Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Заводам не хватает «умных» рук

По мере расширения городского автокластера в отрасли все острее чувствуется дефицит профессиональных кадров. Наличие опыта работы не является обязательным требованием к кандидатам на предприятиях, а текучка сотрудников здесь стала в порядке вещей.

Открытие очередного завода в Петербурге привело к всплеску объемов спроса на рабочий персонал, отмечают эксперты. По словам директора Петербургского филиала портала HeadHunter Юлии Сахаровой, это создает ситуацию повышенного риска для других автопроизводителей: «Если новое предприятие предложит зарплату выше, часть сотрудников может соблазниться этим предложением. Особенно это актуально для рабочих, так как они наиболее чувствительны даже к небольшим изменениям заработной платы, - поясняет она. - Однако среди некоторых автопроизводителей существует негласное соглашение не переманивать сотрудников друг у друга».

Директор Петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова

Тем не менее, в Петербурге уже давно ощущается дефицит профессиональных рабочих и инженеров. Часто при открытии нового завода происходит некоторый отток персонала, хотя часть сотрудников возвращается вскоре обратно.

«В автопроме большая текучка кадров. Здесь жесткие условия труда, колоссальные нагрузки. Обычное дело - межпозвонковая грыжа, - сетует Игорь Станкевич, руководитель организационного отдела Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА). - Люди «дрейфуют» от завода к заводу, чтобы найти лучшие условия для работы».

По данным HeadHunter, за последний год заработные платы в автопроме выросли не больше, чем в целом по рынку, – на 10-15%. Сегодня средние зарплаты на рабочих позициях в отрасли составляют 23-35 тысяч рублей, на позициях инженеров и технологов – 30-50 тысяч рублей (в зависимости от специализации, участка работы, количества смен и других факторов).

В Петербурге давно ощущается дефицит профессиональных рабочих и инженеров

Взять и обучить

Всего на петербургских автозаводах занято свыше 6 тыс. сотрудников. Из них автомобили Toyota собирают 1000 человек, Nissan – 1600 человек, GM – более 1800 человек.

«Только что завершен найм 3-й смены, во время которого в целом мы не испытывали недостатка в кандидатах», - заверила директор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова. Вместе с тем, она признает, что довольно сложно найти специалистов по профессии «Водитель погрузчика», «Электромеханик», обладающих соответствующей подготовкой и опытом работы.

Директор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова

По ее словам, традиционно непросто найти инженеров с опытом работы в области автомобилестроения, поэтому компания предпочитает закрывать такие вакансии, развивая и обучая собственных сотрудников, что, в свою очередь, является серьезным мотивирующим фактором.

Входные требования к персоналу на рабочие специальности мягкие: наличие опыта работы именно на автомобильном заводе не является обязательным требованием. Заводы берутся вырастить специалистов самостоятельно.

Центры оценки и обучения сотрудников существуют на каждом автомобильном производстве. «Поскольку на линейные рабочие позиции, в основном, приходят неподготовленные кадры, обучение для них – обязательный элемент вхождения в должность. Распространена практика специального тестирования соискателей, позволяющего выявить способности к работе на автоматизированном производстве даже у людей, не имеющих соответствующего опыта. Такое тестирование – один из методов подбора персонала в условиях отсутствия профессиональных кадров», - рассказывает Юлия Сахарова.

Центры оценки и обучения сотрудников существуют на каждом автомобильном производстве

Для сотрудников, проработавших на предприятиях больше 2 лет, как правило, существуют центры повышения квалификации, предусмотрены возможности для профессионального роста (например, от оператора линии до начальника участка).

«В ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» организуются регулярные тренинги, проводимые как российскими, так и иностранными специалистами.  Сотрудники компании различных специальностей также проходят обучение и на других предприятиях Toyota, в том числе на заводах в Японии, Англии», - сообщили в пресс-службе петербургского завода, добавив, что готовность сотрудников к обучению и приобретению новых навыков является одним из ключевых условий работы во всех компаниях Toyota.

Сборочное предприятие Toyota под Петербургом

«Производство автомобилей в Петербурге и Ленинградской области – еще очень молодая отрасль промышленности в регионе, и вполне естественно, что пока нет достаточного количества учебных заведений, готовящих специалистов именно для автопрома», - считает менеджер по связям с госорганами петербургского завода General Motors Юлия Бойчарова. Учебные программы тех заведений, которые готовят по таким специальностям как, например, автослесарь, тоже не всегда полностью соответствуют требованиям, которые предъявляет современное производство, отмечает она.

