Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Вспоминаем начало серийного выпуска ВАЗ-1111 «Ока»

  • 8734
  • 0
Сегодняшний день, 21 декабря, в истории отечественного автопрома запомнился выпуском первого серийного автомобиля «Ока». Нет, круглую дату нынче не отмечаем, но помянуть советскую микролитражку все же уместно.

Долгое время ВАЗ-1111 «Ока» оставался самым доступным по цене автомобилем. Его даже прочили на роль «народного» транспортного средства и определяли местом производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге. Таким образом, мечталось покончить с с многолетним автомобильным дефицитом. К сожалению, прожекты так и остались неисполненными, а столь досаждавшая «АвтоВАЗу» сборка «Оки» в середине 1990-х была передана на мощности СеАЗа и КамАЗа. 

Прообразом «Оки» были маленькие «Мишка» и «Кама». Они, в свою очередь, родились из закупленных в 1979 году в Польше Fiat-126. В бюро конструирования УГК КамАЗ «итальяшек» разобрали, двигатель переставили вперед, подняли выше, изготовили кузов из стеклопластика и отправили на испытания. В 1986-м вышло постановление Совмина СССР, в котором говорилось, что необходимо создать мощности для производства легковых автомобилей малого класса на КамАЗе. К группе челнинских конструкторов подключились конструктора с ВАЗа. Они совместно провели компоновочные работы, а также разработали конструкторскую документацию на переднюю и заднюю подвески, тормоза, рулевое управление.

Сделать из «Оки» полноценный «народный автомобиль» оказалось утопией. И ту все понятно: основное предназначение личного легкового авто в нашей стране, как известно, связано с  перевозкой семьи по выходным на дачный участок и вывоз оттуда сельхозпродукции. Маленькая машинка обеспечить этот функционал была не в состоянии. Да и на работу ездить в одиночку – также не самая фартовая идея, потому что всегда можно было воспользоваться общественным транспортом, который курсировал вполне нормально, а стоимость билетов была копеечной. Не подходила «Ока» и как основное средство против городских пробок – таковых в те времена просто не было.

Современники воспринимали «Оку» как некий автопротез, сравнимый по своим потребительским характеристикам разве что с анекдотичным «Запорожцем» или мотоколяской. Особенно негодовали инвалиды, которых заставляли после многолетнего стояния в очереди выкупать ненадежную микролитражку вместо равных по льготной цене, но гораздо больших и престижных «Таврии» и «Жигулей». И все же не очень дорогая и юркая «Ока» была раскупаема, прежде всего, жителями городов.

Расположенный поперечно карбюраторный 649-кубовый 30-сильный моторчик передавал крутящий момент на передние колеса. Движок – половинка вазовской «восьмерки», что легко было проследить по унификации важнейших узлов поршневой группы с 1,3-литровым двигателем ВАЗ-2108. Многие другие узлы были позаимствованы от другой «Лады» - с индексом «2105». Среди них – радиатор, кран и арматура отопления. Это избавляло владельца «Оки» от многих проблем с запчастями, однако не решало их в полной мере. Дело в том, что некоторые детали (скажем, коленчатый вал) были оригинальными, а масштаб производства был маленьким, вследствие чего цены оставались сопоставимыми с моделями «Жигулей» и «Самар». Данный нюанс должны были принимать во внимание покупатели подержанных версий «Оки». 

При скромной длине в 3,2 метра «Ока» позволяла вмещать в свой салон 4 пассажиров средней комплекции. Вспоминаю своего соседа, чей рост был под 190 см. Я все время недоумевал, как этот «шланг» размещается за рулем машинки-крохотуленьки. Но парень словно бы не понимал сути моего удивления, и каждый раз залихвацки проникал в «Оку», заверяя, что дискомфорта и тесноты совершенно не испытывает.

