
Новый ДНК Lada: ставка на дизайн
- Современный и красивый дизайн концепта XRay будет воплощен только в Vesta или в будущем вся линейка «АвтоВАЗа» получит фирменный «Х»-стиль?
С.М. Это просто пока что две первые модели, выполненные в новой фирменной стилистике. Сейчас важно подумать о том, как будут вообще воспринимать бренд Lada. Наша стратегия – сделать абсолютно новый внешний вид машин, и мы планомерно движемся в этом направлении. Такие элементы, как «Х» на бортах автомобилей, на решетке радиатора и фарах, безусловно, будут в той или иной степени прослеживаться в каждой будущей модели «АвтоВАЗа». Это новое ДНК бренда. А целью всего этого является создание узнаваемого дизайна бренда.
- Кто следующий в очереди перемен?
С.М. Этого я вам пока сказать не могу. Сейчас мы сосредоточены на запуске Vesta и Xray.
- Mitsubishi уже прокомментировала свой поступок в копировании внешности Xray? Конфликт исчерпан или Вы намерены каким-то образом нанести ответ японской компании, скажем, взыскать штраф?
С.М. Все началось в 2012 году, когда мы презентовали первый вариант Xray. Тогда мы показали всем новое лицо Lada с современным дизайнерским языком и свое намерение войти в новые для нас сегменты. Концепт, который вы видите сейчас, очень близок к серийной модели, но в 2012-м мы уже показали его зачатки. Понятно, что у Mitsubishi тогда еще не было той самой похожей машины. Я не знаю, было это сделано намеренно или случайно, этим вопросом будут заниматься юристы. Однако для нас важно, что мы первыми создали такой яркий дизайн.
- Тогда вернемся к актуальному. Почему было принято решение поменять логотип? Что он символизирует, и связано ли это со сменой аудитории «АвтоВАЗа»?
С.М. Мы меняли логотип каждые 12-13 лет. И сейчас важно, что мы поменяли дизайн машин, сделали его революционным и радикальным. И мы не хотим ставить новую эмблему на старый автомобиль. Логотип стал больше и получил некоторые интересные элементы. Линии ладьи переплетаются с буквой «Х». Все это делает машину более узнаваемой.
- У некоторых людей при виде новой эмблемы «АвтоВАЗа» возникают ассоциации с логотипом Lifan. Заметили?
С.М. Я так не считаю. У нас всегда была ладья, и сейчас мы просто сделали логотип более структурированным. Парус стал больше, это символизирует развитие бренда и то, что наша «лодка» движется быстрее.
- Когда Вы работали над концептом Xray, какие факторы учитывали, чтобы удовлетворить запросы россиян в отношении дизайна будущих машин?
С.М. Очевидно, что дизайн все больше и больше способствует продажам автомобилей, и эмоциональная составляющая становится наиболее важной частью. Xray - это хэтчбек с элементами кроссовера. Мы хотели дать покупателям нечто новое: чуть поднять автомобиль, чтобы он лучше вел себя на российской дороге, а также вдохновлять людей через дизайн.
- А вообще, разнятся запросы россиян и иностранных покупателей? Ведь исторически наши автомобилисты росли на аутентичном и консервативном дизайне.
С.М. Конечно, отличаются. Россияне любят использовать машины напоказ. Таких «примочек», как, скажем, «обклеенные фольгой» кузова (Стив имеет в виду новомодный матовый окрас – прим. автора), вы не увидите в Европе. Но в каждой стране свои вкусы: одни народы больше сфокусированы на внешности, другие - меньше. В Германии, например, больше уделяют внимание качеству и технической составляющей авто. А вот основная причина покупки Lada в России – низкая цена. Поскольку раньше у бренда не было конкурентов, то вопрос об эмоциональной составляющей не стоял в принципе. Сегодня конкуренты есть, и у россиян покупка машины все больше ассоциируется с хорошим дизайном. Так что, мы попросту хотим привлечь еще больше потребителей, сделать так, чтобы дизайн продавал машину.
- Что Вам нравится в дизайне отечественных машин?
С.М. Когда мы начинали здесь работать, было важно понять, какие тут традиции. Я посмотрел на нашу продукцию и понял: дизайна не было вообще. Единственной узнаваемой машиной была Lada 4x4 или, как ее все здесь называют, «Нива». Все остальное – чистый лист, на котором можно было творить. Из настоящей линейки, которая есть у «АвтоВАЗа», нечего было почерпнуть, все приходилось делать с нуля. Поэтому мы и сотворили букву «Х», чтобы был индивидуальный стилевой язык.
