Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai
29 апреля 2021, 08:32

Вспоминаем советскую «Оку»: народный автомобиль из СССР

Долгое время ВАЗ-1111 «Ока» оставался самым доступным по цене автомобилем в Советском Союзе. Его даже прочили на роль «народного» транспортного средства и определяли местом производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге.
Oka

К сожалению, прожекты так и остались не исполненными, а столь досаждавшая «АвтоВАЗу» сборка «Оки» в середине 1990-х была передана на мощности СеАЗа и КамАЗа. 

Прообразом «Оки» были маленькие «Мишка» и «Кама». Они, в свою очередь, родились из закупленных в 1979 году в Польше Fiat-126. В бюро конструирования УГК КамАЗ «итальяшек» разобрали, двигатель переставили вперед, подняли выше, изготовили кузов из стеклопластика и отправили на испытания. В 1986-м вышло постановление Совмина СССР, в котором говорилось, что необходимо создать мощности для производства легковых автомобилей малого класса на КамАЗе. К группе челнинских конструкторов подключились конструктора с ВАЗа. Они совместно провели компоновочные работы, а также разработали конструкторскую документацию на переднюю и заднюю подвески, тормоза, рулевое управление.

Сделать из «Оки» полноценный «народный автомобиль» оказалось утопией. И ту все понятно: основное предназначение личного легкового авто в нашей стране, как известно, связано с  перевозкой семьи по выходным на дачный участок и вывоз оттуда сельхозпродукции. Маленькая машинка обеспечить этот функционал была не в состоянии. Да и на работу ездить в одиночку – также не самая фартовая идея, потому что всегда можно было воспользоваться общественным транспортом, который курсировал вполне нормально, а стоимость билетов была копеечной. Не подходила «Ока» и как основное средство против городских пробок – таковых в те времена просто не было.

Современники воспринимали «Оку» как некий автопротез, сравнимый по своим потребительским характеристикам разве что с анекдотичным «Запорожцем» или мотоколяской. Особенно негодовали инвалиды, которых заставляли после многолетнего стояния в очереди выкупать ненадежную микролитражку вместо равных по льготной цене, но гораздо больших и престижных «Таврии» и «Жигулей». И все же не очень дорогая и юркая «Ока» была раскупаема, прежде всего, жителями городов.

Расположенный поперечно карбюраторный 649-кубовый 30-сильный моторчик передавал крутящий момент на передние колеса. Движок – половинка вазовской «восьмерки», что легко было проследить по унификации важнейших узлов поршневой группы с 1,3-литровым двигателем ВАЗ-2108. Многие другие узлы были позаимствованы от другой «Лады» - с индексом «2105». Среди них – радиатор, кран и арматура отопления. Это избавляло владельца «Оки» от многих проблем с запчастями, однако не решало их в полной мере. Дело в том, что некоторые детали (скажем, коленчатый вал) были оригинальными, а масштаб производства был маленьким, вследствие чего цены оставались сопоставимыми с моделями «Жигулей» и «Самар». Данный нюанс должны были принимать во внимание покупатели подержанных версий «Оки».

При скромной длине в 3,2 метра «Ока» позволяла вмещать в свой салон 4 пассажиров средней комплекции. Вспоминаю своего соседа, чей рост был под 190 см. Я все время недоумевал, как этот «шланг» размещается за рулем машинки-крохотуленьки. Но парень словно бы не понимал сути моего удивления, и каждый раз залихвацки проникал в «Оку», заверяя, что дискомфорта и тесноты совершенно не испытывает.

Передние сиденья «Оки» регулировались по наклону и длине спинок. Заднее сиденье можно было складывать, за счет чего увеличивалось отделение багажника. Пещерой грузовой отсек назвать не с руки, но 25-дюймовый телевизор перевезти в нем все же было реально. Независимая передняя подвеска имела цилиндрические пружины, амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости, а так же нижние поперечные рычаги с растяжками. Задняя подвеска состояла из продольных и взаимосвязанных рычагов, цилиндрических пружин и амортизаторов. Схема простая, но совершенно не приспособленная к передвижению вне асфальтовых дорог, особенно при полной загрузке. Того и смотри, что можно было оторвать глушитель.

С возрастом «Ока» грешила шумом и вибрацией в салоне, а также массой более сложных неисправностей. Сервисмены даже не рекомендовали покупать машину с пробегом выше 50-60 тыс. км, что соответствовало 5 годам эксплуатации. В начале 90-х машину укомплектовали отопителем заднего стекла, сиденья нарядили в тканевые вставки, а багажник закрыли полочкой.

В Набережных Челнах, на предприятии ЗМА, «Оку» стали выпускать с 1994 года (по 2006-й). Рассчитывали собирать до 75 000  автомобилей в год. В свою очередь, СеАЗ выбрали в качестве площадки для производства инвалидного варианта (иногда машину называли "инвалидом российского автопрома"). В 1995-м на ВАЗе стартовал выпуск модификации «Ока-Электро». Этот 4-местный электромобиль оснастили 25-киловатным двигателем и щелочными никель-кадмиевыми аккумуляторами, которые поместили в салоне под заднее сиденье, в багажное отделение и в моторный отсек. Электромобиль можно было заряжать от сети с напряжением переменного тока в 220 Вольт. В 1996-м была запущена модель с заводским индексом «11113» с 750-кубовым 36-сильным моторчиком. В сравнении с предыдущей модификацией, данная была более динамичной и экономичной (6 л/100 км пути в городском режиме) – благодаря меньшей рабочей частоте вращения.

Производство «Оки» был прекращено в 2008 году по причине нерентабельности. До конца года ЗМА тогда распродал остатки товарных запасов. Правда, в 2010 году СеАЗ собрал еще несколько автомобилей в версии "пикап". За 20 лет производства было собрано 700 000 микролитражек, из них 330 000 единиц - на мощностях ЗМА.

Упомянутые модели: ВАЗ (Lada) 1111 Ока
Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Компактные кроссоверы и внедорожники