Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
EXEED
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaecoo
Jaguar
Jeep
Jetour
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
OMODA
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong / KGM
Subaru
Suzuki
TANK
Toyota
Volkswagen
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Москвич
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Belgee
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
Donkervoort
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Ineos
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
LEVC
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
Micro
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
Tazzari
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hennessey
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Seres
Tesla
Vector
Aito / Seres
Aiways
Arcfox
Avatr
BAIC
Baojun
Blaval
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
Dayun
Denza
DongFeng
EXEED
Exlantix
FAW
Forthing
Foton
Fuqi
GAC
GAC Trumpchi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Hanteng
Haval
Hawtai
Hino Motors
HiPhi
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
Huazi
Hycan
IM Motors
JAC
Jaecoo
Jetour
Jetta
Jidu
JMC
JMEV
KAIYI
Kandi
Knewstar
Landwind
Leapmotor
Lifan
Livan
Luxeed
Luxgen
Lynk & Co
M-Hero
Maple / SMA
Maxus
MG
Nevo
Nio
OMODA
ORA
Oting
Qoros
Radar
Rising Auto
Roewe
Rox
SAIC
Shacman
Skywell
Stelato
SWM
TANK
Tianma
Tianye
Tonggong
Venucia
VGV
Vortex
Voyah
Weltmeister
WEY
Wuling
Xiaomi
Xin Kai
XPeng
YueJin
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong / KGM
Ambertruck
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
Solaris
Sollers
Volga
Xcite
АмберАвто
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
VinFast
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Suzuki
Cezet
Lifan
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
ГАЗ
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
Sollers
YueJin
Dayun
DongFeng
Foton
Shacman
Volvo
Ambertruck
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
Ikarus
Hyundai
Volvo
Volvo
SsangYong / KGM

ЗИЛ-158 - основной городской автобус СССР 1960-х – начала 1970-х годов

Некоторые считают, что этот городской автобус выпускался под двумя аббревиатурами, но с одним и тем же индексом - ЗИЛ-158 и ЛиАЗ-158. На самом деле это не совсем точно. Объясним, почему.
Фото: uncle-vova.com

Первый «сто пятьдесят восьмой» был собран на столичном Заводе им. Лихачева летом 1956-го. Это была дальнейшая модернизация небезызвестного автобуса ЗИС-155, который перевозил советских граждан в первые послевоенные годы. Новичок отличался удлиненным на 770 мм кузовом и увеличенной до 60 человек пассажировместимостью, при которой половина мест отводилась для сидения.

Ранее мы писали
Тот уровень комфорта, который предоставляют современные междугородние автобусы, нашим родителям, пардон, и ...
Читать далее
ЗИЛ-158 получился вполне современным для своей эпохи с точки зрения дизайна. У него были большие передние и боковые окна, которые обеспечивали прекрасную обзорность как водителю, так и пассажирам. Причем, самые первые машины комплектовались дополнительно окошками в вентиляционных люках в крыше и окнами по углам на задних скатам этой самой крыши. Смотрелось интересно, но недолго; по каким-то причинам эта конструктивная идея не прижилась.

Вплоть до весны 1960-го автобусы ЗИЛ-158 изготавливали в Москве – в общей сложности было изготовлено 9515 машин, включая партию из 180 автобусов, собранных специально к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов.

После этого выпуск продолжили на Ликинском автобусном заводе. С какими целями была осуществлена переброска? Да с самыми прагматичными: дело в том, что ЗИЛ серьезно наращивал производство так необходимых народному хозяйству грузовиков, и предприятию было проблематично потянуть параллельную сборку автобусной техники.

При этом растущему населению советских городов, как ни крути, позарез были нужны и вместительные автобусы. Вот и пригодились мощности подмосковного ЛиАЗа. Именно в Ликино было произведено наибольшее количество «158-х» за все годы существования модели. Причем, тираж рос от года к году. Если в 1959-м с конвейера сошло 213 автобусов, то в 1963-м – уже 5419 ед., а в 1969-м — и вовсе 7045 шт. Вообще же, за 10 лет трудолюбивые сотрудники ЛиАЗа отгрузили автопаркам СССР около 50 тыс. ЗИЛ-158. 

Ранее мы писали
Венгры считают Ikarus 66 культовым произведением отечественного автобусного искусства. Если бы этот автобус ...
Читать далее
Опять же, заметили, что мы называем автобус именно ЗИЛ-158, а не ЛиАЗ-158? Дело в том, что во всех сохранившихся документах автобус, собиравшийся в Ликино, именуется как «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». Это его четкое официальное название, и никак иначе. В Подмосковье «сто пятьдесят восьмой» серийно собирался до начала 1971 года, но весной 1973-го заводчане решили изготовить ещё один, самый последний экземпляр – он поехал на отраслевую выставку НАМИ.