- Почему буква «Х»? Не самый удачный выбор для русского алфавита…
С.М. Дело не в алфавите, а в структуре расположения линий. «Х» - сильная буква, линии стремятся друг на друга, надламываются, тогда как у марок типа Audi фирменный дизайн выполнен в прямых линиях. И буква «Х» читается не только в решетке радиатора, но и на бортах автомобиля, в оптике, дизайне салона.
- Над чем сейчас трудятся сотрудники московской дизайн-студии «АвтоВАЗа», а над чем – тольяттинской? Как делятся между ними полномочия?
С.М. Штаб-квартира находится в Тольятти, там работают главные дизайнерские лица. 3 года назад мы открыли маленькую спутниковую студию в центре Москвы, дабы привлечь новых специалистов в области цифрового дизайна. Команда из 11 человек трудится над тем же самым, над чем работают и в Тольятти. Разница лишь в том, что у этих студий – отличные друг от друга источники вдохновения. Также они работают с разной скоростью. Я нахожусь 4 дня в Тольятти, 1 – в Москве, это позволяет мне думать стратегически: к примеру, я не могу получить те же творческие мысли в Тольятти, какие я получаю в Москве.
- Ваши подопечные преимущественно иностранцы или россияне?
С.М. На 95% - это российская команда. У меня работает лишь 2-3 иностранца, в том числе француз, который управляет студией в Москве.
- Тяжело ли Вам работать с разными по менталитету людьми?
С.М. Нет, не тяжело. Я всегда работал с разными людьми: в Mercedes-Benz с немцами, в Volvo со скандинавской командой… С россиянами до этого момента не работал, потому что не так много автомобильных дизайнеров из России можно встретить. Россияне – креативные; но проблема заключается в том, что по-настоящему хороший дизайнер рано или поздно уезжает за границу. Понятно, почему: нет рынка для них, а еще 5 лет назад работать на «АвтоВАЗе» считалось не так круто, как сейчас. Также у россиян не было возможности выезжать за границу, поэтому моя задача была научить их вдохновляться из всех источников. Но если россиянам дать направление мысли, они могут существенно улучшить продукт.
- Что Вас вдохновляет на создание внешности автомобилей? Россия со своими сложными людьми, суровым климатом и нестабильностью не подавляет дизайнерский дух?
С.М. Я - дизайнер, поэтому открыт новым вещам и всегда смотрю по сторонам. Вдохновение может прийти от архитектуры, моды, природы, автоиндустрии. Отовсюду. Ты подчас не знаешь, откуда оно приходит, просто тебя начинают переполнять эмоции и мысли. Дизайнеры призваны менять мир, потому что если мы делаем что-то, что уже существует, то это не дизайн.
- Какие марки машин (современных и раритетных), на Ваш взгляд, могут считаться эталонными, с точки зрения, дизайна?
С.М. Конечно, первый бренд-икона – это Mercedes-Benz. Когда вы смотрите на модели прошлого, без труда узнаете эту марку. Но мы должны смотреть в будущее и наблюдать, какие эталонные бренды пошли вперед, кто устанавливает тренды и придумывает новый дизайнерский язык. И мы надеемся, что станем главным трендом в России.
-
26.06.2025, 10:52
Mercedes представил AMG GT XX: три мотора, звук как у V8 и рекордная аэродинамика
Mercedes представил первый автомобиль, созданный на новой высокопроизводительной платформе AMG.EA. Четырехдверный концепт AMG GT XX является предвестником двух будущих серийных спорткаров. Причем один из них предстанет в облике кроссовера, чтобы конкурировать с BMW XM.Читать далее
-
21.06.2025, 08:03
Mansory показала Mercedes G-Class с безумным дизайном
Тюнинг-ателье Mansory, известное своими экстравагантными доработками автомобилей, представило новый проект на базе Mercedes G-Class. На этот раз специалисты из Швейцарии объединили усилия с популярным американским художником стрит-арта Алеком Монополи (Alec Monopoly).Читать далее
-
20.06.2025, 11:47
Китайские автолюбители раскритиковали Lada Azimut
Публичная премьера нового кроссовера Lada Azimut состоялась в Петербурге буквально пару дней назад, но уже вызвала живой интерес не только в России, но и за ее пределами – в том числе и в Китае. Автолюбители в Поднебесной похвалили современный дизайн новинки, но отметил устаревшие технические решения и высокую стоимость.Читать далее
-
13.05.2025, 23:08
Петербургские транспортники получат новую форму от молодых дизайнеров: итоги конкурса «Синяя лента»
В Санкт-Петербурге завершился Всероссийский конкурс дизайна форменной одежды для работников общественного транспорта «Синяя лента», организованный Комитетом по транспорту. Перед молодыми дизайнерами стояла задача создать современные, функциональные и эстетичные образцы формы для разных категорий транспортных специалистов – от водителей автобусов и трамваев до кондукторов и дежурных станций метрополитена.Читать далее
-
07.05.2025, 09:54
Легендарный Yugo возвращается. Как он выглядит?
Легендарный югославский автомобиль Yugo, долгие годы считавшийся одним из худших в истории автомобилестроения, официально готовится к возвращению. На днях бренд представил первые детали и эскизы нового поколения, а также наметил сроки ключевых презентаций.Читать далее
-
04.05.2025, 00:19
Mercedes-Benz показал роскошный минивэн с шахматами, 65-дюймовым экраном и комфортом лимузина
Mercedes-Benz удивил публику на автосалоне в Шанхае, представив концептуальный Vision V, который сочетает в себе комфорт лимузина и практичность семейного минивэна. Автомобиль создан для тех, кто ценит пространство и технологичную роскошь. Салон Vision V буквально напичкан инновациями и премиальными материалами и практически готов к серийному производству.Читать далее
-
26.06.2025, 10:52
Mercedes представил AMG GT XX: три мотора, звук как у V8 и рекордная аэродинамика
Mercedes представил первый автомобиль, созданный на новой высокопроизводительной платформе AMG.EA. Четырехдверный концепт AMG GT XX является предвестником двух будущих серийных спорткаров. Причем один из них предстанет в облике кроссовера, чтобы конкурировать с BMW XM.Читать далее
-
21.06.2025, 08:03
Mansory показала Mercedes G-Class с безумным дизайном
Тюнинг-ателье Mansory, известное своими экстравагантными доработками автомобилей, представило новый проект на базе Mercedes G-Class. На этот раз специалисты из Швейцарии объединили усилия с популярным американским художником стрит-арта Алеком Монополи (Alec Monopoly).Читать далее
-
20.06.2025, 11:47
Китайские автолюбители раскритиковали Lada Azimut
Публичная премьера нового кроссовера Lada Azimut состоялась в Петербурге буквально пару дней назад, но уже вызвала живой интерес не только в России, но и за ее пределами – в том числе и в Китае. Автолюбители в Поднебесной похвалили современный дизайн новинки, но отметил устаревшие технические решения и высокую стоимость.Читать далее
-
13.05.2025, 23:08
Петербургские транспортники получат новую форму от молодых дизайнеров: итоги конкурса «Синяя лента»
В Санкт-Петербурге завершился Всероссийский конкурс дизайна форменной одежды для работников общественного транспорта «Синяя лента», организованный Комитетом по транспорту. Перед молодыми дизайнерами стояла задача создать современные, функциональные и эстетичные образцы формы для разных категорий транспортных специалистов – от водителей автобусов и трамваев до кондукторов и дежурных станций метрополитена.Читать далее
-
07.05.2025, 09:54
Легендарный Yugo возвращается. Как он выглядит?
Легендарный югославский автомобиль Yugo, долгие годы считавшийся одним из худших в истории автомобилестроения, официально готовится к возвращению. На днях бренд представил первые детали и эскизы нового поколения, а также наметил сроки ключевых презентаций.Читать далее
-
04.05.2025, 00:19
Mercedes-Benz показал роскошный минивэн с шахматами, 65-дюймовым экраном и комфортом лимузина
Mercedes-Benz удивил публику на автосалоне в Шанхае, представив концептуальный Vision V, который сочетает в себе комфорт лимузина и практичность семейного минивэна. Автомобиль создан для тех, кто ценит пространство и технологичную роскошь. Салон Vision V буквально напичкан инновациями и премиальными материалами и практически готов к серийному производству.Читать далее