История Toyota
Toyota - крупная японская компания, широко известная на международном рынке и считающаяся одним из лидеров мирового автомобилестроения. Помимо авто Toyota компания выпускает автомобили под бреэндом Lexus. |
![]() |
Компания выпускает широкий спектр автомобилей, рассчитанных на разные категории покупателей, а также коммерческий транспорт.
История третьего по величине в мире и крупнейшего японского автомобилестроительного концерна началась в августе 1937 года, когда руководство машиностроительной компании Toyota Automatic Loom Works, производящей ткацкое оборудование, приняло решение об организации отделения Toyota Motor Co. и запуске в серийное производство модели AA с аэродинамическим обтекаемым кузовом. Сейчас у концерна автосборочные производства в 18 странах мира на пяти континентах, в том числе пять заводов в Северной Америке и четыре в Европе. В 2000 году выпущено 3 034 377 автомобилей марки Toyota, что на 359 053 автомобиля больше, чем в 1999-м (+3,39%). Данные по всем входящим в концерн маркам - Toyota, Daihatsu и Lexus еще более внушительные: 4 572 363 автомобиля.
Toyota не выпускает под собственной маркой легковые модели популярного в Японии класса Q - этим занимается отделение Daihatsu, но в модельном ряду есть двухместный субкомпактный электромобиль Toyota E-Com, формально относящийся к классу Q и созданный в рамках проекта по разработке экологически чистых автомобилей по нормам ZEV (California Zero Emissions). Как известно, в штате Калифорния согласно закону с 2003 года не менее 10% продаж новых автомобилей должно приходиться на полностью экологически чистые модели. E-Com вполне может пойти в серийное производство и для этого готов: проведены полный цикл исследовательских работ, испытания и сертификация. Электромотор мощностью 18,5 кВт питает блок из Ni-MH батарей, которые заряжаются от стандартной для Штатов сети 110 B и обеспечивают запас хода до 96 км/ч. Максимальная скорость E-Com ограничена 100 км/ч.
В малом классе (по европейской классификации - В) только для Японии выпускается оригинальный автомобиль Will Vi с дизайном в стиле техно, рассчитанный в основном на молодежь, но в его облике можно найти и отголоски ретро: похожие крутобокие машинки Toyota выпускала в 1940-1950 годах. Силуэт кузова словно вычерчен циркулем, характерны обратный наклон задних стоек и эффектные подштамповки на капоте, крышке багажника и боковинах. Стильный интерьер выполнен с минимумом декора; в отделке использованы алюминий и яркая цветная пластмасса. Двигатель - 1,3-литровый мощностью 88 л.с., трансмиссия 4-ступенчатая автоматическая Super ECT.
Компактную модель Yaris (в Японии - Vitz) класса B создавали специально для европейского рынка: учли вкусы и пристрастия покупателей автомобилей данного сегмента в дизайне и эргономике, жесткость подвески и параметры управляемости. В ходе проектирования самым тщательным образом изучили возможности основных конкурентов, в результате Yaris не уступает или даже превосходит большинство из них. Кстати, Yaris получил европейский и японский титулы "Автомобиль 2000 года". Внешний вид автомобиля весьма оригинален: в профиль Yaris напоминает компактный мини-вэн из-за укороченного капота и высокой округлой крыши, что позволило сделать салон одним из самых просторных в классе. Выпускаются модификации с кузовом трех- и пятидверный хэтчбек, а также кабриолет (для некоторых рынков). Конструкция подвесок традиционная для европейских автомобилей данного класса: впереди стойки McPherson, сзади мост на соединенных продольных рычагах. Гамма двигателей для Yaris: 1,0 л мощностью 68 л.с. или 1,3 л мощностью 86 л.с. В 2001 году в ряду модификаций появился "заряженный" T Sport с измененным дизайном, небольшим клиренсом, более "жесткой" подвеской и форсированным до 106 л.с. мотором 1,5 л. Для японского рынка выпускают и полноприводные версии с жестким задним мостом на пружинах и продольных рычагах. В Париже осенью 2000 года показали кабриолет Yaris Cabrio cо складным трехслойным тентом. Версию для Европы выпускают на заводе Toyota во Франции.
Осенью 1999 года дебютировал компактный 5-местный мини-вэн Yaris Verso (в Японии - Fun Cargo), созданный на платформе Yaris. Характерные черты Verso: необычно высокий кузов - 1680 мм, заходящие на капот и крылья передние миндалевидные блок-фары, эффектные подштамповки на крыльях и элегантные задние фонари, размещенные на стойках. Чтобы увеличить грузоподъемность, сзади установили торсионную подвеску. Объем багажного отделения 2160 л при сложенных задних сиденьях. Версию для Европы оснащают двигателем 1,3 л, 86 л.с. или 1,5 л, 106 л.с., для Японии - 1,5 л, мощностью 110 л.с.
