Автомобильный кондиционер делает поездку в автомобиле более комфортной, особенно в жаркое время года. В свое время эта роскошь раньше была доступна разве что владельцам дорогих седанов представительного класса. Однако, в наши дни подавляющее большинство автопроизводителей устанавливают системы охлаждения воздуха в свои бюджетные малолитражки. Есть и такие мнения, что кондиционер в автомобиле абсолютно не нужен, мол, это очередной «развод на деньги».
Автомобильные системы охлаждения можно подразделить на кондиционер и климат-контроль. Чем отличаются они? — способом управления. Кондиционером управляет механика, «климатом» - электроника. Если кондиционер лишь охлаждает воздух, то климат-контроль фактически управляет сразу 3 системами —кондиционером, отоплением и циркуляцией воздуха в салоне. Основное преимущество кондиционера: на 30 — 60% дешевле. Недостаток: кондиционер не умеет поддерживать определенную температуру в салоне.
Кондиционирование воздуха в автомобиле — создание и поддержание микроклимата внутри его салона, то есть повышение и понижение температуры воздуха, снижение его влажности, циркуляция, фильтрация, устранение запахов. Наиболее благоприятная температура 18-20 градусов; влажность — от 30 до 70%.
В конструкции каждого кондиционера присутствуют:
- Теплообменник-испаритель — маленький радиатор, расположенный возле радиатора «печки». В нем хладагент испаряется, превращаясь в газ, что и приводит к охлаждению испарителя.
- Теплообменник-конденсатор (конденсер) — большой радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения. В нем хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость, чтобы потом снова попасть в испаритель. Перед конденсером установлен обдувающий вентилятор. Иногда этот же вентилятор отвечает и за обдув радиатора системы охлаждения.
- Компрессор, который перекачивает хладагент по системе.
- Соединительные трубки, по которым хладагент циркулирует. В местах их соединения стоят специальные уплотнительные колечки.
- Ресивер-осушитель, в котором находится основная масса хладагента и происходит осушение системы от водяных паров, которые могут в ней присутствовать.
- Электронный блок управления кондиционера.
Принцип работы: привод компрессора осуществляется от двигателя ремнем, поэтому работа кондиционера возможна только при работающем двигателе автомобиля. Компрессором постоянно обеспечивается сжатие и циркуляция хладагента. При сжатии газообразный хладагент переходит в жидкое состояние, конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе с выделением тепла. Далее, при обратном переходе в газообразное состояние (испарение), в теплообменнике-испарителе происходит поглощение тепла.
Первые аппараты для охлаждения воздуха, разработанные американской фирмой Carrier Transicold специально для использования на автомобилях, в 1936 году стали устанавливать на пассажирские автопоезда, курсировавшие между Багдадом и Дамаском. С 1941 года в США начали серийно оснащать автомобили кондиционерами. Правда, Вторая мировая война почти заморозила разработки в этой области, но сразу же по ее окончании дело резко пошло в гору. К началу 1990-х годов в США кондиционерами было укомплектовано 85% легковых автомобилей и 55% грузовиков.
В СССР кондиционеры поначалу монтировали только на правительственные ЗиМы, ЗиЛы и «Чайки». Первый кондиционер, собранный в конце 1950-х годов из отечественных комплектующих, был установлен на 7-местный правительственный «ЗиЛ-111-Г». В 1960-х годах примитивные установки для охлаждения воздуха за счет испарения воды использовали на грузовиках, работавших в жарких регионах, но массового распространения они не получили. Только в 1976 году после соответствующего приказа Минавтопрома СССР кондиционерами начали оснащать карьерные самосвалы, «дальнобойные» грузовики и комбайны.