Военнообязанные одеваются в броню
В сегодняшнем обзоре, приуроченном к празднованию почитаемого в нашем народе Дня Победы, мы расскажем о наиболее свежих новинках армейской техники. Начнем, как ни странно, с машин, производимых на Украине. Знаем, что армия у них сегодня - одно лишь название, но ведущий на территории "Незалежной" производитель грузовиков - Кременчугский автозавод - продолжает клонировать "милитаристов", которые несут службу в 36 странах мира, том числе в рядах Вооруженных Сил РФ, еще со времен СССР.
«1,5 метра жизни»
КрАЗы были участниками почти всех вооруженных конфликтов и войн конца ХХ - начала ХХІ века. Они обеспечивали выполнение задач в составе миротворческих контингентов в Сьерра-Леоне, Ливане, Косово, Ираке, Афганистане, а также миротворцев Индонезии в Судане. Только за период 2004-2006 г.г. «АвтоКрАЗ» поставил более 2200 грузовиков в Ирак.
Современные КрАЗы перевозят личный состав воинских подразделений и различные грузы, транспортируют артиллерийские системы и прицепы полной массой от 12 до 75 тонн, используются в составе комплексов радиоэлектронной борьбы и, конечно же, в качестве транспортной базы различных боевых систем, в частности, РСЗО БМ-21 «Град» и ЗРК С300. Они задействованы на аэродромах в качестве буксировщиков летательных аппаратов полной массой до 100 тонн.
Сегодня «АвтоКрАЗ» выпускает автомобили спецназначения: бортовые КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6) и КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» (4х4), шасси КрАЗ-63221 и КрАЗ-6322 (6х6), КрАЗ-5233НЕ (4х4), седельные тягачи КрАЗ-6446 (6х6) и КрАЗТ17.1 ЕХ (6х6). Капотная компоновка кременчугских грузовиков - на поле боя огромный плюс, поскольку надежно защищает экипаж. Участники боевых действий отмечают, что в случае наезда на мину, взрыв разрушает передний мост, а люди в кабине остаются хоть и оглушенные, но живые. Ведь не зря же кразовский капот вояки нарекли «1,5 метра жизни».
Кременчугские "милитаристы" работают в диапазоне температур от -50 до +65 градусов, их не останавливает высота до 5 000 метров над уровнем моря, водные преграды глубиной до 1,5 метра, да и снежный покров до 0,6 метра им не помеха. Благодаря наличию централизованной системы подкачки шин, машины имеют высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью.
Сегодня, в условиях возникновения локальных войн и военных конфликтов, назрела необходимость бронирования грузовых автомобилей, поэтому «АвтоКрАЗ» начал выпуск автомобилей, оснащенных локальным и полным бронированием.
По бездорожью с высокой скоростью
Соседи из Белоруссии - ребята не менее опытные в строительстве военной автотехники. Недавно на Минском заводе колесных тягачей построен опытный образец армейского грузовика нового поколения: на его базе планируется создать гамму машин с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8.
МЗКТ-6001 внешне похож на военные MAN`ы, однако все без исключения компоненты здесь российские и белорусские, а металлическая кабина — собственного производства. Одна из «изюминок» машины — пружинная подвеска всех колес, ход которой равен 200 мм: это позволяет двигаться по бездорожью с высокой скоростью. В перспективе будут испытываться и другие варианты подвески (гидропневматическая, торсионная).
Коробка-«автомат» также оригинальная: разработана инженерами МЗКТ, а ее электронное управление — специалистами одной из минских компаний. Новыми являются и колеса с регулировкой давления воздуха из кабины - бобруйского производства.
Поскольку разработка новой кабины из штампованных панелей заводу не по карману, а существующая стеклопластиковая не очень-то подходит военным машинам, минчане пошли на компромисс, применив «автобусную» технологию: трубчатый каркас обшит оцинкованным стальным листом. Не зря директор МЗКТ Геннадий Синеговский раньше руководил автобусным филиалом МАЗа. К тому же, кабину с плоскими бортами очень легко бронировать, что доказывает опыт того же MAN.
Радар на платформе Tatra
Tatra в середине марта 2014 года вместе с 5-ю чешскими и словацкими предприятиями подписала Меморандум о сотрудничестве в рамках проекта по созданию 3D радара MADR RL-3DM ReUNION. Он должен будет обеспечить радиолокационную защиту двух сопредельных государств на расстоянии до 250 км.
Tatra предоставит автомобильную платформу для нового радара. Уже известно, что выбор пал на платформу на основе военной серии Т 815-7. "Участие компании в проекте ReUNION доказывает, что наши грузовики предназначены не только для грубой работы, но также подходят в качестве носителей высокочувствительного оборудования и могут транспортировать радар в сложных рельефных условиях", - заявил председатель правления компании "Татра Грузовые автомобили" Петр Рушек.
Корни из института ядерной физики
Наработки российских автогигантов куда более серьезные. Взять, к примеру, миасский «Урал». С 2010 года предприятие ведет технический надзор за своей автотехникой, эксплуатируемой в воинских частях страны. С 2011 года на заводе работает Центр сервисного обслуживания военной техники.
Пару месяцев назад на автозаводе состоялось совещание, в ходе которого обсуждались перспективы модернизации базового армейского семейства, а также создание новых перспективных автомобилей для Вооруженных сил и вопросы закупки защищенных автомобилей для нужд Минобороны. Самое главное требование военных заказчиков – высокая надежность и полная защищенность личного состава и автомобиля.
Руководителям Минобороны были представлены современные защищенные автомобили «Урал-53099» (4х4) и «Урал-63095» (6х6). В автомобилях реализовано большое количество новейших конструкторских решений, в том числе – применение платформы, которая позволяет из набора определенных модулей создавать автомобили различного уровня защищенности с различными колесными формулами.
«Урала-53099» представляет собой 10-местный бронированный автомобиль, рассчитанный на перевозку командного и личного состава, боеприпасов и вооружения. Автомобилями этой марки предполагается комплектовать различные командные пункты и штабные соединения. Грузовик защищен надежной броней, устойчивой к попаданию пуль различного калибра, осколков гранат, а также к подрыву на минах.
Над защитой кузова этой автомашины трудились ученые института ядерной физики РАН. Всего же в разработке автомобиля приняли участие около 20 предприятий оборонного комплекса России. Армейский внедорожник получился маневренным и, что называется, "приёмистым". Это во многом обусловлено тем, что он оснащается мотором мощностью 350 л.с. Колесная формула «Урала-53099» - 4х4. При этом, в плане деталей и запасных частей, модификация полностью унифицирована с моделями имеющими формулу 6х6.
Пару недель назад автозавод «Урал» продемонстрировал другую перспективную разработку - бронированный «Урал-4320ВВ». Грузовик создан по техническому заданию Главного командования Внутренних войск МВД России. В транспортном варианте машины в однообъемном бронированном корпусе может размещаться до 17 полностью экипированных бойцов. «Урал-4320ВВ» имеет мощную баллистическую и противоминную защиту. Сейчас заканчиваются заводские испытания новой разработки, и уже в этом году грузовик пройдет государственные испытания, после которых будет приниматься решение о принятии ее на снабжение войск МВД России. По оценкам экспертов, в перспективе автомобиль может стать основой для целого семейства высокоунифицированных тактических защищенных автомобилей с различной колесной формулой (4х4, 6х6 и 8х8) для всех силовых структур.
Камский «Тайфун»
Камскому автозаводу выпала честь щегольнть на Параде Победы-2014. Впервые по Красной площади пройдет колонна универсальных броневиков «Тайфун-К» (КАМАЗ-63968). Это самая новейшая техника автогиганта, предназначенная для армии и ВМФ. Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов.
На бронированных автомобилях семейства «Тайфун-К» применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом. Противопульная защита соответствует 4-му уровню (калибра 14,5×114 мм).
Бронестекло имеет толщину 128,5—129 мм с прозрачностью 70 %, разработано компанией «Магистраль ЛТД» и испытано в НИИ Стали. Выдерживает 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом.
Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устанавливаться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.
Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки в случае переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку. В России машины подобного рода делаются впервые, и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют.
Кстати...
Шведская Volvo приостановила совместный проект с российским "Уралвагонзаводом" по изготовлению боевых машин пехоты. Представитель компании Карин Вик заявила: "Поскольку вокруг нашего возможного сотрудничества много неопределенности, мы приостановили наше соглашение о партнерстве".
Французская Renault Trucks Defense, которая принадлежит шведам, в феврале 2013 года подписала соглашение с "Уралвагонзаводом" относительно разработки боевой машины. Предусматривалось, что в автомобиле с названием Atom должны были использоваться двигатели Volvo. Соглашение должно было продолжаться до марта 2015 года, впрочем, оно нуждалась в согласовании от правительства Швеции. Как отмечается, соглашение было приостановлено именно в связи с опасением, что правительство Швеции наложит на него вето.
-
25.06.2025, 11:24
Двое погибли под Конаково в ДТП с участием бензовоза и двух большегрузов
Ранним утром 25 июня 2025 года на 136-м километре федеральной автодороги М-10 «Россия» в Конаковском муниципальном округе Тверской области произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли два человека. Читать далее
-
19.06.2025, 09:04
Водители спровоцировали хаос под Казанью, собирая пиво из опрокинувшейся фуры
На Оренбургском тракте под Казанью вечером 18 июня произошел необычный инцидент. Перевернулся прицеп большегруза с пивом. Из него на дорогу выкатились сотни бутылок. Проезжавшие мимо водители бросились их собирать, создав масштабную пробку.Читать далее
-
11.06.2025, 14:43
Построенная в Петербурге подлодка «Якутск» вошла в состав ВМФ
На подводной лодке «Якутск» проекта 636.3, построенной на Адмиралтейских верфях, торжественно поднят Андреевский флаг – это означает, что корабль официально вступил в строй Тихоокеанского флота России. Он успешно прошел все этапы испытаний и готов приступить к выполнению задач боевого патрулирования.Читать далее
-
09.06.2025, 00:25
Российские пожарные вездеходы получили моторы Iveco в обход санкций
В условиях санкций российские производители спецтехники нашли нестандартное решение для оснащения машин МЧС. Компания «Приоритет» из Миасса начала выпускать пожарные автомобили на шасси AMT и JAC, оснащая их двигателями, раздаточными коробками и кабинами китайско-итальянского происхождения.Читать далее
-
03.06.2025, 14:44
Минский автозавод делает ставку на электричество и газ: 3 главные новинки
На выставке COMVEX-2025 Минский автомобильный завод представил целый ряд новых моделей. Среди них электрический мусоровоз MAZ GTe с дополнительной подруливающей осью и обновленный газовый тягач для перевозки опасных грузов.Читать далее
-
02.06.2025, 00:22
4 важных изменения для водителей в России с 1 июня 2025 года
С начала лета 2025 года вступает в силу ряд законов и правил, которые коснутся миллионов автомобилистов. Среди них изменения в правилах международных дорожных перевозок, введение запрета на использование зимней резины, обновление формы декларации по акцизам на автомобили и мотоциклы, а также введение ограничений на движение большегрузов в жару.Читать далее
-
25.06.2025, 11:24
Двое погибли под Конаково в ДТП с участием бензовоза и двух большегрузов
Ранним утром 25 июня 2025 года на 136-м километре федеральной автодороги М-10 «Россия» в Конаковском муниципальном округе Тверской области произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли два человека. Читать далее
-
19.06.2025, 09:04
Водители спровоцировали хаос под Казанью, собирая пиво из опрокинувшейся фуры
На Оренбургском тракте под Казанью вечером 18 июня произошел необычный инцидент. Перевернулся прицеп большегруза с пивом. Из него на дорогу выкатились сотни бутылок. Проезжавшие мимо водители бросились их собирать, создав масштабную пробку.Читать далее
-
11.06.2025, 14:43
Построенная в Петербурге подлодка «Якутск» вошла в состав ВМФ
На подводной лодке «Якутск» проекта 636.3, построенной на Адмиралтейских верфях, торжественно поднят Андреевский флаг – это означает, что корабль официально вступил в строй Тихоокеанского флота России. Он успешно прошел все этапы испытаний и готов приступить к выполнению задач боевого патрулирования.Читать далее
-
09.06.2025, 00:25
Российские пожарные вездеходы получили моторы Iveco в обход санкций
В условиях санкций российские производители спецтехники нашли нестандартное решение для оснащения машин МЧС. Компания «Приоритет» из Миасса начала выпускать пожарные автомобили на шасси AMT и JAC, оснащая их двигателями, раздаточными коробками и кабинами китайско-итальянского происхождения.Читать далее
-
03.06.2025, 14:44
Минский автозавод делает ставку на электричество и газ: 3 главные новинки
На выставке COMVEX-2025 Минский автомобильный завод представил целый ряд новых моделей. Среди них электрический мусоровоз MAZ GTe с дополнительной подруливающей осью и обновленный газовый тягач для перевозки опасных грузов.Читать далее
-
02.06.2025, 00:22
4 важных изменения для водителей в России с 1 июня 2025 года
С начала лета 2025 года вступает в силу ряд законов и правил, которые коснутся миллионов автомобилистов. Среди них изменения в правилах международных дорожных перевозок, введение запрета на использование зимней резины, обновление формы декларации по акцизам на автомобили и мотоциклы, а также введение ограничений на движение большегрузов в жару.Читать далее