Версии с кузовами седан и купе, созданные на удлиненной платформе Yaris, продаются только на внутреннем рынке (Platz) и в Северной Америке (Echo). Премьера моделей прошла в Детройте зимой 1999 года. Echo рассчитан в первую очередь на небогатую молодежь: упрощенная отделка салона и меньший список стандартного оборудования, зато багажное отделение значительно больше - 455 л. Японская версия оснащена богаче и выпускается в нескольких модификациях с разным дизайном экстерьера и интерьера, есть и полноприводная версия с зависимой задней подвеской.
Название мини-пикапа с "двойной" кабиной bB Open Deck, представленного в качестве прототипа в Токио, 1999, столь же экзотично, как и внешность: прямоугольный силуэт, почти вертикальные передние стойки, высокий передний бампер и почти плоские панели кузова. Металлические трубчатые релинги соединяют крышу и борта кузова, это дополнительно повышает жесткость конструкции. Двери распашные, задние можно открыть только открыв передние. Двигатель 1,5-литровый мощностью 110 л.с.
Только в Японии продается хэтчбек Duet - несколько подретушированный вариант модели Daihatsu Sirion с широким списком базового и дополнительного оборудования и шильдиками Toyota. Модель выпускают с передним или полным приводом и только с автоматической 4-ступенчатой коробкой передач. Двигатели: 1,0 л, 64 л.с. или 1,5 л, 110 л.с.
Главная премьера 2001 года на европейском рынке - новое, девятое по счету, поколение знаменитой модели Corolla класса С, дебютировавшей осенью во Франкфурте. Дизайн новой Corolla почти революционный, по крайней мере по сравнению со скучной моделью предыдущего поколения, и определенно напоминает некоторыми стилевыми решениями "младшего брата" Yaris: высокий покатый капот, большой наклон передних стоек, большие треугольные блок-фары, заходящие на капот, идеально круглые колесные арки. Одним словом, модели европейского отделения Toyota наконец обрели свой стиль. Скорее всего, стиль нового поколения Avensis, премьера которого не за горами, будет таким же. Характерная черта всех модификаций Corolla - элегантная выштамповка на капоте, акцентирующая внимание на укрупненной эмблеме на решетке радиатора. Трехдверный хэтчбек отличает оригинальная массивная треугольная задняя стойка. В Европе будут продавать модификации с кузовами трех- и пятидверный хэтчбек (сборка в Великобритании), универсал Wagon и седан (сборка на заводе Toyota в Турции), который традиционно пользуется большим спросом в России. Конструктивные отличия шасси новой Corolla: усиленный кузов и новая задняя подвеска на сдвоенных продольных рычагах, как на Golf или переднеприводной "Ладе", обеспечивающая лучшие параметры управляемости, а также увеличенная на 135 мм колесная база. Радикально изменили интерьер: вместо унылой серой пластмассы - высококачественный мягкий пластик, приятный и на вид, и на ощупь. На версии T Sport центральная консоль отделана "под алюминий", более жестко настроены спортивные подвески и 6-ступенчатая механическая КП. Новую Corolla оснащают двигателями нового поколения с системой изменения фаз газораспределения VVT-i: 1,4 л мощностью 97 л.с., 1,6 л (110 л.с.) или 1,8 л (135 л.с.), модификацию T Sport - версией 1,8-литрового двигателя мощностью 220 л.с. с более "продвинутой" системой VVTL-i, которая дополнительно управляет еще и высотой подъема клапанов. Кроме бензиновых, предусмотрены и два 2,0-литровых турбодизеля мощностью 90 или 110 л.с. (с промежуточным охладителем).
В Японии модель девятого поколения (AE12) дебютировала еще год назад. У нее несколько иной дизайн передней части, в частности блок-фары, и расширена базовая комплектация. Конструкция полностью с европейскими моделями, но для внутреннего рынка предусмотрены и модификации с постоянным полным приводом и межосевой вискомуфтой; вместо полунезависимой задней подвески установлена многорычажная. Модельный ряд: трех- и пятидверные хэтчбеки Allex (люкс-версия - Runx), седан Corolla Sedan и универсал Corolla Fielder. На японские модели устанавливают двигатели 1,3 л (88 л.с.), 1,5 л (110 л.с.), 1,8 л (136 или 190 л.с.), а также турбодизель 2,2 л (79 л.с.), причем первый и последний - лишь на седаны.
Версия новой Corolla девятого поколения (AE12) с кузовом седан для стран Тихоокеанского региона (производство на Тайване, в Малайзии и Таиланде) называется Corolla Altis. Дизайн ее оригинальный: узкие раскосые передние блок-фары, низкий обтекаемый силуэт (высота меньше на 70 мм) и широкое антикрыло на крышке багажника. Интерьер тот же, что на Corolla в дорогих комплектациях. Комфортабельный Altis оснащают многорычажной задней подвеской, что значительно улучшило плавность хода. Модель считается весьма престижной для данных рынков и стоит дороже, чем модель Corona среднего класса D. Двигатели - 1,6 л, 110 л.с. и 1,8 л, 136 л.с.
