Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
HiPhi
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Leapmotor
Lifan
Luxgen
Nio
OMODA
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
TANK
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Zastava 101: югославский «фиат», продержавшийся в строю долгие 37 лет

Небольшой Zastava 101 пережил в производственной программе сербского автопроизводителя появление более современных моделей, экономические санкции в отношении правительства Милошевича и даже бомбардировку завода в 1999 году.

В производственной программе Zastava 101 находился долгие 37 лет – с момента заключения сделки югославского правительства с итальянским концерном Fiat, который приобрел устаревший завод в 150-тысячном городке Крагуевац, и вплоть до 21 ноября 2008 года.

Машина своего времени

Ранее мы писали
Хотите верьте, хотите нет, но румынский автопроизводитель Aro еще в социалистические времена трижды пытался ...
Читать далее
«Сто первый» - один из немногих автомобилей, которые выпускались в послевоенной Европе так долго. Конкуренцию югославскому/сербскому «малышу» может составить разве что наша Lada Niva (с 1977 года) или малосерийные модели типа Morgan 4/4 или Caterham Seven.

Первые «Заставы» с индексом «101» выехали за ворота сборочного предприятия в 1971 году. Речь шла о переработанном Fiat 128, и за почти четыре десятилетия автомобиль претерпел лишь незначительные изменения. Первоначальные круглые фары были со временем заменены угловатыми, а в интерьере появился пластик вместо оригинального кожзаменителя.

В остальном же водитель и пассажира чувствовали себя в салоне Zastava 101 как в машине своего времени: вместо впрыска до конца производства применялся карбюратор, а подушек безопасности не было даже в списке дополнительного оснащения.

Фото: ACZ

Что никогда не понимали европейские автопроизводители, так это почему марка Zastava не предпринимала никаких действий по улучшению качества производственного процесса и самих автомобилей, ведь оно было, мягко скажем, сомнительным. Так, например, в августе 1972 года югославский журнал Auto Revija опубликовал критические отзывы автовладельцев. Ивица Крашовец из Загреба жаловался, что у его «101-го» три раза подряд блокировались тормоза, и это - на совершенно новой машине. Душан Чурчич из Белграда сетовал на электропроводку. И так далее.

Дороже «Шкоды»

Ранее мы писали
Автомобили Scimitar выпускались малоизвестным в нашей стране английским автопроизводителем Reliant в течение ...
Читать далее
Маленькую Zastava 101 продавали не только на родине, в Югославии. Ее экспорт был налажен в некоторые страны социалистического содружества. К примеру, со второй половины 1970-х машину можно было приобрести в дружественной тогда Чехословакии. За модель просили 65 000 крон, и это считалось недешево. Столько же примерно стоила Lada 1300. А вот местная Skoda 120 была на 7000 крон дешевле.

В Чехословакии в период с 1976 по 1980 г.г. было продано 10 000 «сто первых» - все они были импортированы из Югославии в рамках бартерной торговли. Еще 4 года назад в чешском реестре насчитывалось менее 1000 Zastava 101, тогда как десятью годами раньше их было в 2 раза больше. Сколько же из них на самом деле живут своей нормальной жизнью, то есть ездят, выяснить невозможно. Зато на специализированных сайтах или в местных пабликах можно увидеть информацию о югославском компакте.

Фото: ACZ

Ранее мы писали
Fiat всегда умел делать маленькие автомобили. При этом «своим» Cinquecento считают поляки. А все потому, что ...
Читать далее
Интересно, что и у братьев-славян в своей время было немало вопросов к качеству югославских машин. Те или иные претензии на сей счет, а также отзывы экспертов охотно публиковались в тогдашних чехословацких журналах Automobil и «Мир моторов». Второй из них в 1977 году написал в одной из своих статей: «Если придется указать примерный порядок, в котором автопроизводитель должен улучшить качество Zastava 101, то на первых двух местах будут стоять общее качество сборки и снижение шума».

Выпущено более миллиона

Как бы водители не ругали машину, производственный тираж, ушедший в широкую продажу, все же превысил 1 млн экземпляров. Еще 250 000 собранных и реализованных автомобилей пришлись на модель Zastava 128, которая на самом деле являлась оригинальным седаном Fiat. «Сто двадцать восьмая» также сходила с конвейера в Крагуеваце.

Фото: ACZ

Ранее мы писали
Предшественник нынешних «каблучков» с «двойным шевроном», компактный дизельный Citroen C15 появился на автомобильном ...
Читать далее
Понятно, что львиная доля изготовленных Zastava 101 – это были машины, скажем так, советского периода. В последние годы производства на заводе собирали, что называется, по ниспадающей - от 20 000 до 2 000 автомобилей в год. С наступлением 2000-х годов сербский завод попытался каким-то образом выкрутиться и добиться успеха с помощью лицензионного Fiat Punto, переименованного в Zastava 10, однако настоящий импульс предприятие получило в 2012-м, когда сборочные линии в Крагуеваце были отданы под строительство модели Fiat 500L.

«Сто первый» довольно популярен в бывшей Югославии, хотя и не считается таким культовым автомобилем, как, скажем, его предшественник в производственной программе – «фичо» (югославская версия Fiat 600, выпускавшаяся с 1955 по 1985 годы).

Фото: ACZ

Истоки – в оружейном деле

Фирма Zastava появилась в Югославии задолго до нашего «АвтоВАЗа», и уже к концу 1950-х стала «народной маркой». Годом рождения как автопроизводителя считается 1953-й. Именно в тот год было принято решение начать выпуск автомобилей для югославской армии. Первенцем предприятия стали внедорожники Jeep CJ3B, собранные из американских машинокомплектов.

Югославы хотели наладить у себя серийный выпуск, в то время как бизнесмены из США готовы были лишь поставлять комплекты. Как итог непонимания – всего 162 изготовленных внедорожника и расторжение договора с заокеанскими партнерами.

А вообще, будущая автокомпания из г. Крагуевац ведет свою историю аж с 1851 года, изначально это был оружейный завод. Он не раз менял свое название, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимался ремонтом трофейных грузовиков и автобусов. В 1940-м завод даже изготовил от 250 до 400 (данные разнятся) грузовиков Chevrolet из американских комплектующих, все машины предназначались для югославских военных. В 1946-м завод получил название Црвена Застава («Красное знамя»). Но это уже несколько иная история…

Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Новости СМИ2
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин