
Первый американский тяжёлый танк M6: машина со странной судьбой
Неплохая идея
В 1939 году американцы начали разработку новых тяжёлых танков. Изначальная концепция предусматривала создание многобашенной машины, вооружённой двумя 75-миллиметровыми орудиями, двумя 37-миллиметровыми, одним 20-миллиметровым, а также несколькими пулемётами.
Но вскоре от многобашенной схемы отказались. На практике у неё имелись существенные недостатки. Так, командиру танка было практически невозможно эффективно командовать машиной с несколькими башнями и большим количеством членов экипажа. Такой танк имел иметь большие габариты и массу при относительно не очень толстой броне.
Три варианта. И ещё один
Было выпущено несколько опытных образцов T1. Они отличались между собой типом корпуса и трансмиссией. Так, один танк имел литой корпус и электрическую трансмиссию. Второй – литой корпус и традиционную трансмиссию. Третий – традиционную трансмиссию и сварной корпус. Двигатели всем трём вариантам полагались бензиновые. Помимо этого, планировали создать ещё один T1 – с установкой из двух дизельных моторов. Но её разработка затянулась, и дизельный танк так и не появился.
Первым в серию пошёл вариант с литым корпусом и «обычной» трансмиссией. Он получил название M6. Было выпущено всего восемь «М шестых», после чего его сменил собрат со сварным корпусом. Его назвали M6A1. Этих танков произвели двенадцать штук. В дальнейшем появился M6A2: сварной и с «электрикой».
Технические данные
Броню M6 получил такую: 70 – 102 миллиметра во лбу (с наклоном от 0° до 60°), 44 – 70 мм по бортам (наклон от 0 до 20°), 41 мм с наклоном 17°в корме. Для сравнения: советский тяжёлый КВ имел спереди броню толщиной 60 – 75 мм с наклоном 30 – 70°. Весил M6 много: 57,5 тонн.
Вооружили танк, как и планировали, двумя орудиями. Одно имело калибр 76,2 мм, другое – 37. Пулемёта было четыре: два калибром 7,62 и два 12,7 миллиметров.
Карбюраторный движок развивал мощность 700 лошадиных сил. С ним тяжёлый M6 разгонялся до 32 км/ч.
M6 имели некоторые недостатки. Силуэт танка был несколько высоковат. Существовали и определённые просчёты в компоновке внутреннего пространства.
Слишком поздно (хотя раньше было и не нужно)
Тяжёлые танки встретили определённое отторжение у самих танкистов, включая некоторых генералов. Они считали, что танк должен был быть более подвижным. Вероятно, такая точка зрения основывалась на немецком опыте применения танков в Европе в начале войны, то есть, в рамках концепции блицкрига. Однако, к середине войны всё было иначе, и у Рейха уже были знаменитые тяжёлые «Тигры», с которыми, кстати, пришлось иметь дело и американцам.
Но самой главной проблемой M6 стало то, что появились они слишком поздно и к моменту запуска в серию уже устарели. Производство того же КВ началось в 1939 году и закончилось в 1942-м. M6 же попали на конвейер только в 1942 году, когда КВ делать уже переставали!
Именно по этим причинам «Шестёрок» сделали очень мало: всего сорок, считая M6, M6A1 и M6A2. Возможно, что, если бы M6 появились года на три раньше, они бы стали одними из лучших танков мира, несмотря на имеющиеся недостатки. С другой стороны, Соединённые Штаты вступили в войну только в декабре 1941 года, а поставлять вооружение союзникам по ленд-лизу стали осенью того же года. Поэтому, если бы производство тяжёлых танков в США началось раньше, то проявить себя вовремя им было бы попросту негде.
M6 использовались в армии как учебные машины. И, в каком-то смысле, они стали такими же «учебными» для американских инженеров. Полученный при их создании опыт пригодился им в дальнейшем. M6 были первыми тяжёлыми танками США. И для «первого раза» конечный результат был не так уж плох.
Танк «Шерман»: почему он стал таким популярным у союзников
«Чаффи»: как выглядел лучший легкий танк Второй мировой
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
-
31.05.2025, 18:59
На Дворцовой площади снимают эпическую ленту о зарождении российского автопрома
На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге идут съёмки исторического фильма «Битва моторов». Лента расскажет о начале становления российского автомобилестроения и людях, которые первыми попытались создать отечественные автомобили.Читать далее
-
20.05.2025, 17:22
Как автобусы изменили лицо города и стали основой транспортной системы
Сегодня трудно представить современный город без автобусов, которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров по кольцевым маршрутам. Эти большие и шумные машины стали неотъемлемой частью городской жизни. Но когда-то их появление стало настоящим прорывом, который изменил транспортную систему, структуру городов и образ жизни горожан. Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
-
31.05.2025, 18:59
На Дворцовой площади снимают эпическую ленту о зарождении российского автопрома
На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге идут съёмки исторического фильма «Битва моторов». Лента расскажет о начале становления российского автомобилестроения и людях, которые первыми попытались создать отечественные автомобили.Читать далее
-
20.05.2025, 17:22
Как автобусы изменили лицо города и стали основой транспортной системы
Сегодня трудно представить современный город без автобусов, которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров по кольцевым маршрутам. Эти большие и шумные машины стали неотъемлемой частью городской жизни. Но когда-то их появление стало настоящим прорывом, который изменил транспортную систему, структуру городов и образ жизни горожан. Читать далее