В Японии весной 2001 года был представлен новый автомобиль Vill VS класса С, адресованный молодым поклонникам спортивного стиля. Тип кузова новинки сложно определить одним словом: сами создатели относят Vill VS к категории универсалов, стильный граненый дизайн кузова, решенный в модном ключе industrial, низкий кузов, необычно высокая поясная линия и общее сходство с Celica однозначно указывают на спортивные корни новинки. Фактически это классический пятидверный хэтчбек, только очень необычный- Конструктивно Vill VS сходен с Corolla последнего поколения, но настройка подвесок более жесткая для достижения оптимальных параметров управляемости. Модель оснащают 1,8-литровыми двигателями мощностью либо 136 л.с. (VVT-i), либо 190 л.с. (VVTL-i) и автоматической 4-ступенчатой адаптивной КП Super ECT.
Производство модели Corolla предыдущего поколения (E11) в Европе и Японии завершено, однако на некоторых филиалах (в Уругвае и других) продолжается. После недавнего рестайлинга, должного несколько поправить дела концерна в Европе (несмотря на отменное качество сборки и долговечность, Corolla предыдущего поколения не пользовалась успехом у пресыщенных европейцев), модель стала чуть импозантнее, несколько изменили интерьер. Скорее всего, модели 2001 модельного года будут продавать в Европе (но не в России, у нас до поступления новых моделей продажи прекращены) со скидкой самое малое до весны 2002 года. Corolla восьмого поколения оснащается двигателями 1,4 л (97 л.с.), 1,6 л (110 л.с.), 1,8 л (110 или 125 л.с.) или атмосферным дизелем 1,9 л (69 л.с.).
В США на заводе NUMMI (СП с концерном GM, выпуск также под маркой Chevrolet Prizm) выпускают модель Corolla (BB02) восьмого поколения, спроектированную для местного рынка в калифорнийском дизайн-центре Toyota. Последний рестайлинг этой версии был в 2000 году; модель пользуется популярностью благодаря репутации марки и отличному качеству сборки, хотя и экстерьер, и интерьер не отличаются изысканностью. Американские Toyota оснащают 1,8-литровым мотором мощностью 125 л.с. с системой VVT-i.
На Тайване для рынков Юго-Восточной Азии производят более раннюю модель Corolla восьмого поколения BA02 (сборка в США и Канаде до 1999 года) с упрощенной отделкой салона, минимальным стандартным оснащением и двигателем 1,5 л, 95 л.с. Более раннюю версию на платформе Corolla седьмого поколения (1992-1997 годы) выпускают на Тайване под маркой Tercel. Это откровенно "бюджетные" автомобили, но оттого не менее качественные: их нередко можно встретить на российских дорогах за Уралом. Tercel оснащают бензиновыми двигателями 1,3 л, 85 л.с. или 1,5 л, 94 л.с. На бразильском филиале Toyota выпускают Corolla седьмого поколения с кузовом седан (AE10), легкий рестайлинг которой был в 2001 году. Даже в базовом варианте модель неплохо оснащена: кондиционер, электропривод стеклоподъемников, центральный замок, стереосистема и многое другое. Двигатель предусмотрен один: бензиновый 1,8 л, мощностью 116 л.с.
В Таиланде продолжается производство модели Soluna (модернизированная платформа AE10). Дизайн ее типичен для азиатских автомобилей конца 90-х годов, зауряден интерьер, хотя по сравнению с Tercel автомобиль смотрится более современно. Двигатель 1,5 л развивает 95 или 105 л.с. Возможна комплектация 4-ступенчатым "автоматом" вместо механической 5-ступенчатой КП.
На филиале в ЮАР выпускают пятидверный хэтчбек Tazz - модернизированный вариант Corolla седьмого поколения (платформа АЕ9, 1989 год), адаптированный к местным условиям: повышена прочность кузова, усилены рычаги подвесок, часть устанавливаемых двигателей оснащают карбюраторами. Выпускают и коммерческую версию Carry Panel Van. Кондиционер и противоугонная система входят в стандартное оснащение. Двигатели: 1,3 л (75 л.с., карбюратор), 1,6 л (107 л.с.), 1,8 л (115 л.с.) или современный 1,6-литровый с системой VVT-i мощностью 156 л.с. Седаны Corolla бразильского производства (платформа AE10), аналогичные собираемым в ЮАР, в 2001 году прошли косметический рестайлинг, затронувший и внешний дизайн, и интерьер. В Бразилии собирают только модификацию с двигателем 1,8 л, 116 л.с.
В Японии выпускают компактные универсалы Sprinter Carib, созданные на платформе AE10. Несмотря на некоторые косметические изменения, в основе конструкции - та же модель образца 1992 года. Неприхотливый в обслуживании, надежный и экономичный Sprinter Carib в основном используют в грузопассажирском варианте или в качестве разъездного автомобиля для небольших фирм. Но есть и спортивная "заряженная" версия Rosso с кузовом от модели Corolla AE11, двигателем 1,5 л с пятью клапанами на цилиндр и системой TwinCam, развивающим 165 л.с. "Обычные" Carib оснащают более скромными моторами 1,5 л, 110 л.с. или 1,8 л, 120 л.с.
