Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Жертвы перестройки: последние автомобили разработанные в СССР

Советский автопром принято поминать не самыми добрыми словами. Действительно, качество советских автомобилей и используемые в них технологии заметно уступали японским, европейским или американским машинам, однако в СССР в конце 80-х годов прошлого века разрабатывался ряд интересных автомобилей.
Последние автомобили СССР

ЗИЛ

За что никогда не приходилось краснеть советским конструкторам, так это за автомобили высшего класса. СССР был одной из немногих стран в мире, где подобные машины разрабатывались и производились самостоятельно, а их качество было вполне сравнимо с Rolls-Royce, Bentley и Mercedes-Benz. Последним советским седаном высшего класса стал ЗиЛ-4102, разработка которого началась в 1982 году, а первые два прототипа были собраны шесть лет спустя.

Пятиместный заднеприводный седан оснащался бензиновой 315-сильной 7,7-литровой «восьмеркой» ЗиЛ-4104, с которой на пару трудилась трехступенчатая автоматическая КПП. ЗиЛ-4102 выглядел современнее предшественника ЗиЛ-4104, многие узлы и детали от которого он позаимствовал, но не так монументально. Не исключено, что машину можно было бы довести до ума, в том числе доработать экстерьер, но было принято решение о прекращении работ над автомобилем. Стоит отметить, что ЗиЛ-4102 имел ряд интересных для отечественных машин новинок, например, климат-контроль и бортовой компьютер с синтезатором речи. Из двух выпущенных автомобилей до наших дней дожил только один, а второй был разобран и от него сохранились только фрагменты.

ГАЗ

Горьковский автозавод специализировался на моделях рангом ниже. В перестроечные годы горьковчане разработали седан ГАЗ-3105 «Волга», который должен был убить двух зайцев – стать преемником не только «двадцать четвертой» «Волги, но и наследником ГАЗ-14 «Чайка». По сравнению с ГАЗ-24 автомобиль подрос до 5050 мм, обзавелся 3,4-литровым двигателем V8 мощностью 170 л.с., но автомата так и не получил, ограничившись механической «пятиступкой». Зато была предусмотрена полноприводная модификация, а по уровню оснащения (гидроусилитель руля, АБС, электростеклоподъемники, центральный замок) новая «Волга» должна была стать самым «навороченным» советским автомобилем.

Но первые образцы были представлены только в 1992 году, уже после развала СССР. Ещё через два года начался серийный – вернее, мелкосерийный – выпуск машины, а ещё через два года производство было прекращено в связи с бесперспективностью проекта. По одним данным выпустили 55 ГАЗ-3105 «Волга», по другим – 67. В любом случае, массовым этот автомобиль не стал, хотя должен был выпускаться сотнями в год. Процесс рождения автомобиля, начатый в середине восьмидесятых годов, слишком затянулся, а постперестроечные реалии сделали ГАЗ-3105 полностью неконкурентоспособным. В сравнении с хлынувшими в страну иномарками, «Волга» выглядела старомодной, неэкономичной и имела совершенно непривлекательный ценник.

Москвич

В 1986 году, то есть уже в перестроечные годы, на конвейере московского завода АЗЛК прописался переднеприводный хэтчбек «Москвич-2141». Казалось бы, несколько лет автозаводцы могли спокойно выпускать эту модель, занимаясь лишь её модернизацией. Однако в конструкторском бюро АЗЛК было разработано сразу несколько перспективных моделей: минивэн «Москвич-2139 Арбат», седан «Москвич-2143 Яуза» и хэтчбек «Москвич-2144 Истра».

Кроме того, был разработан восьмиместный минивэн «Москвич-3733» который должен был выпускаться не только в Москве, но и в Братиславе под именем BAZ-MNA 1000. Все эти автомобили в серию так не пошли из-за сложной экономической ситуации и АЗЛК, вплоть до своего закрытия в 2010 году, продолжал выпускать модификации устаревшего на тот момент «Москвича-2141». Хотя перспективные разработки московского автозавода были интересными и самобытными и пойди история страны по другому пути, то вместо бюджетников Renault, в Москве сейчас выпускались бы совсем другие машины.

ИЖ

Ижевский автозавод, долгое время выпускавший модели АЗЛК, перед развалом СССР успел запустить в производство морально устаревший хэтчбек Иж-2126 «Орбита», впоследствии сменивший имя на «Ода». Мало кто знает, но в 1990 году ижевцы взялись за разработку минивэна Иж-042, вполне справедливо рассудив, что ниша отечественных минивэнов пустует. Используя узлы от других моделей Иж семиместный минивэн построили всего за полтора года, но этот проект постигла та же судьба, что и проекты минивэнов АЗЛК.

