
«Тигр-2»: правда ли, что он был лучшим танком Второй мировой войны?
Вскоре после появления первых «Тигров» немецкое командование решило создать танк, оснащённый тем же эффективным 88-миллиметровым орудием, но имеющий более толстую броню, расположенную под большими углами наклона, то есть, по сути – ещё более защищённую версию «Тигра».
Броня – толще, орудие – лучше
Проектом поначалу занялась компания Porsche. Но в этот раз Фердинанд Порше потерпел неудачу, и в итоге танком «Тигр-2» занялась компания «Хеншель». Однако, в её разработку были включены некоторые конструктивные решения от других фирм. В январе 1944 года появились первые серийные «Тигры-2» или, как их ещё называли «Королевские Тигры».
Толщина лобовой брони нового танка составляла от 120 до 150 миллиметров. Для сравнения тот же ИС-2 имел лоб толщиной «всего» 100 – 120. Броня бортов и кормы была восьмидесятимиллиметровой. Толщина крыши корпуса равнялась 40 мм. Масса машины достигла 68 тонн. На момент своего появления «Тигр-2», вероятно, был самым защищённым танком в мире. Однако, к этому времени у Рейха, явно проигрывающего Коалиции, уже возникли очень серьёзные проблемы, в том числе, и с ресурсами. Поэтому при производстве «Королевских Тигров» пришлось использовать менее подходящие марки стали, что негативно сказалось на защищённости создаваемых машин.
«Тигр-2» вооружался пушкой KwK 43 – по сути, несколько улучшенным вариантом орудия первого «Тигра». Калибр остался тем же – 88 миллиметров, но была увеличена длина ствола. Это улучшило и без того великолепные бронепробиваемость и точность стрельбы. Многими экспертами орудие «Королевского Тигра» называется самым лучшим орудием Второй Мировой войны в своём классе.
В отличие от предшественника, второй «Тигр» получил не один, а два пулемёта. Один по-прежнему устанавливался совместно с орудием, а второй стоял в шаровой установке, что позволяло наводить его независимо от пушки. Так же, как и поздние образцы первых «Тигров», «Тигр-2» оснащался мортирой для стрельбы осколочными снарядами на небольших дистанциях.
В движение «Королевского Тигра» приводил немного изменённый двигатель с первого «Тигра». Максимальная скорость предсказуемо оказалась чуть меньше: 41,5 км/ч (по шоссе).
Недостатки «Королевского Тигра»
На практике машина получилась неоднозначной. Вооружение и бронирование действительно были превосходными. Но, как уже было отмечено, на практике из-за тотальной нехватки ресурсов броня некоторых танков оказалась хуже, чем задумывалось. Двигатель и трансмиссия, взятые у предшественников, не справлялись с массой «Тигра-2», поэтому их надёжность на новой машине резко снизились.
Были и другие проблемы, особенно с ходовой частью, некоторые детали которой часто ломались. Помимо поломок, «Тигр-2» требовал плановой регулярной профилактики определённых узлов, что в условиях войны осуществлять было сложно. Кроме того, из-за большой массы пострадала проходимость танка, хотя и не катастрофически. Был и ещё один нюанс: у немецких танкистов не было времени на то, чтобы достаточно хорошо изучить новые машины прежде, чем отправляться на них в бой.
Так лучший или нет?
Как бы там ни было, в случае «дуэли» с любым другим танком Второй мировой, «Тигр-2», вероятнее всего, вышел бы победителем. Известен случай, когда орудие «Тигра-2» одним выстрелом вывело из строя ИС-2 на дистанции 1 700 метров!
Аналогов у «Королевского Тигра», по сути, не было. Советские ИС-2 и появившиеся позже ИС-3 имели несколько другую направленность и являлись именно танками прорыва, а «Тигр-2» предназначался в первую очередь для уничтожения себе подобных.
По заключению американских экспертов, единственной проблемой «Королевских Тигров» стала нехватка ресурсов. Производить столь совершенные, но сложные машины в тех условиях, в которых оказалась Германия, было практически невозможно.
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
-
31.05.2025, 18:59
На Дворцовой площади снимают эпическую ленту о зарождении российского автопрома
На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге идут съёмки исторического фильма «Битва моторов». Лента расскажет о начале становления российского автомобилестроения и людях, которые первыми попытались создать отечественные автомобили.Читать далее
-
20.05.2025, 17:22
Как автобусы изменили лицо города и стали основой транспортной системы
Сегодня трудно представить современный город без автобусов, которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров по кольцевым маршрутам. Эти большие и шумные машины стали неотъемлемой частью городской жизни. Но когда-то их появление стало настоящим прорывом, который изменил транспортную систему, структуру городов и образ жизни горожан. Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
10.06.2025, 14:03
Suzuki отмечает 20-летие легендарного внедорожника Grand Vitara
В 2005 году на международном автосалоне во Франкфурте дебютировал Suzuki Grand Vitara второго поколения, который за два десятилетия стал настоящей легендой автомобильного мира. Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
-
31.05.2025, 18:59
На Дворцовой площади снимают эпическую ленту о зарождении российского автопрома
На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге идут съёмки исторического фильма «Битва моторов». Лента расскажет о начале становления российского автомобилестроения и людях, которые первыми попытались создать отечественные автомобили.Читать далее
-
20.05.2025, 17:22
Как автобусы изменили лицо города и стали основой транспортной системы
Сегодня трудно представить современный город без автобусов, которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров по кольцевым маршрутам. Эти большие и шумные машины стали неотъемлемой частью городской жизни. Но когда-то их появление стало настоящим прорывом, который изменил транспортную систему, структуру городов и образ жизни горожан. Читать далее