Первым легковым гибридомобилем, выпускаемым серийно, стал в 1999-м седан Prius, спроектированный в рамках программы сертификации ULEV (сверхнизкая токсичность отработавших газов). На седане два двигателя: пятитактный бензиновый ДВС 1,5 л, мощностью 70 л.с. и электромотор мощностью 33 кВт. В штатных режимах движения (до 50 км/ч) основная нагрузка падает на электромотор, подзаряжаемый через генератор бензиновым двигателем, который в свою очередь вступает в действие при разгонах или движении в гору. Цена Prius всего $19 995, что намного ниже себестоимости.
В среднем классе D концерн Toyota выпускает множество семейств автомобилей, рассчитанных на разные рынки сбыта. Для Европы предлагается модель Avensis, сменившая в 1997 году Carina E. Последний рестайлинг 2001 года прибавил внешности Avensis солидности: передние блок-фары теперь закрыты полностью прозрачным стеклом, исчезла черная окантовка круглых рефлекторов, фирменная эмблема стала больше и перекочевала на решетку радиатора. Интерьер сильно не меняли: появилась модная отделка "под алюминий" панели приборов, несколько изменена форма центральной консоли. Avensis выпускают в двух базовых комплектациях, различающихся по уровню оснащения: Linea Luna и Linea Sol. Для российского рынка предусмотрен специальный "северный пакет": усиленная подвеска, более емкий аккумулятор и обогрев нижней части ветрового стекла. Выбор типов кузова: пятидверный хэтчбек (Liftback), седан или универсал (Wagon). Конструкция Avensis типична для большинства "одноклассников": несущий кузов с передним подрамником, впереди стойки McPherson, сзади независимая подвеска на продольных и поперечных рычагах. По комфортабельности, плавности хода и управляемости Avensis является одним из лучших японских автомобилей этого класса. Гамма двигателей для России: 1,6 л с системой VVT-i мощностью 110 л.с. или 2,0-литровый мотор мощностью 150 л.с. На Avensis для Европы устанавливают также двигатель 1,8 л (129 л.с.) или 2,0-литровый турбодизель мощностью 110 л.с. с системой Common Rail.
На внутреннем рынке Toyota предлагает модель Carina Sedan. Фактически это автомобиль образца 1997 года с несколько измененным в 1999 году кузовом и модернизированной ходовой частью. Базовая комплектация включает в себя только необходимый минимум, остальное нужно заказывать отдельно. На Carina устанавливают двигатели широкой гаммы: бензиновые 1,5 л (100 л.с.), 1,6-литровый, форсированный до 165 л.с. (версия GT), 1,8 л (115 л.с.), 2,0 л (135 л.с.), а также дизель 2,2 л мощностью 85 л.с. На этой же платформе выпускается более дорогая модификация Corona Premio с расширенным списком стандартного оборудования, улучшенной отделкой салона и более энергоемкой подвеской. Гамма двигателей для Premio: 1,6 л, 105 л.с.; 1,8 л, 115 л.с.; два 2,0-литровых мотора, развивающие 135 или 145 л.с. и 2,2-литровый турбодизель мощностью 94 л.с. Кроме Японии, Premio c несколько иным дизайном собирают в Таиланде и некоторых других странах Юго-Восточной Азии.
В Японии модели подобного типоразмера не очень популярны, поэтому производство версии Carina Liftback, созданной на платформе Avensis для внутреннего рынка, свернули в 2000 году. Зато в производстве осталась модель Caldina с кузовом универсал, практически полностью повторяющая европейский вариант Avensis Wagon, за исключением передней и задней светотехники. Багажное отделение Caldina объемом 530 л можно дополнительно увеличить до 1000 л, если сложить второй ряд сидений. Пол багажника двойной: под верхней панелью есть вместительная ниша. Кроме того, задние сиденья можно сложить по частям в пропорции 60:40. На Caldina устанавливают те же двигатели, что и на остальные модели, созданные на платформе Corona/Carina, но 2,0-литровый двигатель с системой VVTL-i имеет мощность 190 л.с.
Только для внутреннего рынка предназначены версии компактной спортивной модели Altessa (видоизмененный Lexus IS 200), дебютировавшей в 1998-м и признанной "Автомобилем 1999 года" в Японии. Агрессивный дизайн с классическими пропорциями заднеприводного спортивного автомобиля (короткий передний свес, длинный капот), безупречное качество сборки и отточенная управляемость - главные черты "японского BMW". Автомобиль оснащают 2,0-литровым двигателем R6 мощностью 160 л.с. и 2,0-литровым R4 c двумя степенями форсировки - 200 л.с. (только с 5-ступенчатым адаптивным "автоматом") и 210 л.с. (только с 6-ступенчатой механической КП). С середины 2001 года в Японии начались продажи модели Altessa Gita c кузовом универсал (аналог Lexus Sport Сross). Кроме базового мотора R6 2,0 л (160 л.с.), для Gita предлагается двигатель 3,0 R6 мощностью 210 л.с.