Что собой представлял автобус?

9-метровый ЗИЛ-158 с колесной базой почти 4,9 метра имел переднемоторную компоновку, при которой силовой агрегат размещался чуть правее водителя. Привод осуществлялся на задний мост благодаря карданной передаче с 2 подвесными подшипниками. Кузов сделали несущим, так называемого вагонного типа. Для посадки и высадки пассажиров в нем вырезали две 4-створчатые двери, которые открывались наружу, а не внутрь, как сегодня. Была еще одна дверь – поворотная, для водителя.

Панели обшивки кузова были дюралевые; крепились они на каркасе посредством огромного количества 5-миллиметровых заклепок. С высоты сегодняшнего дня это, наверное, выглядит оригинально, но каково было рабочим конвейера, имевших дело с этим трудоемким процессом.

Ранее мы писали
В 1967 году на маршрут №3 «площадь Победы – Театральная площадь» в Ленинграде вышли новые 2-секционные автобусы ...
Читать далее
Героев социалистического труда и ничем не примечательных рядовых горожан в светлые городские дали тянул бензиновый нижнеклапанный рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 5,55 литра. Его мощность составляла всего 109 л. с. при 2800 об/мин. Крутящий момент достигал 333,5 Нм при 1300 об/мин, за приготовление топливной смеси отвечал карбюратор К-84М. Быстро ехать не получалось – 65 км/ч и не больше. Но ведь и снаряженная масса автобуса была 6,5 тонны, а полная и вовсе почти 11 тонн! Плюс «лошадиный» расход бензина – под 40 литров на загородной трассе.

Коробка передач была механическая, трёхходовая, с 5-ю передачами вперёд и одной назад. Подвеска всех колес – рессорная, на резьбовых пальцах. И передний, и задний мосты имели рычажные амортизаторы. Тормозная система — пневмопривод. Где-то с 1961 года барабанный стояночный тормоз начали ставить не на задний подвесной подшипник, а на коробку, появилось новое однодисковое сцепление. Уже перед самым окончанием производства на автобусы стали монтировать телескопические амортизаторы.

Вариации на тему

У «сто пятьдесят восьмого» был целый букет модификаций. К уже упомянутому Московскому международному фестивалю студентов и молодёжи построили туристический ЗИЛ-158А, который отличался остекленными скатами крыши, заглушенной задней дверью и 4-рядной планировкой салона.

Глубокой модернизацией базовой модели, правда, не дошедшей до серии, стал ЗИЛ-158Д. У него были унифицированные штампованные панели задней и передней частей кузова, 3-рядная планировка салона и увеличенные накопительные площадки.

Еще одной модернизацией стала версия ЗИЛ-158В: были усовершенствованы тормоза, использован доработанный двигатель ЗИЛ-158В с повышенной степенью сжатия (бензин А-72) и увеличенным крутящим моментом. Стали доступны иные сцепление, главная передача, КПП.

Дополнительная буква «А» к предыдущей вариации (ЗИЛ-158ВА), и получился усовершенствованный туристический автобус. Новации по технической начинке аналогичны модели ЗИЛ-158В.

Ранее мы писали
В теперь уже далекие 1980-е годы я занимался в детской горнолыжной школе и поэтому очень часто приходилось ...
Читать далее
Сложное название ЗИЛ-158+Аремкуз-2ПН-4 есть ничто иное, как опытный автобусный поезд. В его составе были тягач ЗИЛ-158 и автобусный прицеп «Аремкуз-2ПН-4». Единичные экземпляры проходили опытную эксплуатацию в Москве в период 1959-1961 годов. Говорят, что в Крыму в летние месяцы из МТБ-82 и ЗИЛ-158 составлялись специальные троллейбусно-автобусные поезда, правда, «пахали» они недолго – слишком уж сильным был износ подвижного состава.

На базе ЛиАЗ-158В в 1962-м был сконструирован первый советский экспериментальный сочленённый 4-дверный автобус - ЛиАЗ-5Э-676. При длине более 15 метров он мог перевозить до 123 пассажиров со скоростью до 60 км/ч. Недостаточная мощность двигателя типа ЗИЛ-130 не довела «сочлененку» до серии. 

Наконец, в одном-единственном экземпляре был собран «рельсовый автобус тип 1» РА1. Это была 2-вагонная автомотриса с использованием кузовов и силовой передачи автобуса ЗИЛ-158В.

Остается резюмировать, что в 1960-х - начале 1970-х именно ЗИЛ-158 был основной моделью городского автобуса в крупных городах Советского Союза. И, несмотря на очевидные, с высоты сегодняшнего дня, минусы, он смог таки обеспечить население функцией пассажирской транспортировки. 

Подпишитесь на Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.