Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
DongFeng
EXEED
FAW
Foton
Fuqi
GAC
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Skywell
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
Logem
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Глоток водорода: как скоро наш транспорт поедет на альтернативном виде топлива?

Несмотря на все свои недочеты, связанные с ковидными ограничениями и дефицитом электронных компонентов, 2021 год все же преподнес нам много чего интересного. Одной из его вех, которая, быть может, войдет в историю, - ренессанс водородно-транспортной энергетики.
Фото: leaseplan.com

В свое время активно начатая, но также в момент закрытая тема с водородными двигателями нашла вдруг понимание у руководства большинства ведущих автоконцернов планеты. Мы уже наслышаны о громких заявлениях относительно скорого отказа от выпуска ДВС и предпочтении им электрической тяги. Но вот уже все слышнее пророчества, связанные с прославлением водородной технологии. Причем, за ней видят свое будущее не только иностранцы, но и отечественные автопроизводители.

Ранее мы писали
Вообще-то в сферу основной деятельности «Крыловского государственного научного центра» входят направления ...
Читать далее
А ведь еще в начале нулевых тогдашний вице-президент РАН, советский и российский физик, основатель научного направления сильноточной электроники и импульсной электрофизики, Геннадий Месяц заявил: «Пора вылезать из-под теплого одеяла нефтедолларов: нынешнюю нефтяную экономику, в конце концов, сменит экономика водородная».

Он и ряд других ученых уже тогда определились с ответом на вопрос: что будет, когда на Земле иссякнут запасы нефти и газа? В недалеком будущем на смену привычным углеводородам придет экологически чистое и неисчерпаемое топливо – водород. Но, по словам г-на Месяца, следует поторопиться, чтобы не попасть в зависимость от тех стран, которые выиграют в технологичной гонке за обладание конкурентоспособным водородным двигателем.

Действительно, к тому времени зарубежные автогиганты уже не один од вели работы по созданию серийных машин, получающих энергию от топливных элементов. Занятие это чрезвычайно дорогое, поскольку требует применения высоких «космических» технологий, но перспективное, ведь вместо выхлопных газов выделяется обычная вода.

«Лада Антэл»

Геннадий Месяц говорил не просто как ритор-теоретик, он знал, что на «АвтоВАЗе» к тому времени (2001 год) «поставили на колеса» автомобиль, который поехал на водороде и кислороде. Это была, как многие помнят, «Лада Антэл», созданная при участии инженеров РКК «Энергия» и Уральского электрохимического комбината. Ученые приспособили электрохимический генератор, давно изготовленный для применения на «Буране», к «Ниве-2131».

Установка ЭХГ заняла свое место в багажном отделении, оставив 5-местный салон пассажирам. В моторный отсек загрузили аккумуляторы. Автомобиль в одночасье стал переднеприводным. Его ТТХ были не весть какие: мощность электромотора – 25 кВт/ч, запаса водорода в 1,2 кг хватало для преодоления 200-250 км, максимальная скорость – 80 км/ч. Тогда создатели «Антэла» заявили, что сделали первый шаг и занесли себя в престижный список фирм, способных работать на далекую перспективу.

По их мнению, появления серийных водородных машин следует ожидать не менее 10 лет. Дескать, не за горами оборудование существующего «водородомобиля» системой рекуперации электроэнергии, улучшающей экономичность, и оснащение передвижной установкой, получающей водород из легкодоступных углеводородных видов топлива (не обязательно бензина). Тогда, мол, исчезнет зависимость от общественных водородных заправочных станций, которые «пока что никто не собирается строить».

Последняя фраза не в глаз, а в бровь. Водородных заправок в России нет до сих пор. Даже несмотря на то, что на «АвтоВАЗе» впоследствии были разработаны «Антэл-2» и «Антэл-3». Во многом именно по этой причине мировые автопроизводители (тот же Hyundai) заявили о своем отказе поставлять водородные модели на отечественный рынок.

«КамАЗ»

Но они (заправки), все-таки должны появиться. Иначе из каких источников будут черпать свою энергию анонсированные «КамАЗом» водоробусы? В 2022 году предприятие продолжит развитие водородного транспорта и планирует поставить в адрес Москвы опытную партию таких машин, заявил генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин. 

По его словам, в области водородной тематики компания намерена двигаться в 2 направлениях: для России планируется выпускать пассажирский транспорт, для Европы – развозные грузовики. «Мы провели несколько технических дней с зарубежными производителями, выявили несколько стоп-факторов, - заявил г-н Когогин. - Во-первых, это актуальная цена килограмма водорода, во-вторых, влияние на экономику машины ее транспортировки, и, в-третьих, безопасность, в области которой в России пока не существует нормативной базы». На приведение оной в порядок, по словам главы «КамАЗа», потребуется минимум 2-3 года.