Престижная модель Vista класса E1 (косметический рестайлинг в 2001 году) популярна у японских "белых воротничков": менеджеров среднего звена, банковских служащих, юристов - в первую очередь благодаря сочетанию достаточно лаконичного дизайна (статус владельца подчеркивают лишь хромированные тонкие молдинги и решетка радиатора) и выполненного по классическим американским канонам салона, который по заказу отделывают панелями из дерева ореха и натуральной высококачественной кожей. Передние сиденья выполнены в виде просторного американского "дивана", разделенного широким подлокотником, селектор управления автоматической трансмиссией вынесен на рулевую колонку. Vista стала одной из первых японских моделей с вынесенной в центр панели комбинацией приборов, что придает интерьеру своеобразный шарм. Кузов необычно высокий - высота Vista 1510 мм, что визуально несколько скрадывает немалые габариты. Кроме модификации с кузовом седан, предлагается универсал Vista Ardeo с наклонными задними стойками. Двигатель 1,8 л мощностью 136 л.с. устанавливают только на модификации с передним приводом, более мощные 2,0-литровые моторы мощностью 135 или 152 л.с. агрегатируют и с полноприводной трансмиссией, оснащенной центральным дифференциалом с вискомуфтой.
Самый популярный автомобиль марки Toyota на североамериканском рынке - переднеприводный седан Camry класса E1. В 2001 году на смену Camry, который выпускают с 1996 года, пришла совершенно новая модель пятого поколения. Дизайн нового Camry разработан в калифорнийской дизайн-студии Toyota и получился в итоге более "американским", чем модели предыдущего поколения, спроектированные европейскими дизайнерами. Обтекаемый акулообразный силуэт, понижающиеся линии капота и багажника, миндалевидной формы передняя светотехника резко контрастируют со строгим, почти чопорным дизайном Camry IV. Интерьер полностью соответствует внешнему дизайну: массивная панель приборов "от края до края" с интегрированной широкой центральной консолью, высокая "двойная" магнитола, широкий центральный подлокотник - все сделано по-американски, за исключением селектора АКП, размещенного на тоннеле трансмиссии, ведь новый Camry будут продавать и в Европе. Более широкая колесная база (2720 мм против 2670) позволила увеличить пространство для ног задних пассажиров. Стильный блок приборов со шкалами в виде пересекающихся секторов красив и информативен. В США Сamry предлагают в трех исполнениях: базовом LE с велюровой обивкой сидений, спортивном SE с кожаной отделкой и алюминиевыми накладками на центральной консоли и люкс-исполнении XLE. Двигатели - новый 2,4-литровый R4 мощностью 157 л.с. с механической 5-ступенчатой КП и модернизированный V6 3,0 л, развивающий 192 л.с. и агрегатированный с 4-ступенчатым адаптивным автоматом ECT-i. Версию Сamry для японского рынка (в продаже с осени 2001 года) пока оснащают только 2,4-литровым двигателем.
В Европе до весны 2002 года будет продаваться Camry предыдущего, четвертого поколения. Модель зарекомендовала себя как удивительно качественный автомобиль: на протяжении 1990-х годов Camry не раз признавали одним из наиболее надежных автомобилей на североамериканском рынке. Настройки подвесок (впереди и сзади стойки McPherson на поперечных рычагах) и рулевого управления гарантируют выверенную точность реакций на управляющие действия водителя при отличной плавности хода. Пожалуй, единственными недостатками Toyota можно считать довольно тесный салон в задней части и сравнительно высокую цену. "Старый" Camry оснащают либо 2,2-литровым двигателем мощностью 131 л.с., либо 3,0-литровым V6 мощностью 190 л.с., механической 5-ступенчатой или автоматической 4-ступенчатой КП. Модель собирают в Таиланде, ЮАР и Австралии.
На заводе в Кембридже (Канада) с 1998 года собираются купе Camry Solara и кабриолеты Camry Solara Convertible с трехслойным мягким верхом, спроектированные на платформе Camry четвертого поколения. Характерные черты Solara: клиновидный силуэт кузова с приподнятой линией багажника, узкие, чуть раскосые вытянутые блок-фары и окантованная хромом пятиугольная решетка радиатора. Характеристики подвесок несколько более жесткие для обеспечения лучших параметров управляемости. Solara является самым большим автомобилем в модельном ряду Camry - длина 4800 мм. Двухцветный салон роскошнее, чем у обычного Camry: можно заказать отделку кожей и панелями из алюминия либо дерева. Базовый двигатель - 2,4-литровый R4 мощностью 157 л.с., для кабриолета предусмотрен и 3,0-литровый V6 (198 л.с.).
