Оказывается, как в мире, так и в России, наблюдается острый дефицит водителей подобной техники (категория «С» плюс специальные курсы). Зачастую хозяйства банально переманивают водителей более крупными зарплатами. Каковы машины - таковы и зарплаты…
2016-12-09
Автор: Иван Братуха