Подушка безопасности используется для смягчения удара в направлении пассажира в случае автомобильного столкновения. Является неотъемлемой частью системы пассивной безопасности (SRS, Supplementary Restraint System) в транспортных средствах.
На первых порах большинство автомобилей комплектовалось лишь одной, водительской, подушкой безопасности, установленной в рулевом колесе и защищающей водителя. Но сегодня очень часто уже в базовой комплектации не самых дорогих машин предлагается вдобавок и аэрбег для пассажира. Он не должен развертываться при боковом ударе, ударе в заднюю часть либо перевороте автомобиля. По причине того, что подушка безопасности водителя срабатывает лишь раз и затем быстро сдувается, она бесполезна при последующем столкновении.
С каждым годом подушек в автомобиле становится больше, а сами они – умнее. Увеличивается количество датчиков, способных различать удары по силе и характеру. Самые совершенные системы могут даже распознать ситуацию, когда в стоящую на месте машину врезается другая. И это притом, что обычно подушки блокируются при скорости менее 20 км/ч.
На раскрытие подушки уходит не более 20 миллисекунд. Пиропатроны безвредные. Фильтры пропускают в подушку только азот, задерживая опасные для здоровья газы и твердые частицы. Подушка умеет варьировать внутреннее давление и степень раскрытия в зависимости от силы столкновения. Благодаря датчикам в креслах, аэрбэг умеет не раскрываться, если на сиденье нет водителя или не пристегнут ремень безопасности. Современная водительская подушка, в отличие от ранних образцов, которые опадали спустя 1-2 секунды после срабатывания, может сохранять нужное давление до 10 секунд. Это позволяет защитить водителя при повторном столкновении или при последующем перевороте машины.
Уберечь от тяжелых травм – главная задача аэрбэга при срабатывании. Недавно появилась раздвоенная пассажирская подушка. Основную тяжесть её удара принимают на себя плечи и грудь человека, а лицо остается в относительной неприкосновенности.