Люкс-седан Avalon второго поколения (в Японии с 2001 года продается под маркой Pronard) дебютировал в Чикаго в 2000 году. В основе конструкции - платформа Camry последнего, пятого поколения. Модель производят на заводе в Джорджтауне, штат Кентукки, США. Элегантный дизайн выполнен в модном сейчас граненом стиле; очень красивы фары с изогнутой верхней линией. На Avalon установлена новая двухрычажная задняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, элементы которой закреплены на усиленном заднем подрамнике. Предусмотрен только один двигатель: 3,0-литровый V6 мощностью 210 л.с. На австралийском филиале Toyota для внутреннего рынка продолжается производство Avalon первого поколения с 3,0-литровым V6 мощностью 197 л.с. и автоматической 4-ступенчатой КП. В 2001 году на японском рынке дебютировал спроектированный на платформе нового Camry переднеприводный седан Windom. Как и у прежней модели, у Windom есть "двойник" в семействе Lexus - ES300, который продается в США. Модель несколько больше Camry, хотя базу оставили старую - 2720 мм. Особенности дизайна нового Windom - крупные, вытянутые вдоль крыльев передние блок-фары с круглыми рефлекторами светотехники, понижающаяся линия багажника, узкие задние стоп-сигналы и объединенный с рельефным капотом передний бампер. По заказу устанавливают систему динамической стабилизации ESP и подвеску с изменяемой жесткостью амортизаторов. Отделка натуральной кожей и панелями из дерева входит в стандартную комплектацию. Двигатель новейший - 3,0-литровый V6 с системой VVT-i мощностью 215 л.с.
Для японского рынка с осени 1998 года Toyota производит седан Progres класса D2 с задним приводом, созданный на укороченной платформе Crown. Автомобиль позиционируется как компактный представительский седан, что объясняет и весьма необычную внешность, сочетающую ретро-мотивы автомобилей 70-х годов с архитектурой, характерной для Mercedes-Benz E предыдущего поколения. В отличие от сложной многорычажной задней подвески Crown, на Progres - стойки McPherson с изменяемой электроникой степенью демпфирования амортизаторов, что обеспечивает хорошую плавность хода. Двигатели: 2,5 л R6 мощностью 200 л.с. или 3,0 л, 210 л.с.
В мае 2001 года в Японии дебютировал новый люксовый заднеприводный седан Brevis класса D2, созданный на платформе Progres. Длина его 4550 мм (всего на 50 мм больше, чем у Progres), но модель позиционируется как более престижная по причине очень богатой стандартной комплектации, включая отделку салона кожей и панелями из дерева или "под мрамор". Своеобразный дизайн Brevis выполнен в новом для люксовых моделей Toyota стиле: обтекаемый массивный кузов с высоким капотом и багажником, широкая хромированная решетка радиатора и элегантные каплевидные фары с ксеноновой светотехникой. Для Brevis предусмотрены два двигателя: 2,5-литровый R6 мощностью 200 л.с. и 3,0-литровый V6, развивающий 220 л.с.
Дебютировавшие в 2001 году спортивные заднеприводные и полноприводные седаны Mark II пятого поколения класса E2 выполнены в более европейском ключе и нацелены напрямую конкурировать с моделями Mercedes и BMW, пользующимися все большей популярностью в Японии. Есть даже элементы прямого заимствования: контур дверей, профиль задней стойки и сопряжение ее с крышкой багажника, задние фонари - все это напоминает различные модели Mercedes, однако в целом дизайн удачный. Полноприводную версию оснащают межосевым дифференциалом с вискомуфтой и фиксированным распределением крутящего момента (50:50). Для Mark II предусмотрены бензиновые двигатели R6: 2,0 л (160 л.с.) или 2,5 л - 200 или 280 л.с. в варианте с турбонаддувом, агрегатированные исключительно с автоматической 4-ступенчатой КП. Как опция предлагается 6-дюймовый цветной монитор, встраиваемый в центральную консоль. В производстве пока остается Mark II Wagon Qualis предыдущего поколения, который заменят через год. Qualis по заказу оснащают системой поддержания постоянного дорожного просвета и изменения жесткости амортизаторов. Агрегатированный с 4-ступенчатой автоматической КП 3,0-литровый R6 развивает 220 л.с.
Еще одна новая модель на платформе нового Mark II: среднеразмерный седан классической компоновки Verossa. Кузов весьма оригинальный, в футуристическом дизайне есть некоторые мотивы модели Lancia Thesis: например, передняя ромбовидная светотехника, заходящая на выступающие крылья и рельефный капот. Весьма эффектны дугообразные подштамповки на крыльях. Салон из темного пластика и кожи украшают стильные элементы из хромированной стали и алюминия. Подвески - двухрычажная передняя и многорычажняя задняя с электронным контролем жесткости амортизаторов. Модель оснащают двигателями R6: 2,0 л (160 л.с.), 2,5 л (200 л.с.) или 2,5 л с турбонаддувом высокого давления (280 л.с.)