Арендованная сила

По мнению Юлии Сахаровой, работа в автомобильном производстве привлекательна тем, что гарантирует полностью официальное оформление, «белую» заработную плату, хороший социальный пакет, на некоторых производствах и защиту профсоюза  – «то есть все элементы стабильного трудоустройства». 

Работа в автомобильном производстве привлекательна тем, что гарантирует полностью официальное оформление, «белую» заработную плату, хороший социальный пакет, на некоторых производствах и защиту профсоюза

Также компании предоставляют своим сотрудникам ряд льгот – бесплатные обеды, организуют доставку до завода, медицинскую страховку и прочее. «Помимо бесплатных обедов и доставки к рабочему месту от основных станций метро, мы обеспечиваем сотрудников медицинской страховкой, предоставляем возможность приобрести по льготным ценам медицинскую страховку для членов их семей, частично компенсируем стоимость занятий спортом. Наши программы «лояльности» работаю прогрессивно, т.е. чем дольше сотрудник работает, тем более широким становится его компенсационный пакет», - говорит Татьяна Натарова.

Но такие блага получают далеко не все сотрудники заводов. В автопроме распространена практика лизинга персонала, когда сотрудники выведены за штат компании. «У заемных работников заработная плата ниже, отношение к ним ужасное. Их очень часто ставят на самые сложные участки, где за вредность недоплачивают. Заемного работника уволить гораздо проще, чем штатного сотрудника, - негодует Игорь Станкевич. - Пока люди не поймут, что идти некуда, что выше рабочего им ничего не светит, пока они не осознают, что им мало платят, а их труд стоит дороже, работодатели будут этим умело пользоваться».

С открытием новых производственных площадок на территории города на рынке повысится спрос на специалистов рабочих и инженерных профессий. Это приведет к повышению здоровой конкуренции между петербургскими производственными предприятиями

Ответственность города

С открытием новых производственных площадок на территории города на рынке повысится спрос на специалистов рабочих и инженерных профессий. Это приведет к повышению здоровой конкуренции между петербургскими производственными предприятиями. «Они станут уделять еще больше внимания программам привлечения новых сотрудников и удержания уже работающих. Также вероятно, что образовательный сектор отреагирует на возникновение новых предприятий, и будет адаптировать имеющиеся учебные программы к потребностям рынка», - ожидает Татьяна Натарова.

По мнению ряда экспертов, неплохим кадровым резервом для производственных предприятий Петербурга, в том числе и автомобильных, может служить население областей Северо-Западного региона: Новгородской, Псковской, Вологодской. «Однако, жители области поедут работать в Петербург только при условии предоставления жилья, а для предприятий это проблематично. Вопрос должен решаться на уровне городской администрации: если городские власти заявляли создание в Петербурге автомобильного кластера, необходимо озаботиться и кадровым обеспечением проекта. Централизованное создание общежитий для иногородних сотрудников  - одна из задач», - считает Юлия Сахарова.

Сборочное предприятие GM в Шушарах

Юлия Бойчарова говорит, что петербургский завод General Motors вместе с другими предприятиями отрасли и бизнес-ассоциациями начал взаимодействовать с учебными заведениями Петербурга, и сейчас ведется активный диалог о возможных путях сотрудничества. «Надо отметить, что правительство города понимает проблему и работает над возможными путями ее решения, активно привлекая как бизнес, так и образовательные структуры», - заверила она.


Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Читать нас в Яндекс.Новостях
Комментарии пользователей
Владимир Владимирович29.04.2011 14:46
0
"среди некоторых автопроизводителей существует негласное соглашение не переманивать сотрудников друг у друга.
По данным HeadHunter, за последний год заработные платы в автопроме выросли не больше, чем в целом по рынку, – на 10-15%. Сегодня средние зарплаты на рабочих позициях в отрасли составляют 23-35 тысяч рублей"...
конечно будет дефицит кадров при такой зарплате. Как на это содержать семью, платить за квартиру, обучение детей, медицинское обслуживание? Даже если пригласить китайцев и соседей из Азии, при таком уровне расходов для жизни в Питере это окажется им не выгодно, разве только для временного проживания, или как ступени к соц. адаптации с последующим уходом в на более выгодную работу. Когда вымрут последние рабочии оставшиеся от советской системы, которые и работают потому что им деваться некуда, останется только завозить рабочую силу. и не удивляться большой нескончаемой текучке и низкому качеству работ. Дайте рабочим достойную зарплату, будет тогда интерес к ...
Войти через
Код проверки:
Отправить
Отзывы по теме
Автостиль | отзывы
Добрый день, очень доволен и работой салона и собственно автомобилем Чанган CS75 после рестайлинга. Брал специально полный привод. Дороже, но уже без компромиссов. Брать так брать, чтобы не думать лишний раз, проедете или нет. Карета зачётная, проходимость выше ожиданий, наверное, засчёт хороших углов ...
aleksejfriman
Только слева. Как избавляются от праворульных авто
Наконец то у кого то в правителях мозги появились, давно пора запретить правосрульное дерьмо на наших дорогах, или выдавать им номера раскрашенные в цвета лгбт, пусть радуются!
And Za
Минтруд разъяснил инвалидам, как получить разрешение на льготную парковку
А уровень развития сотрудников минтруда не позволяет взять данные по инвалидам в МСЭ самостоятельно ?
Михаил
Все обсуждения автомобилей
Почему Вы не покупаете электромобиль?
Голосовать
Рейтинг по классам
Класс А Exclusive
Класс Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники Business
Класс Компактные кроссоверы и внедорожники Business
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с. кВт
Период
мес.
Итого
 