Передние сиденья «Оки» регулировались по наклону и длине спинок. Заднее сиденье можно было складывать, за счет чего увеличивалось отделение багажника. Пещерой грузовой отсек назвать не с руки, но 25-дюймовый телевизор перевезти в нем все же было реально. Независимая передняя подвеска имела цилиндрические пружины, амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости, а так же нижние поперечные рычаги с растяжками. Задняя подвеска состояла из продольных и взаимосвязанных рычагов, цилиндрических пружин и амортизаторов. Схема простая, но совершенно не приспособленная к передвижению вне асфальтовых дорог, особенно при полной загрузке. Того и смотри, что можно было оторвать глушитель.

С возрастом «Ока» грешила шумом и вибрацией в салоне, а также массой более сложных неисправностей. Сервисмены даже не рекомендовали покупать машину с пробегом выше 50-60 тыс. км, что соответствовало 5 годам эксплуатации. В начале 90-х машину укомплектовали отопителем заднего стекла, сиденья нарядили в тканевые вставки, а багажник закрыли полочкой.

В Набережных Челнах, на предприятии ЗМА, «Оку» стали выпускать с 1994 года (по 2006-й). Рассчитывали собирать до 75 000  автомобилей в год. В свою очередь, СеАЗ выбрали в качестве площадки для производства инвалидного варианта (иногда машину называли "инвалидом российского автопрома"). В 1995-м на ВАЗе стартовал выпуск модификации «Ока-Электро». Этот 4-местный электромобиль оснастили 25-киловатным двигателем и щелочными никель-кадмиевыми аккумуляторами, которые поместили в салоне под заднее сиденье, в багажное отделение и в моторный отсек. Электромобиль можно было заряжать от сети с напряжением переменного тока в 220 Вольт. В 1996-м была запущена модель с заводским индексом «11113» с 750-кубовым 36-сильным моторчиком. В сравнении с предыдущей модификацией, данная была более динамичной и экономичной (6 л/100 км пути в городском режиме) – благодаря меньшей рабочей частоте вращения.

Производство «Оки» был прекращено в 2008 году по причине нерентабельности. До конца года ЗМА тогда распродал остатки товарных запасов. Правда, в 2010 году СеАЗ собрал еще несколько автомобилей в кузовной версии "пикап". За 20 лет производства было собрано 700 000 микролитражек, из них 330 000 единиц - на мощностях ЗМА.

Сегодня нет-нет, да и встретишь малышку «Оку» в городском потоке. Невольно обернешься ветерану вслед – то ли с улыбкой, то ли с интересом, как он сумел дожить до наших дней. На рынке подержанных машин ВАЗ-1111 не самый распространенный гость, но предложения о его продаже все же есть. Пробег, как правило, небольшой – редко, когда фигурирует цифра в 100 000 км. Цены разные: от 35 000 рублей до 200 000 рублей. Правда, на что рассчитывает хозяин, прося за машину с верхней стоимостной планкой, сказать сложно.

Интересно

*** Среди владельцев «Оки» в разное время были знаменитый спортивный комментатор Николай Озеров и певица Алсу. Последняя получила машину в подарок от правительства ее родного города Бугульмы, где певица, только что выигравшая конкурс "Евровидение-2000", дала праздничный концерт. Интересно, что расцветка а/м оказалась нежно-розовой, и это не случайно: в переводе с татарского Алсу - "розовая вода".

*** В начале декабря в Ростове-на-Дону был арестован местный житель, подозреваемый в угонах а/м "Ока". По данным полиции, 24-летний подозреваемый в Советском районе в октябре и ноябре угнал 3 микролитражки, 2 из которых возвращены хозяевам. Ранее фигурант дела был судим за кражу. По фактам угона машин возбуждено 3 уголовных дела, подозреваемому грозит до 5 лет заключения.