Семейство заднеприводных седанов и универсалов культовой в Японии марки Crown выпускают уже более 40 лет. В 2001 году Toyota провела модернизацию практически всего модельного ряда десятого (с 1995 года) семейства Crown. Наиболее доступны по цене модели Crown Saloon и более утилитарный Taxi. Несмотря на безнадежно устаревший дизайн (собственно, и в момент дебюта стиль Crown был весьма консервативным), автомобили пользуются неплохим спросом среди покупателей старшего поколения. Двигатель - R6 2,0 л мощностью 135 л.с. Для более молодых (или более состоятельных) клиентов Toyota предлагает новое, 11-е по счету поколение седанов и универсалов спортивного направления Crown Athlete (c 2000 года) и Crown Athlete Estate (с 2001 года), оснащенных автоматической адаптивной 4-ступенчатой КП, системой динамической стабилизации ESP и более "жесткой" подвеской. Модели Crown Royal в 2001 году подверглись косметическому фэйслифтингу в стиле престижных Majesta: изменили обводы бамперов, блок-фары, форму решетки радиатора. С 2000 года предлагается рестайлинговая модель представительского класса Crown Majesta в максимально полной базовой комплектации, с кузовом хардтоп, отделкой натуральной жатой кожей или алькантарой, панелями из дерева ореха, полным электропакетом и др. Модели семейства Crown оснащают теми же двигателями R6, что и Cresta/Mark II: 2,0 л (160 л.с.), 2,5 л (200 или 280 л.с. с турбонаддувом) или 3,0 л (220 л.с.). Топ-модель Crown Majesta в самой дорогой версии A оснащают 4,0-литровым V8 мощностью 280 л.с.
Автомобиль среднего класса Origin - стилистическая копия первой модели Crown образца 1955 года - спроектировали в честь юбилея: выпуска 100-миллионного автомобиля марки. Премьера прошла на автосалоне в Токио осенью 1999 года. В основе конструкции - платформа Crown последнего поколения. Origin оснащают 3,0-литровым R6, развивающим 220 л.с., и автоматической 4-ступенчатой КП.
Автомобили под маркой Lexus в Японии не продают, поэтому знаменитые в США модели Lexus GS300/ 430 и LS430 продают под марками Aristo и Celsior. За исключением некоторых косметических изменений, "правого руля" и списка опций для базовой комплектации, эти заднеприводные модели полностью соответствуют американским аналогам, к тому же выпускают их на одном заводе в Японии. Седан Aristo оснащают 3,0-литровым R6 мощностью 220 л.с., автоматической 4-ступенчатой КП, по заказу - дифференциалом Торсена в заднем мосту. Подвеска всех колес полностью независимая, впереди двухрычажная, сзади многорычажная с переменной жесткостью амортизаторов. Можно заказать вариант с новым 4,3-литровым двигателем V8 сниженной до 280 л.с. мощности (по японским законам максимальная мощность двигателей для легковых автомобилей ограничена этим пределом). Тем же двигателем оснащают седан представительского класса Celsior, отличительные черты которого - устанавливаемая по заказу пневматическая задняя подвеска и ксеноновая светотехника.
Единственный автомобиль японского производства с 12-цилиндровым двигателем - консервативный седан представительского класса Century. В 1997 году модель с технической точки зрения была полностью переработана: ходовую часть с многорычажной задней подвеской поставили от Celsior предыдущего поколения, пневмоэлементы в передней двухрычажной подвеске. Дизайн кузова остался практически неизменным с момента премьеры автомобиля в 1967 (!) году. Кроме седанов, для правительства и лично японского премьер-министра выпускают длиннобазный лимузин в количестве несколько автомобилей в год, а также открытые версии для парадов. Естественно, что автомобиль класса Rolls-Royce оснащен всеми мыслимыми аксессуарами моделей представительского класса, включая электропривод регулировки задних сидений, полный набор средств мобильной и спутниковой связи. Автомобиль оснащают двигателем 5,0-литровым V12 мощностью 280 л.с. с колоссальным максимальным крутящим моментом - 481 Н•м.
Спортивные автомобили Toyota снискали славу на раллийных трассах - заводская команда неоднократно выигрывала первенство мира и в зачете марок, и в личном зачете. Самая компактная модель этого класса MR2 Spyder (в Японии - MR-S) - компактный заднеприводный родстер, третье поколение которого дебютировало в 1997-м в Токио. Самое короткое и четкое определение MR2 - генератор адреналина! Низкий центр тяжести, расставленные по углам кузова большие (относительно габаритных размеров) 15-дюймовые низкопрофильные колеса, короткоходная "жесткая" подвеска классического спортивного типа (впереди и сзади стойки МcPhercon на двойных поперечных рычагах) и, самое главное, заднемоторная компоновка - все это позволяет отнести MR2 к немногочисленному перечню настоящих спортивных машин. Поперечно расположенный над задней осью двигатель от Corolla объемом 1,8 л c системой VVT-i развивает 140 л.с., поэтому по динамике японскому малышу далеко до Porsche и прочих "сильных мира сего" - максимальная скорость 210 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч - за 7,4 с, но для подобных машин это не столь важно.