налог в Москве
Заводам не хватает «умных» рук
Открытие очередного завода в Петербурге привело к всплеску объемов спроса на рабочий персонал, отмечают эксперты. По словам директора Петербургского филиала портала HeadHunter Юлии Сахаровой, это создает ситуацию повышенного риска для других автопроизводителей: «Если новое предприятие предложит зарплату выше, часть сотрудников может соблазниться этим предложением. Особенно это актуально для рабочих, так как они наиболее чувствительны даже к небольшим изменениям заработной платы, - поясняет она. - Однако среди некоторых автопроизводителей существует негласное соглашение не переманивать сотрудников друг у друга». Тем не менее, в Петербурге уже давно ощущается дефицит профессиональных рабочих и инженеров. Часто при открытии нового завода происходит некоторый отток персонала, хотя часть сотрудников возвращается вскоре обратно.«В автопроме большая текучка кадров. Здесь жесткие условия труда, колоссальные нагрузки. Обычное дело - межпозвонковая грыжа, - сетует Игорь Станкевич, руководитель организационного отдела Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА). - Люди «дрейфуют» от завода к заводу, чтобы найти лучшие условия для работы».По данным HeadHunter, за последний год заработные платы в автопроме выросли не больше, чем в целом по рынку, – на 10-15%. Сегодня средние зарплаты на рабочих позициях в отрасли составляют 23-35 тысяч рублей, на позициях инженеров и технологов – 30-50 тысяч рублей (в зависимости от специализации, участка работы, количества смен и других факторов). Взять и обучитьВсего на петербургских автозаводах занято свыше 6 тыс. сотрудников. Из них автомобили Toyota собирают 1000 человек, Nissan – 1600 человек, GM – более 1800 человек. «Только что завершен найм 3-й смены, во время которого в целом мы не испытывали недостатка в кандидатах», - заверила директор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова. Вместе с тем, она признает, что довольно сложно найти специалистов по профессии «Водитель погрузчика», «Электромеханик», обладающих соответствующей подготовкой и опытом работы. По ее словам, традиционно непросто найти инженеров с опытом работы в области автомобилестроения, поэтому компания предпочитает закрывать такие вакансии, развивая и обучая собственных сотрудников, что, в свою очередь, является серьезным мотивирующим фактором.Входные требования к персоналу на рабочие специальности мягкие: наличие опыта работы именно на автомобильном заводе не является обязательным требованием. Заводы берутся вырастить специалистов самостоятельно. Центры оценки и обучения сотрудников существуют на каждом автомобильном производстве. «Поскольку на линейные рабочие позиции, в основном, приходят неподготовленные кадры, обучение для них – обязательный элемент вхождения в должность. Распространена практика специального тестирования соискателей, позволяющего выявить способности к работе на автоматизированном производстве даже у людей, не имеющих соответствующего опыта. Такое тестирование – один из методов подбора персонала в условиях отсутствия профессиональных кадров», - рассказывает Юлия Сахарова. Для сотрудников, проработавших на предприятиях больше 2 лет, как правило, существуют центры повышения квалификации, предусмотрены возможности для профессионального роста (например, от оператора линии до начальника участка). «В ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» организуются регулярные тренинги, проводимые как российскими, так и иностранными специалистами.  Сотрудники компании различных специальностей также проходят обучение и на других предприятиях Toyota, в том числе на заводах в Японии, Англии», - сообщили в пресс-службе петербургского завода, добавив, что готовность сотрудников к обучению и приобретению новых навыков является одним из ключевых условий работы во всех компаниях Toyota. «Производство автомобилей в Петербурге и Ленинградской области – еще очень молодая отрасль промышленности в регионе, и вполне естественно, что пока нет достаточного количества учебных заведений, готовящих специалистов именно для автопрома», - считает менеджер по связям с госорганами петербургского завода General Motors Юлия Бойчарова. Учебные программы тех заведений, которые готовят по таким специальностям как, например, автослесарь, тоже не всегда полностью соответствуют требованиям, которые предъявляет современное производство, отмечает она. Арендованная силаПо мнению Юлии Сахаровой, работа в автомобильном производстве привлекательна тем, что гарантирует полностью официальное оформление, «белую» заработную плату, хороший социальный пакет, на некоторых производствах и защиту профсоюза  – «то есть все элементы стабильного трудоустройства».  Также компании предоставляют своим сотрудникам ряд льгот – бесплатные обеды, организуют доставку до завода, медицинскую страховку и прочее. «Помимо бесплатных обедов и доставки к рабочему месту от основных станций метро, мы обеспечиваем сотрудников медицинской страховкой, предоставляем возможность приобрести по льготным ценам медицинскую страховку для членов их семей, частично компенсируем стоимость занятий спортом. Наши программы «лояльности» работаю прогрессивно, т.е. чем дольше сотрудник работает, тем более широким становится его компенсационный пакет», - говорит Татьяна Натарова. Но такие блага получают далеко не все сотрудники заводов. В автопроме распространена практика лизинга персонала, когда сотрудники выведены за штат компании. «У заемных работников заработная плата ниже, отношение к ним ужасное. Их очень часто ставят на самые сложные участки, где за вредность недоплачивают. Заемного работника уволить гораздо проще, чем штатного сотрудника, - негодует Игорь Станкевич. - Пока люди не поймут, что идти некуда, что выше рабочего им ничего не светит, пока они не осознают, что им мало платят, а их труд стоит дороже, работодатели будут этим умело пользоваться». Ответственность городаС открытием новых производственных площадок на территории города на рынке повысится спрос на специалистов рабочих и инженерных профессий. Это приведет к повышению здоровой конкуренции между петербургскими производственными предприятиями. «Они станут уделять еще больше внимания программам привлечения новых сотрудников и удержания уже работающих. Также вероятно, что образовательный сектор отреагирует на возникновение новых предприятий, и будет адаптировать имеющиеся учебные программы к потребностям рынка», - ожидает Татьяна Натарова.По мнению ряда экспертов, неплохим кадровым резервом для производственных предприятий Петербурга, в том числе и автомобильных, может служить население областей Северо-Западного региона: Новгородской, Псковской, Вологодской. «Однако, жители области поедут работать в Петербург только при условии предоставления жилья, а для предприятий это проблематично. Вопрос должен решаться на уровне городской администрации: если городские власти заявляли создание в Петербурге автомобильного кластера, необходимо озаботиться и кадровым обеспечением проекта. Централизованное создание общежитий для иногородних сотрудников  - одна из задач», - считает Юлия Сахарова. Юлия Бойчарова говорит, что петербургский завод General Motors вместе с другими предприятиями отрасли и бизнес-ассоциациями начал взаимодействовать с учебными заведениями Петербурга, и сейчас ведется активный диалог о возможных путях сотрудничества. «Надо отметить, что правительство города понимает проблему и работает над возможными путями ее решения, активно привлекая как бизнес, так и образовательные структуры», - заверила она.
2011-04-24
Автор: Текст: Дмитрий Бардачев