Павел Кузин
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях

Материал про

Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Форум ВАЗ 1111 Ока
всем привет!проблемма такая-тронулся на оке, добрался до третьей передачи.ощущение такое, что сцепление буксует.на первой-второй норм, четвёртая попыталась так же поморосить, но потом норм.ни хруста, ничего.что может быть?
Александр
не едет ока
Цитата:| Кому: vicinmasta что-то с катализатором точно
niki93
Отзыв о ВАЗ 1111 Ока 2004 года
с какой мошины можно поставить бензоносос на оку
андрей
Все обсуждения автомобилей
Почему Вы не покупаете электромобиль?
Голосовать
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Вспоминаем начало серийного выпуска ВАЗ-1111 «Ока»
Долгое время ВАЗ-1111 «Ока» оставался самым доступным по цене автомобилем. Его даже прочили на роль «народного» транспортного средства и определяли местом производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге. Таким образом, мечталось покончить с с многолетним автомобильным дефицитом. К сожалению, прожекты так и остались неисполненными, а столь досаждавшая «АвтоВАЗу» сборка «Оки» в середине 1990-х была передана на мощности СеАЗа и КамАЗа.  Прообразом «Оки» были маленькие «Мишка» и «Кама». Они, в свою очередь, родились из закупленных в 1979 году в Польше Fiat-126. В бюро конструирования УГК КамАЗ «итальяшек» разобрали, двигатель переставили вперед, подняли выше, изготовили кузов из стеклопластика и отправили на испытания. В 1986-м вышло постановление Совмина СССР, в котором говорилось, что необходимо создать мощности для производства легковых автомобилей малого класса на КамАЗе. К группе челнинских конструкторов подключились конструктора с ВАЗа. Они совместно провели компоновочные работы, а также разработали конструкторскую документацию на переднюю и заднюю подвески, тормоза, рулевое управление.Сделать из «Оки» полноценный «народный автомобиль» оказалось утопией. И ту все понятно: основное предназначение личного легкового авто в нашей стране, как известно, связано с  перевозкой семьи по выходным на дачный участок и вывоз оттуда сельхозпродукции. Маленькая машинка обеспечить этот функционал была не в состоянии. Да и на работу ездить в одиночку – также не самая фартовая идея, потому что всегда можно было воспользоваться общественным транспортом, который курсировал вполне нормально, а стоимость билетов была копеечной. Не подходила «Ока» и как основное средство против городских пробок – таковых в те времена просто не было.{{gallery_222}} Современники воспринимали «Оку» как некий автопротез, сравнимый по своим потребительским характеристикам разве что с анекдотичным «Запорожцем» или мотоколяской. Особенно негодовали инвалиды, которых заставляли после многолетнего стояния в очереди выкупать ненадежную микролитражку вместо равных по льготной цене, но гораздо больших и престижных «Таврии» и «Жигулей». И все же не очень дорогая и юркая «Ока» была раскупаема, прежде всего, жителями городов. Расположенный поперечно карбюраторный 649-кубовый 30-сильный моторчик передавал крутящий момент на передние колеса. Движок – половинка вазовской «восьмерки», что легко было проследить по унификации важнейших узлов поршневой группы с 1,3-литровым двигателем ВАЗ-2108. Многие другие узлы были позаимствованы от другой «Лады» - с индексом «2105». Среди них – радиатор, кран и арматура отопления. Это избавляло владельца «Оки» от многих проблем с запчастями, однако не решало их в полной мере. Дело в том, что некоторые детали (скажем, коленчатый вал) были оригинальными, а масштаб производства был маленьким, вследствие чего цены оставались сопоставимыми с моделями «Жигулей» и «Самар». Данный нюанс должны были принимать во внимание покупатели подержанных версий «Оки».  При скромной длине в 3,2 метра «Ока» позволяла вмещать в свой салон 4 пассажиров средней комплекции. Вспоминаю своего соседа, чей рост был под 190 см. Я все время недоумевал, как этот «шланг» размещается за рулем машинки-крохотуленьки. Но парень словно бы не понимал сути моего удивления, и каждый раз залихвацки проникал в «Оку», заверяя, что дискомфорта и тесноты совершенно не испытывает. {{gallery_221}} Передние сиденья «Оки» регулировались по наклону и длине спинок. Заднее сиденье можно было складывать, за счет чего увеличивалось отделение багажника. Пещерой грузовой отсек назвать не с руки, но 25-дюймовый телевизор перевезти в нем все же было реально. Независимая передняя подвеска имела цилиндрические пружины, амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости, а так же нижние поперечные рычаги с растяжками. Задняя подвеска состояла из продольных и взаимосвязанных рычагов, цилиндрических пружин и амортизаторов. Схема простая, но совершенно не приспособленная к передвижению вне асфальтовых дорог, особенно при полной загрузке. Того и смотри, что можно было оторвать глушитель. С возрастом «Ока» грешила шумом и вибрацией в салоне, а также массой более сложных неисправностей. Сервисмены даже не рекомендовали покупать машину с пробегом выше 50-60 тыс. км, что соответствовало 5 годам эксплуатации. В начале 90-х машину укомплектовали отопителем заднего стекла, сиденья нарядили в тканевые вставки, а багажник закрыли полочкой. В Набережных Челнах, на предприятии ЗМА, «Оку» стали выпускать с 1994 года (по 2006-й). Рассчитывали собирать до 75 000  автомобилей в год. В свою очередь, СеАЗ выбрали в качестве площадки для производства инвалидного варианта (иногда машину называли "инвалидом российского автопрома"). В 1995-м на ВАЗе стартовал выпуск модификации «Ока-Электро». Этот 4-местный электромобиль оснастили 25-киловатным двигателем и щелочными никель-кадмиевыми аккумуляторами, которые поместили в салоне под заднее сиденье, в багажное отделение и в моторный отсек. Электромобиль можно было заряжать от сети с напряжением переменного тока в 220 Вольт. В 1996-м была запущена модель с заводским индексом «11113» с 750-кубовым 36-сильным моторчиком. В сравнении с предыдущей модификацией, данная была более динамичной и экономичной (6 л/100 км пути в городском режиме) – благодаря меньшей рабочей частоте вращения.{{gallery_223}}Производство «Оки» был прекращено в 2008 году по причине нерентабельности. До конца года ЗМА тогда распродал остатки товарных запасов. Правда, в 2010 году СеАЗ собрал еще несколько автомобилей в кузовной версии "пикап". За 20 лет производства было собрано 700 000 микролитражек, из них 330 000 единиц - на мощностях ЗМА.Сегодня нет-нет, да и встретишь малышку «Оку» в городском потоке. Невольно обернешься ветерану вслед – то ли с улыбкой, то ли с интересом, как он сумел дожить до наших дней. На рынке подержанных машин ВАЗ-1111 не самый распространенный гость, но предложения о его продаже все же есть. Пробег, как правило, небольшой – редко, когда фигурирует цифра в 100 000 км. Цены разные: от 35 000 рублей до 200 000 рублей. Правда, на что рассчитывает хозяин, прося за машину с верхней стоимостной планкой, сказать сложно. Интересно*** Среди владельцев «Оки» в разное время были знаменитый спортивный комментатор Николай Озеров и певица Алсу. Последняя получила машину в подарок от правительства ее родного города Бугульмы, где певица, только что выигравшая конкурс "Евровидение-2000", дала праздничный концерт. Интересно, что расцветка а/м оказалась нежно-розовой, и это не случайно: в переводе с татарского Алсу - "розовая вода".*** В начале декабря в Ростове-на-Дону был арестован местный житель, подозреваемый в угонах а/м "Ока". По данным полиции, 24-летний подозреваемый в Советском районе в октябре и ноябре угнал 3 микролитражки, 2 из которых возвращены хозяевам. Ранее фигурант дела был судим за кражу. По фактам угона машин возбуждено 3 уголовных дела, подозреваемому грозит до 5 лет заключения.
2015-12-21
Автор: Павел Кузин