Одним из самых стильных автомобилей Toyota последнего времени стало новое, пятое поколение купе Celica, дебютировавшее во Франкфурте в 1999 году. Дизайн купе разработан в калифорнийской дизайн-студии Toyota и решен в стиле Cutting Edge ("острая грань"). Весьма эффектны заходящие на капот узкие треугольные элементы передней светотехники и элегантная, словно выточенная резцом корма. Поперечно расположенный 1,8-литровый R4 с системой VVT-i развивает 145 л.с. (GT), с системой последнего поколения VVTL-i (с изменением высоты подъема клапанов) - 180 л.с. (GT-S). Кроме того, с 2002 года предлагается новая модификация Action с передним бампером, более агрессивным на вид, и поднятым на пилонах регулируемым задним антикрылом.
Уже ветераном можно считать купе классической компоновки Supra - с момента дебюта последнего, четвертого поколения прошло 9 лет, однако благодаря отличным ходовым качествам и уровню сборки модель до сих пор неплохо продается и в Японии, и в США. Салон выполнен по схеме 2+2 и отделан натуральной кожей и панелями "под карбон". Оригинальная массивная панель приборов словно охватывает водителя, отделяя его от остального салона, как пилота в кокпите гоночного автомобиля, высоким тоннелем пола и массивным подлокотником двери. "Бублик" рулевого колеса обшит кожей, как и рукоятка короткого "джойстика" переключения передач. Подвеска на двойных поперечных рычагах весьма "жесткая", как и подобает настоящему спортивному купе. Автомобиль оснащают продольно расположенным R6 рабочим объемом 3,0 л. Версии для японского рынка: атмосферный вариант - 225 л.с.; с двумя турбонагнетателями типа Garret - 280 л.с., в США предлагается форсированный турбодвигатель мощностью 330 л.с.
Венчает гамму шикарное купе-кабриолет Soarer второго поколения (аналог Lexus CS430), его выпускают с весны 2001 года. Дизайн выполнен в европейском дизайн-центре в Брюсселе (шеф-дизайнер проекта Сотирос Ковас): акулообразный силуэт, миндалевидные блок-фары и понижающаяся линия багажника. Главная особенность конструкции кузова - складной жесткий верх из алюминия, убирающийся в багажное отделение с помощью электропривода за 20 с. Заднеприводное купе оснащают 4,3-литровым двигателем V8 мощностью 280 л.с. По заказу устанавливают пневмоподвеску с электронной регулировкой жесткости от представительского седана LS430.
Не менее обширна и гамма микро- и мини-вэнов, фургонов а также универсалов повышенной вместимости, производимых концерном Toyota в самой Японии и на многочисленных филиалах. С 2001 года на одном заводе концерна параллельно с моделью-двойником Daihatsu Atrai производится и субкомпактный мини-вэн Sparky с несколько подретушированным дизайном передней части, измененным салоном, более богатой базовой комплектацией и др. Грузоподъемность Sparky в версии с задним приводом от 350 до 450 кг в зависимости от числа пассажиров. Продаются 7-местные варианты и люкс-версии, рассчитанные на пятерых. Автоматическая КП - "стандарт". Sparky оснащают 1,0-литровым двигателем мощностью 90 л.с.
Авангардный bB производят и в виде более утилитарного по сравнению с пикапом компактного мини-вэна (или фургона). Кроме базовой модели с практичной серой обивкой сидений и отделкой недорогим пластиком, выпускают и рассчитанную на состоятельную молодежь модификацию Crystal с салоном улучшенной комплектации. Двигатели: 1,3 л, 88 л.с., 1,5 л, 105 или 110 л.с. (версия AWD).
Несколько больше по размерам компактный мини-вэн Raum, созданный на усиленной платформе Tercel (дебют в 1997 году). Модель габаритными размерами 4045x1685x1550 мм отличают достаточно просторный трансформируемый салон, сдвижные боковые задние двери, большое грузовое отделение. Кроме переднеприводной, предлагается и версия с полным приводом с межосевой вискомуфтой. Двигатель 1,5 л, агрегатированный с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией с овердрайвом, в версии с передним приводом развивает 94 л.с., с полным приводом - 91 л.с.
В 2001 году был представлен новый компактный мини-вэн Corolla Spacio/Verso (платформа E12). Дизайн радикально изменен по сравнению со Spacio предыдущего поколения: элегантные, даже чувственные формы, огромные вертикальные блок-фары каплевидной формы, ломаная поясная линия, обратный наклон задних стоек. Большое внимание уделено жесткости и прочности кузова: базовая платформа усилена, элементы подвесок крепятся на передний и задний подрамники. Полноприводные модификации продают только в Японии и на европейский рынок поставлять не будут. Spacio осна&