В постсоветские времена денег на развитие не было и ижевцам не оставалось ничего другого, как выпускать Иж-2126, спрос на который падал каждый год. От банкротства ИжАвто спасло сотрудничество с АвтоВАЗом, впоследствии вылившееся в поглощение ижевского завода тольяттинским автогигантом. Сложно сказать, насколько был бы востребован на рынке минивэн Иж-042, но стоит отметить, что ижевцы рыночные тренды уловили очень своевременно – в начале девяностых годов минивэны пользовались очень большой популярностью как в Европе, так и в США.

RAF

Впрочем, не только Ижевский автозавод готовился «приватизировать» сегмент однообъемников. Рижский автозавод RAF ещё в середине восьмидесятых годов начал разрабатывать преемника микроавтобуса RAF-2203, а в 1990 представил модель РАФ-М1 «Роксана». Самое интересное, что доводкой этого автомобиля занималась британская инжиниринговая фирма IAD.

Впоследствии рижане представили развитие «Роксаны» – РAФ-M2 «Стилс», который неплохо смотрится и в наши дни, а в начале девяностых годов выглядел получше многих иномарок. Но так как Рижский автозавод всегда был тесно «завязан» на кооперацию с другими советскими заводами, то после 1991 года, с обретением Латвией независимой, все связи были нарушены и молодой республике не хватило сил довести эти проекты до конца.

Но даже если бы и удалось поставить РАФ-М2 «Стилс» на конвейер, то реализовывать автомобили на перенасыщенном европейском рынке было бы очень трудно, а на российском рынке была очень серьезная конкуренция со стороны газовской «Газели». Вот почему перспективные модели RAF смело можно назвать жертвами перестройки – с развалом СССР они были обречены, как и сам Рижский автозавод, переживший Советский Союз всего на семь лет.

ЛУАЗ

Во времена Союза Украинская ССР имела очень развитый автопром. В Запорожье выпускались легковые автомобили, в Кременчуге – грузовики, в Луцке – внедорожники и во Львове – автобусы. Грузовики и автобусы в наш обзор не входят, поэтому вспомним разработанный на Луцком автозаводе в восьмидесятые годы компактный внедорожник ЛуАЗ-1301. Автомобиль изначально разрабатывался как бюджетная модель, поэтому имел незатейливый дизайн, кузовные панели из пластика и слабенький 1,2-литровый 53-сильный двигатель от «Таврии», с которым на пару трудилась четырехступечатая механическая КПП.

Конструкторы ЛуАЗа планировали выпустить целое семейство на базе ЛуАЗ-1301: трех- и пятидверный внедорожник, пикап и спецтехнику для военных, милиции и «скорой помощи». Но после обретения Украиной независимости, средств на развитие этого проекта катастрофически не хватало, вот почему начало серийного производства ЛуАЗ-1301 откладывалось более десяти лет, несмотря на то что первые опытные образцы машины появились ещё в 1988 году. В последний раз старт серийного производства был назначен на 2004 год, но к тому времени всем было ясно, что автомобиль давно устарел и в 2006 году проект был окончательно закрыт. Сам Луцкий автозавод в 2005 году был поглощен компанией «Богдан Моторс» и в настоящее время в небольших количествах выпускает автобусы.

Итог

Несмотря на то, что большинство автомобильных проектов позднесоветского периода так и остались лишь проектами, некоторым автомобилям повезло пережить развал СССР и встать на конвейер уже в постсоветские времена. Но таковых единицы: ВАЗ-2110, ВАЗ-2123 и УАЗ-3160, впоследствии превратившийся в УАЗ «Патриот».Более того, в постсоветские времена большинство легковых автопроизводителей либо прекратили выпуск машин собственной разработки, перейдя на выпуск иномарок, либо обанкротились.

Запорожский автозавод давно перешел к выпуску иномарок, рижский RAF ликвидирован более десяти лет назад, в России свернул выпуск своих легковых автомобилей ГАЗ, АвтоВАЗ и ИжАвто входят в структуру концерна Renault, а АЗЛК, ЗиЛ и СеАЗ обанкротились. Независимым остался только УАЗ, выпускающий достаточно пожилые автомобили собственной разработки, но вот сколько это будет ещё продолжаться – неизвестно.

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Компактные кроссоверы и внедорожники
Кабриолеты и родстеры