Понятие сегодня весьма распространенное. Расшифровываемая как Anti-block Brake System – антиблокировочная система тормозов. Пожалуй, самая «древняя» разработка и наиболее распространенная. Сейчас ABS применяют чуть ли не на всех автомобилях, включая малобюджетные.
Первая в мире ABS в современном ее понимании (микропроцессорная) была создана совместными усилиями двух немецких фирм - Bosch и Mercedes-Benz. В 1978 году ее стали предлагать покупателям как дополнительное оборудование для автомобилей Mercedes S-Class. Вскоре ее можно было заказать и для BMW 7-Series.
Справедливости ради следует сказать, что и ранее на рынке присутствовали «антиблоки». Но это были либо механические устройства, либо электронные с аналоговыми контроллерами. Реализовать в них сложный алгоритм управления, учитывающий все возможные дорожные ситуации, не удавалось. И получалось так, что в некоторых условиях они работали хорошо, а в некоторых – плохо. Новинка из ФРГ в мгновение ока зарекомендовала себя эффективным средством повышения активной безопасности и привлекла внимание специалистов. Вот только слишком высокая цена долгое время оставалась сдерживающим фактором для ее широкого распространения, поэтому развернулась работа по снижению стоимости. Да и фирмы-конкуренты не дремали и пытались найти достойный ответ. Интеллектуальные усилия и вложенные средства принесли плоды - в 1984 году для некоторых моделей Mercedes S- и SL-Class, имевших 8-цилиндровые двигатели, ABS вошла в стандартное оснащение.
Наилучшие результаты дает применение 4-канальной ABS – у нее каждое колесо имеет свои датчик и исполнительный механизм. Но это одновременно самый дорогой вариант. В целях удешевления можно соединить тормозные цилиндры двух колес на одной оси и для них применить общий исполнительный механизм. Так как у легкового автомобиля при торможении основной вклад в замедление вносят передние колеса, то так можно поступить с задними. А если они еще и ведущие, то достаточно и одного датчика скорости на ось - его устанавливают на главной передаче. Получается трехканальная система. А для переднеприводного автомобиля необходимы все же 4 сенсора.
Иным путем снижения стоимости стало объединение в один узел контроллера и гидроагрегата - образовался электрогидроагрегат, или просто блок ABS. И, конечно, нельзя забывать, что лучший способ уменьшения цены – массовое производство. Так, появившаяся в 1995 году ABS 5.3 марки Bosch выпускалась в Германии, Японии, США, Австралии и Южной Корее.
В основе ABS - 3 основных элементов: электронного блока управления, гидравлического блока и датчиков скорости колес. ABS приводится в рабочее состояние после включения зажигания и достижения автомобилем некоторой скорости движения. В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции. При вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины специального ротора и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса и количеству зубцов на роторе.
Как только датчик определяет, что колесо начинает блокироваться, электронный блок, обрабатывающий сигналы от всех датчиков, отдает управляющий импульс электромагнитным клапанам гидравлического блока. Гидравлический блок установлен в тормозной магистрали сразу после главного тормозного цилиндра, а его клапаны управляют давлением жидкости в контурах тормозной системы. Если заторможенное колесо начало скользить, клапаны гидроблока понижают или временно прекращают подачу жидкости к рабочему тормозному цилиндру.
Этого может оказаться недостаточно, чтобы колесо разблокировалось, и тогда электромагнитный клапан направит тормозную жидкость в отводную магистраль, снижая тем самым давление в рабочем тормозном цилиндре. Когда колесо вновь начинает вращаться, по достижении им некоторой угловой скорости, электронный блок ABS снимает свою команду, клапаны открываются, и гидравлическое давление опять передается на тормозной механизм. Торможение и растормаживание колеса будут происходить периодически (этот процесс называется модуляцией, и гидроблок иногда называют модулятором тормозного давления), и водитель ощущает работу ABS частыми резкими толчками на педали тормоза, пока не исчезнет угроза блокирования или до полной остановки автомобиля.
При работе ABS эффективность замедления автомобиля, кроме того, что управление не выходит из-под контроля водителя, остается выше, чем при торможении юзом. Испытаниями установлено, что на скользком покрытии тормозной путь автомобиля, оснащенного ABS, может быть на 15% короче, чем у обычной автомашины. Кроме того, ходимость протектора покрышек при использовании ABS увеличивается на 5-7%.