Тестовый водоробус должен выехать на столичные маршруты в IV квартале этого года.  «Спешки никакой нет, - отметил г-н Когогин. - Необходимо опробовать технологию. Сначала будем заниматься этим сами – полностью испытывать технику, и только потом передадим её в опытную эксплуатацию «Мосгортрансу».

К разработке техники, работающей на водороде, в Набережных Челнах приступили в начале прошлого года, а первый водоробус КамАЗ-6290 был презентован в сентябре на выставке Comtrans-2021 в Москве. В списке  преимуществ водоробуса создатели отмечают экологичность и отсутствие дизельного подогревателя для обогрева салона, чем, кстати, грешит электробус. Кстати, в отличие от последнего, водоробус способен проехать на одной заправке до 250 км (электробус едет лишь 70 км). Это значит, что водородное ТС можно будет использовать в том числе на междугородных линиях. Там же, на Comtrans-2021, «КамАЗ» совместно с компанией GreenGT показал 44-тонный прототип грузовика с системой водородных топливных элементов мощностью 170 кВт с двумя батареями по 85 кВт.

«Группа ГАЗ»

Ранее мы писали
В Германии «Группа ГАЗ» планирует наладить продажи ГАЗели Next, работающей на водороде. Первыми российские ...
Читать далее
Летом прошлого года глава российского Минпромторга Денис Мантуров заявил, что отечественное производство автомобилей, работающих на водороде, начнется примерно в 2024 году. Попутно будет освоен выпуск автобусов на водороде, заявил он в интервью агентству ТАСС. Под автомобилями чиновник подразумевал, скорее всего, проект «Группы ГАЗ» – ее представители заявили, что намерены сделать ставку на сжигание водорода в ДВС. Дескать, опытный образец такого автомобиля должен поехать в 2024 году.

Сжигание водорода в ДВС не суть какое современное решение. По словам Геннадия Месяца, одним из пионеров использования водорода в этом качестве являлся инженер-лейтенант Шелищ. В блокадном Ленинграде не хватало бензина, но было достаточно много мощностей для производства водорода – этот газ тогда использовался для наполнения аэростатов. И вот тогда Шелищ предложил перевести автомобили на водород. Переделал одну машину, показал, что она будет работать, и вскоре по Ленинграду разъезжали уже 200 водородных автомобилей.

В лабораториях Группы уже создан электробус на водородных топливных элементах, причем, в 2 вариантах – «Ситимакс Гидроген» на 85 пассажиров и на 22 посадочных места («Газель Сити»). Опять же  заявленное главное преимущество перед электробусом – запас хода (350 км). Вадим Сорокин, представитель «Группы ГАЗ», подчеркнул: «Убеждены, что этого будет достаточно. Перспективность проекта - вопрос сложный, эта техника очень дорогая. Водородный автобус будет в 3 раза дороже электрического». По его мнению, свое слово должно сказать государство (предоставление субсидий, законодательные нормативы и т.п.).

О дороговизне водородной техники говорил два десятилетия назад и Геннадий Месяц. По его словам, чтобы водородные автомобили стали конкурентоспособными, стоимость одного киловатта установленной мощности не должна превышать 100 долларов, а в представленных в начале 2000-х годов разработках цена киловатта составляла порядка 3000 долларов.  

Aurus Hydrogen

Ранее мы писали
На церемонии запуска серийного производства Aurus журналистам показали седан на водородных топливных элементах ...
Читать далее
Интересен, в своем роде, проект водородного «Ауруса». Концепт под названием Aurus Hydrogen представляет собой водородную модификацию лимузина Senat. По словам Дениса Ендачева, исполнительного директора по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ», этот автомобиль имеет пробег в 2 раза больше, нежели электрокар с силовой установкой аналогичной мощности и сопоставимым аккумулятором. Кроме того, он способен  проехать на одной заправке 600-800 км, причем как летом, так и зимой.

На заправку Aurus Hydrogen уходит 3-4 минуты. В настоящее время инженеры Aurus приступили к работе над серийной версией водородной модели. Если не случится форс-мажор, к 2024–2025 г.г. можно будет ожидать появления серийной версии водородного «Ауруса».

Еще 20 лет назад США планировали перевести на водород весь свой автотранспорт. Как видим, не получилось. И не только у них. Отечественные эксперты и тогда, и сейчас делали и делают акцент на том, что водородный вопрос должен быть выведен на общегосударственный уровень, как это было в свое время с атомным и ракетным проектами. Есть информация, что к началу грядущего десятилетия в России предполагается запуск не менее 1000 водородных заправок. Вот только случится ли так, как обещается?


Упомянутые модели: ВАЗ (Lada) Нива 4х4 (2131) (от 538 700 Р), Aurus Сенат (от 18 000 000 Р)
Подпишитесь на Яндекс.Новости и Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин